logo search
Grazhdansky_protsess_2012

Критерии разграничения подведомственности между различными юрисдикционными органами (Конституционный суд, Арбитражный суд, третейские суды, суды общей юрисдикции, органы загСа, ктс, др.).

Юрисдикц. органы, наделенные правом разрешать юр. дела: 1) органы гос-ва, осущ-щие суд. власть: КС РФ, СОЮ, АС; 2) органы испол. власти: органы ЗАГСа, налоговые органы и др.; 3) органы, создаваемые, назначаемые или избираемые самими сторонами спора: третейские суды, КТС, посредники; 4) межгос. органы по защите прав и свобод человека: Европ. Суд по правам чел-ка. Критерии разграничения подведом-ти: 1) характер спорного правоотношения: СОЮ подведомственны дела, указанные в ст. 22 ГПК – все исковые дела, возникающие из гр. правоотношений. АС подведомственны дела по эконом. спорам и иной эконом. деят-ти (ст. 27 АПК). 2) субъектный состав (состав участников спора): в СОЮ – гр-не, орг-ции, органы гос. власти, ОМС. В АС – юр. лица и индив. предприн-ли. В некот. случаях – РФ, м/с, органы гос. власти, ОМС, гр-не, муниц. образования. 3) спорность либо бесспорность права: суды рассматривают споры о праве и только в случаях, предусмотренных законом, - дела бесспорного хар-ра. Органы испол. власти (осущ-щие рег-цию юр. фактов) рассмат-ют дела, в которых нет спора. 4) наличие договора м/у сторонами спора: суд – при отсутствии договоренности, третейский суд или нотариус – при наличии договоренности. 5) характер правового акта: КС РФ рассматривает дела о соответствии Конституции РФ норм. актов. СОЮ – дела о признании недействующими НПА. АС – дела в отношении НПА, затрагивающих права заявителей в сфере предприн. и иной эконом. деят-ти.