logo search
ІНФОРМАЦІЙНЕ ПРАВО (стац) / ПІДРУЧНИКИ / Инф право Курс лекций

11.2.2. Области создания и распространения исходных документов, формирования информационных ресурсов и предоставления информационных продуктов и информационных услуг в Интернет

Основными субъектами данной области являются те, кто производит и предоставляет потребителям Интернет многочисленные информационные продукты и услуги. Они вступают в отношения с потребителями услуг Интернет. К субъектам, производящим и предоставляющим услуги в этой сфере (провайдеры), относятся органы государственной власти и государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.

Интернет сегодня широко применяется для осуществления самых разных видов деятельности, основанной на создании электронных документов и передачи их по сети Интернет. К наиболее существенным видам такой деятельности можно отнести электронную торговлю и любой другой электронный документооборот (Интернет-магазин, Интернет-СМИ, Интернет-учреждение и т.п.).

Субъекты — производители информационных ресурсов, информационных продуктов информационных услуг в Интернет выполняют следующие действия (в порядке реализации прав или исполнения обязанностей) разрабатывают и размещают свою информацию в сети (производители, в том числе авторы информации, информационных продуктов и услуг). Размещение информации в сети следует рассматривать как предложение к распространению, по сути дела, как функцию распространения этой информации по сети;

предоставляют доступ к информационным ресурсам неограничен ному кругу лиц (или, если доступ к информации платный или ограниченный, — строго определенному кругу лиц).

В принципе можно просмотреть все виды информации, приведен ной в рассмотренных выше классификаторах информационной сферы с точки зрения решения проблемы осуществления по их поводу ин формационных процессов ввода, хранения, поиска и распространения информации в виртуальном пространстве.

Основные отношения, возникающие между производителями услуг Интернет и потребителями таких услуг, регулируются традиционными нормами гражданского права или публичного права. Как и в первом случае, это традиционные договорные отношения и отношения административно-правового плана.

При этом одной из важнейших с точки зрения правового регулирования отношений в Интернет являются ввод в эту сеть и распространение с ее помощью исходной информации в виде произведений, баз и банков данных и защите авторских прав на эти объекты при распространении их по сети. Здесь как и в реальной действительности остро стоят проблемы защиты авторских прав. И потому в большей своей части отношения, возникающие в этой области, регулируются норма ми гражданского и публичного права.

Как и в предыдущем случае, в Интернет возникают проблемы, связанные с распространением электронных документов (или документов в электронном виде).

Они сводятся к следующему:

определение и закрепление понятия электронного документа, подтверждение его юридической силы;

установление факта и даты ввода в Интернет такого документа;

идентификация содержания электронного документа (информации) с его создателем (обладателем);

выявление и доказывание факта распространения контрафактных экземпляров по сети;

доказывание права авторства информации (содержания документа).