Статья 19. Проверка соблюдения порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформления подписных листов и достоверности сведений, содержащихся в подписных листах
1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 30 дней со дня приема подписных листов и документов, указанных в статье 18 настоящего Федерального конституционного закона, проверяет соблюдение порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей, а также соблюдение инициативной группой по проведению референдума порядка финансирования своей деятельности и правил проведения агитации по вопросам референдума. 2. Для проверки соблюдения порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может своим решением создавать рабочие группы из числа членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, работников ее аппарата, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий референдума, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей. 3. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, иные комиссии референдума вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума, а также ГАС "Выборы". Сведения о результатах проверки, полученные по каналам связи ГАС "Выборы" и подписанные электронной цифровой подписью должностного лица избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, могут являться основанием для признания подписей участников референдума недействительными. 4. Проверке подлежит не менее 40 процентов подписей от необходимого для реализации инициативы проведения референдума количества подписей участников референдума и соответствующих им сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах. 5. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При проведении жеребьевки и проверке подписных листов вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума. Жеребьевка проводится в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации непосредственно после выдачи уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума документа, подтверждающего прием подписных листов. 6. О времени проведения проверки, указанной в части 2 настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана сообщить уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума. Проверке подлежат все подписи участников референдума и соответствующие им сведения об участниках референдума, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. 7. По результатам проверки, указанной в части 2 настоящей статьи, подпись участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. 8. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке, указанной в части 2 настоящей статьи. 9. Недействительными считаются: 1) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме, в том числе лиц, не достигших возраста 18 лет на момент внесения подписи в подписной лист; 2) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации, сведений, полученных по каналам связи ГАС "Выборы" и подписанных электронной цифровой подписью должностного лица избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке, указанной в части 2 настоящей статьи; 3) подписи участников референдума без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом сведений либо без указания даты внесения участником референдума своей подписи в подписной лист; 4) подписи участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом; 5) подписи участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума, а также подписи участников референдума, даты внесения которых не проставлены ими собственноручно; 6) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума или лицами, заверяющими подписные листы; 7) все подписи участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны неполно либо не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, не внесены им собственноручно; 8) подписи участников референдума, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума, либо после окончания срока сбора подписей; 9) подписи участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных частями 3, 9 и 10 статьи 17 настоящего Федерального конституционного закона; 10) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке, указанной в части 2 настоящей статьи; 11) все подписи участников референдума в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального конституционного закона; 12) все подписи участников референдума в подписном листе в случае, если номер регистрационного свидетельства внесен в подписной лист после его изготовления. 10. Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об участнике референдума, содержащихся в подписном листе, сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. Установление достоверности подписи участника референдума методом опроса участников референдума запрещается. 11. Проверке и учету не подлежат подписи участников референдума и соответствующие им сведения об участниках референдума, содержащиеся в подписном листе, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей участников референдума до приема подписных листов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. 12. Если при проверке, указанной в части 2 настоящей статьи, обнаруживается несколько подписей одного и того же участника референдума в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными. 13. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным конституционным законом, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7, 11 и 12 части 9 настоящей статьи. 14. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной, если не установлено, что она недействительна в соответствии с пунктами 7, 11 и 12 части 9 настоящей статьи. 15. Если количество выявленных при выборочной проверке недостоверных и (или) недействительных подписей участников референдума составит 5 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, дальнейшая проверка подписных листов не проводится. 16. По окончании проверки, указанной в части 2 настоящей статьи, составляется итоговый протокол, который подписывается членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса и представляется Центральной избирательной комиссии Российской Федерации для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Внесение изменений в протокол после принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации указанного решения не допускается. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за пять дней до дня заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, на котором должен рассматриваться вопрос о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. В случае, если количества достоверных подписей участников референдума недостаточно для назначения референдума либо количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 5 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
- Российская федерация федеральный конституционный закон о референдуме российской федерации
- Глава 1. Общие положения Статья 1. Референдум Российской Федерации
- Статья 2. Принципы проведения референдума
- Статья 3. Законодательство Российской Федерации о референдуме
- Статья 4. Основные термины и понятия
- Статья 5. Право на участие в референдуме
- Статья 6. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум
- Статья 7. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума
- Статья 8. Язык проведения референдума
- Статья 9. Финансирование референдума
- Статья 10. Подготовка и проведение референдума комиссиями референдума
- Статья 11. Гласность при подготовке и проведении референдума
- Статья 12. Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы"
- Статья 13. Участие в референдуме иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений
- Глава 2. Инициатива проведения референдума. Назначение референдума Статья 14. Инициатива проведения референдума
- Статья 15. Порядок реализации инициативы проведения референдума, принадлежащей гражданам Российской Федерации
- Статья 16. Подписной лист
- Статья 17. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума
- Статья 18. Представление подписных листов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации
- Статья 19. Проверка соблюдения порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформления подписных листов и достоверности сведений, содержащихся в подписных листах
- Статья 20. Принятие Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения о результатах выдвижения инициативы проведения референдума
- Статья 21. Реализация инициативы проведения всенародного голосования по проекту новой Конституции Российской Федерации
- Статья 22. Реализация инициативы проведения референдума в соответствии с международным договором Российской Федерации
- Статья 23. Назначение референдума
- Глава 3. Комиссии референдума Статья 24. Система и статус комиссий референдума
- Статья 25. Порядок формирования специальных территориальных комиссий
- Статья 26. Порядок и сроки формирования участковых комиссий
- Статья 27. Порядок назначения и срок полномочий членов комиссий референдума с правом совещательного голоса
- Статья 28. Организация деятельности комиссий референдума
- Статья 29. Статус членов комиссий референдума
- Статья 30. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
- Статья 31. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации
- Статья 32. Полномочия территориальной и специальной территориальной комиссий референдума
- Статья 33. Полномочия участковой комиссии
- Статья 34. Гласность в деятельности комиссий референдума
- Статья 35. Содействие комиссиям референдума в реализации их полномочий
- Глава 4. Статус наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации Статья 36. Наблюдатели
- Статья 37. Иностранные (международные) наблюдатели
- Статья 38. Представители средств массовой информации
- Глава 5. Округ референдума. Образование участков референдума Статья 39. Округ референдума
- Статья 40. Образование участков референдума
- Статья 41. Порядок доведения до участников референдума сведений об образовании участков референдума
- Глава 6. Списки участников референдума Статья 42. Порядок составления списков участников референдума
- Статья 43. Порядок включения в список участников референдума и исключения из списка участников референдума граждан Российской Федерации
- Статья 44. Ознакомление участников референдума со списками участников референдума
- Глава 7. Финансовое обеспечение референдума. Фонды референдума Статья 45. Финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума
- Статья 46. Финансовое обеспечение комиссий референдума
- Статья 47. Контрольно-ревизионные службы
- Статья 48. Фонды референдума
- Статья 49. Уполномоченные представители по финансовым вопросам
- Статья 50. Специальный счет фонда референдума
- Статья 51. Добровольные пожертвования в фонд референдума
- Статья 52. Отчетность по средствам фонда референдума
- Статья 53. Возврат средств инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой
- Глава 8. Информационное обеспечение референдума Статья 54. Информационное обеспечение референдума
- Статья 55. Информирование участников референдума
- Статья 56. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения
- Статья 57. Опубликование текста проекта новой Конституции Российской Федерации, проекта нормативного акта, вынесенных на референдум
- Статья 58. Участие комиссий референдума в информационном обеспечении референдума
- Статья 59. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения референдума
- Статья 60. Агитация по вопросам референдума
- Статья 61. Порядок создания инициативной агитационной группы
- Статья 62. Агитационный период
- Статья 63. Условия проведения агитации по вопросам референдума посредством массовых мероприятий
- Статья 64. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
- Статья 65. Общие условия проведения агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях
- Статья 66. Условия проведения агитации по вопросам референдума на телевидении и радио
- Статья 67. Условия проведения агитации по вопросам референдума через периодические печатные издания
- Статья 68. Недопустимость злоупотребления правом на проведение агитации по вопросам референдума
- Глава 9. Голосование Статья 69. Помещение для голосования
- Статья 70. Бюллетень
- Статья 71. Открепительное удостоверение
- Статья 72. Порядок использования гас "Выборы" при установлении итогов голосования и определении результатов референдума
- Статья 73. Досрочное голосование
- Статья 74. Порядок голосования
- Статья 75. Порядок голосования вне помещения для голосования
- Глава 10. Подсчет голосов участников референдума, установление итогов голосования и результатов референдума Статья 76. Протокол участковой комиссии об итогах голосования
- Статья 77. Порядок подсчета голосов участников референдума, составления протокола участковой комиссии об итогах голосования
- Статья 78. Установление итогов голосования территориальной комиссией
- Статья 79. Установление итогов голосования избирательной комиссией субъекта Российской Федерации
- Статья 80. Определение результатов референдума
- Статья 81. Повторное голосование на референдуме
- Статья 83. Вступление в силу и юридическая сила решения, принятого на референдуме
- Глава 12. Хранение документов референдума Статья 84. Порядок и сроки хранения документов референдума
- Статья 86. Осуществление комиссиями референдума контроля за установлением итогов голосования нижестоящими комиссиями референдума
- Статья 87. Обжалование в суд решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в референдуме
- Статья 88. Основания для отмены судом решения комиссии референдума об итогах голосования
- Статья 90. Ответственность за нарушение права на участие в референдуме
- Глава 15. Заключительные и переходные положения Статья 91. Порядок исчисления сроков в настоящем Федеральном конституционном законе
- Статья 92. Переходные положения
- Статья 93. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона
- Контрольные соотношения данных, внесенных в протокол об итогах голосования