logo search
Еврейский вопрос

3.1 Хронология

Сер.13в. до н.э. (?)- союз-договор Бога Авраама, Исаака, Иакова (Яхве, YHWH, "эг'ье ашер эг'ье"- "Я есмь Сущий") с вышедшими из Египта под предводительством Моисея еврейскими племенами, закрепленный на г.Синай вручением двух "скрижалей завета" с текстом десяти заповедей. Положено начало устной традиции-учения и письменной, записанной позже в Торе (Пятикнижии Моисеевом).

1200-1000г. до н.э. Эпоха Судей, когда заселялся Ханаан, западнее р.Иордан. Руководство осуществлялось советом старейшин 12-ти "колен" (еврейских племен, связанных родственно-мифологическими узами и общим центром поклонения в г.Шило, где находился "ковчег завета").

1000-900г. до н.э. Образование еврейского государства Саулом, Давидом, Соломоном со столицей в Иерусалиме, куда был перенесен "ковчег завета". Расширение его территории, укрепление могущества. Раскол государства на Северное (Израиль, большее по территории и природным ресурсам, включившее район Самарии) и Южное (Иудею, куда попали два колена Иуды и Вениамина, а также малочисленное колено Левия) в 928г.до н.э.. Причина раскола, вероятно, кроется в привилегированном положении колена Иуды и его родового центра в Иерусалиме.

900-800г. до н.э. Раздор между царствами. Еврей идет на еврея войной. Шомрон (Самария) становится столицей Израиля. Союз и укрепление обоих царств.

734г.до н.э.- Борьба с Ассирией. За вынужденный союз Иудеи с Ассирией войска Израиля осадили Иерусалим, требуя устранения династии Давида.

722г. до н.э. Падение Самарии, насильственное переселение части населения Израиля ассирийским царем в Иран и Сев.Месопотамию, и наоборот, других покоренных народов в Самарию. Возникновение мифа о десяти потерянных коленах и формирование т.н. "самаритян", ведущих полуязыческий образ жизни

701г. до н.э. Осада Иерусалима ассирийским царем. Внезапный уход могущественного противника, тяжелая дань и пленение части народа в обмен на формальную политическую независимость. Чудо спасения, впрочем, может быть объяснено внутренними раздорами в столице самой Ассирии.

622г. до н.э. Воссоздание единого государства со столицей в Иерусалиме вместе с присоединением части Самарии (в связи с ослаблением Ассирии). Разгром возродившихся было языческих культов. "Нахождение" ковчега завета.

586г. до н.э. Крушение Иерусалима Навуходоносором. Начало Вавилонского пленения. Опустошение и разруха в Иудее, лишь частично затронувшая Самарию. Но царь иудейский, находясь в плену, сохраняет знаки царского отличия. Интенсификация письменной кодификации устной религиозной традиции, частичная замена жертвоприношений народными собраниями по типу "синагоги". Формирование арамейского языка наряду с ивритом.

538г. до н.э. Декрет персидского царя Кира о возвращении. Из всех народов, изгнанных Ассирией и Вавилонией, только евреи вернулись на родину. Конец вавилонского пленения, но и возникновение вавилонской диаспоры.

500-400г. до н.э. Начало эпохи Второго храма. Строительство храма при частичном спонсорстве Дария (согласно воле Кира) под руководством Зоровавеля. Трения между евреями, вернувшимися из пленения, настроенных ригористично в отношении иудаизма, и евреями, остававшимися в Эрец-Израэль и частично впавших в язычество. Реформы Эздры и наместника Неемии. Возрождение нормы "не родниться с другими народностями". Трения между Неемией и иерусалимским первосвященником. Миссию левитов осуществляет новое сословие "писцов"- "софрим".

332г. до н.э. Завоевание Палестины Александром Македонским. Статус Иудеи- автономия в рамках царства Птолемеев. Укрепление власти первосвященников. Частичная эллинизация, особенно приморских городов. Введение института откупщиков для сбора налогов, развитие международной торговли при посредничестве евреев. Иерусалимский храм как банк. Демографический взрыв в результате которого, административные границы между Иудеей, Самарией и Идумеей перестали соответствовать этническим.

168г. до н.э. Гонения Антиоха IV Эпифана, запрет обычая обрезания под страхом смерти и осквернение и разграбление Иерусалимского храма при предательстве первосвященника. Случай уникальный во всей человеческой истории, в особенности, если сравнить с римской веротерпимостью. Появление "хасидеев" (в пер.- благочестивых). Восстание Маккавеев под руководством Иуды, сына священника Маттании из рода Хасмонеев, и взятие Иерусалима.

142-140г. до н.э. Восстановление Иудейского царства и начало правление династии Хасмонеев (царь для греков являлся также и первосвященником для евреев). Расширение ее границ из-за слабости Селевкидов. Первые шаги навстречу Риму. Завоевание Идумеи, массовый переход идумеев в еврейство. Правление Александра Янная как расцвет Иудейского царства. Фарисеи как продолжатели дела "софрим" и хасидеев.

63г. до н.э. Взятие Иерусалима Гнеем Помпеем. Начало Римского владычества. Искусственное разделение Иудеи.

37г. до н.э. Восстание в Иерусалиме, поскольку возник конфликт между Римом и Парфянским царством. Идумей Ирод назначен римлянами царем иудейским после взятия Иерусалима. Всевластие Ирода, чуждого еврейской религии, в Иудее под присмотром римлян. Основание Иродом городов Себастия и Цезария в качестве опорных пунктов для римских легионов. Внешняя "подражательная" пышность Иерусалимского храма, упадок старой аристократии и обнищание народа. Разброд и шатание ввиду бесконечных трений с римскими наместниками, восстания зелотов и распространение мессианских чаяний.

70г.н.э. Великое Восстание. Взятие Иерусалима войсками Тита и разрушение храма. Конец эпохи Второго Храма Разрушение многих городов и селений, нанесение ущерба сельскому хозяйству римлянами с целью устрашения, истребление евреев, продажа их в рабство и неоднократная конфискация земель. Введение подушного налога в пользу Юпитера Капитолийского только для евреев. Формирование христианства.

нач. 2в.н.э.- Усиление роли синагоги (по греч.- "собрание") в жизни средиземноморской диаспоры. Переход в иудаизм членов царской династии Адиабены в Месопотамии. Завершение "Перевода семидесяти" Библии на греческий язык- Септуагинты, начатого еще в 3в.до н.э. Перенос синедриона в Явну. Начало составления Мишны. Постановление законоучителей том, что еврей не обязан жертвовать своей жизнью для выполнения всех предписаний Торы; однако три запрета нельзя ему нарушать даже под угрозой смерти: идолопоклонство, кровопролитие и кровосмешение. Руководит синедрионом патриарх. Полный разрыв с христанством. Египетский мятеж и почти полное уничтожение египетской диаспоры.

132-135г.н.э. Восстание бар-Кохбы (Шим'он Бар-Косба был объявлен раввином бен-Акивой, одним из столпов иудаизма, Мессией). Повод- император Адриан приравнял обрезание к кастрации, наложил запрет на него под страхом смерти. Следствие- окончательное сокрушение надежд на политическую независимость, экономическая катастрофа. Иерусалим был отстроен, но не как еврейский, а как языческий город, и был переименован в "Элия Капитолина" - в честь императора Публия Элия Адриана. Евреям было запрещено проживать в нем, и только раз в году, в девятый день еврейского месяца Аба, день разрушения храма, они допускались в город оплакивать руины своей святыни. Сказание о "десяти убиенных" мудрецах (так, с Бен-Акивы живьем содрали кожу). Запрет созыва синедриона, который затем восстановлен в г.Уша и позже перенесен в Тиверию.

нач.3в.н.э. Кодификация устного учения в виде Мишны Иегудой га-Наси. Император Александр Север дарит патриарху часть земель, экономический подъем. Но даже палестинское еврейство существует по-прежнему в виде разбросанных общин, связь которых осуществляется через синедрион. Разделение патриархата (светское) и синедриона (духовное).

361г.н.э. Правление Юлиана Отступника и возобновление гонений христианами. Начинание Юлиана отстроить Иерусалимский храм. Вытеснение евреев из Палестины, поскольку "вместо отступников-евреев христиане теперь наследуют святую землю". Официальное прекращение деятельности синедриона. Создание Иерусалимского Талмуда в к.4.в.н.э.

400-600г.н.э. Падение значения иерусалимского центра. Экономический упадок в Палестине, преследования со стороны христианских властей (напр., запрет на строительство синагог). Усиление роли вавилонской диаспоры. Главой еврейских общин в Вавилонии является экзиларх, роль которого весьма сходна с ролью царя. Сура и Негардея уже с нач.3в.н.э. являются центрами еврейской учености, будучи руководимы гаонами. Завершение Вавилонского Талмуда.

600-900г.н.э. Веротерпимость арабского Халифата, открытие доступа в Иерусалим. Однако продолжается отток евреев из Палестины, главным образом, в Сев.Африку и на Пиренейский полуостров. В Испании многие евреи заняли важные государственные посты, начало формироваться сефардское еврейство. Кратковременные периоды гонений (показания еврея не принимаются в суде, их заставляют носить желтую одежду (голубая предназначалась христианам). Религиозно-философская полемика в Багдаде и деятельность Саадья Гаона. Респонсы (ответы на вопросы) гаонов руководителям общин диаспоры со всего света. Возникновение секты караимов, не признающих устное учение. Практика насильственного крещения в вестготских королевствах.

900-1200г.н.э. Распад Халифата, упадок вавилонских гаонов, возникновение самостоятельных центров диаспоры. Преобладание городского образа жизни над сельским в среде еврейства. Преследования калифа аль-Хакима и возгорание мессианских чаяний. Формирование ашкеназского еврейства в Германии (предположительно, миграция шла из Италии). Первый случай "кровавого навета" (тезис о том, что евреи похищают в пасхальные дни христианского ребенка и подвергают его тем же пыткам, которым был подвергнут Иисус) в английском Нориче в 1144г. Случаи насильственного обращения в ислам, в христианство (марраны). Первые погромы, обострявшиеся в годы Крестовых походов. Период творчества великого еврейского поэта Иегуды Галеви и крупнейшего философа-рационалиста Маймонида (Моше бен-Маймон, или Рамбам).

13-14в.н.э. Разгул антисемитизма в Европе, совпавший в эпидемией чумы. Религиозному фанатизму не всегда успешно противопоставлен протекторат со стороны королей, отводивших евреям фискальную функцию. Полное изгнание евреев из Англии в 1290г. Реконкиста в Испании привела к ухудшению положения сефардов. Еврейские общины существуют в форме добровольного гетто в отведенных для них кварталах (чтобы лучше защищаться от погромов). Первые каббалистические учения - "Сефер га-Зогар" ("Книга Сияния"). Возрождение движения хасидов в Германии. Появление евреев в Польше и Литве, их автономное положение "королевства в королевстве". Возможно, что в еврейские общины Польши и Литвы влились остатки хазар, народа тюркского происхождения, высшие слои которого перешли в еврейство в VIII-IX вв. н. э.

1492г.- эдикт короля Фердинанда об изгнании всех евреев, в т.ч. марранов, из Испании. Катастрофа сефардского еврейства, что повлекло за собой усиление ашкенази, в частности, Краковской общины. Часть сефардов нашли пристанище в Турции и Палестине. Расселение евреев в Белоруссии и на Украине. Ересь "жидовствующих" в России. Расцвет каббалы в Сафеде в Палестине в лице Аризаля (Ицхак Лурия, или га-Ари) .

1649г. Восстание Богдана Хмельницкого, сопровождавшееся волной еврейских погромов, прокатившихся по Украине и Польше. В 1563 году, когда Полоцк во время ливонской войны был занят русскими, все евреи Полоцка были потоплены в реке по приказанию Иоанна Грозного, которому местные жители - русские половчане - "пожаловались на притеснения и лихие дела евреев, бывших доверенными и арендаторами польских властей и магнатов". После этого события больше двух столетий, до конца 18 века, евреи вообще не допускались, даже временно, на территорию России, как Московского царства, так и Российской Империи. Высказывание Елизаветы: "не желаю иметь никакой корысти от врагов Господа моего Иисуса Христа".

1655г. Возвращение евреев в Англию. Кромвель представил на обсуждение национальной Ассамблеи петицию о допущении евреев в Англию, о предоставлении им свободы вероисповедания, права строить синагоги, заниматься торговлей без всяких стеснительных условий и судиться по собственным законам. Начало периода эмансипации. В 1656 г. Спиноза был отлучен от синагоги. Проникновение евреев в Америку. Расцвет сефардского еврейства во Франции и Голландии. Появление термина "придворный еврей" в странах Европы. Роль еврейства в международной торговле.

17-19вв. Усиление процессов ассимиляции в западное общество, требования равноправия евреев на фоне периодических вспышек антисемитизма. Процессы секуляризации в еврейских общинах, падение авторитета кагалов (т.е. местных общин). Однако, несмотря на уравнивание евреев в политических правах, многие императоры продолжают "терпеть" еврея только в той мере, в какой он приносит пользу казне, т. е. в соответствии с его богатством, считая все-таки, что "евреев можно сделать полезными и есть возможность включить их в рамки государства". В России издан закон (1772), запрещавший евреям проживать за пределами присоединенных к России польских областей. Так возникла "черта оседлости", т. е. район, за границами которою евреям не было дозволено жить без особого разрешения.

1807г. По инициативе Наполеона был созван в Париже "Великий синедрион". Принятие ряда законов во Франции, призванных ассимилировать евреев в жизнь государства, "сделать их полезными". Наполеон первым публично пообещал евреям завоевать Иерусалим "во исполнение библейских пророчеств".

кон. 18в. Новохасидские автономные общины в Польше и центральной Европе во главе с "цадиком",который считался непосредственно через Каббалу связанным с вышними мирами и Богом ("Толдот Иаков-Иосеф"- первая хасидская книга, популяризирующая Каббалу). Борьба литовских евреев (литваков, или митнагдим ("сопротивление")) с самовольством хасидов, вдохновителем которой выступал Виленский Гаон (р.Элиягу, один из величайших талмудистов всех времен (1720-1797)). Возникновение Еврейского Просвещения. Распад Оттоманской империи и обнищание палестинских и турецких евреев ("ханукка"- добровольных пожертвование, собиравшихся во всех странах рассеяния для жителей Святой земли).

19в. Промышленно-банковские и литературные круги Европы стали в основном еврейскими (Дизраэли, Ротшильды, Монтефиоре). Германский антисемитизм (Бруно Бауэр, К.Маркс- окончательно ассимилировавшийся еврей), жестокие преследования в Румынии. Возрождение гетто в ряде периодов времени и в ряде стран. С 1827г. в России появились "мальчики-кантонисты"- варварское явление, когда с целью "исправления" дети отбирались у матерей и посылались в военные школы, а затем насильственно крестились. До к.19в. в России принято ряд законов, направленных на ассимиляцию, в т.ч., поощрение к получению светского образования в университетах и с другой стороны, частичный запрет на печатание книг на иврите.

к.19в.-нач.20-го Распад традиционных общин, усиление социалистических и националистических тенденций. К 1900г. в России проживало почти 50% всего мирового еврейства, 5.5млн.чел. Одесский погром (1881г) и Кишиневский погром (1903г), виновником которого считается Плеве, министр внутренних дел России. Царское правительство пыталось направить гнев национальных кругов на евреев и, тем самым, косвенно препятствовать распространению революционных настроений. 1917г.- в результате русской революции руководство страны стало всецело еврейским (ок. 90% евреев в каждом наркомате). Рождение палестинофильского движения и сионизма на национальных, а не религиозных принципах (Лев Пинскер: "не святая, а собственная земля должна быть предметом нашего стремления"). Начало стихийного поселенческого движения в Эрец-Израэль, частично спонсируемо Ротшильдом (с 1880г.), скупка земель в Палестине. Попытка создания поселений в Бразилии. В 1854, согласно сообщению журналиста газеты "New York Tribune" К.Маркса, евреи составляли 2/3 населения Иерусалима. План поселения в "Уганду" (предложена Герцлем Англией) не был принят на 6-м Сионистском конгрессе (Базель, 1903). Раскол движения и антисионистская организация "Агудат-Исраэль". После окончания Первой мировой войны во всем мире насчитывалось около 14 миллионов евреев. По своей численности еврейский центр в США - около 3,5 млн. человек - занял первое место. За США следовала ставшая независимой Польша, где проживали приблизительно три миллиона евреев. В Советском Союзе еврейское население составляло более 2,5. млн.; в Румынии - 0,75 миллиона, а в Германии и в Венгрии - по 0,5 миллиона. Декларация Бальфура (1919) о создании в будущем на территории подмандатной Англии Палестины национального еврейского очага. Интересы сионистов совпадали со стремлением Британии иметь надежный форпост для связи с Индией.

20-40гг 20в.- Столкновения на национальной почве между растущим еврейском населении Палестины, несмотря на запреты и ограничения британской администрации, и живущими в Палестине арабами (на 1918г.- 93%населения). Первые случаи терроризма со стороны евреев и появление еврейских "незаконных вооруженных формирований" (Хагана, Эцель и Леха). Декларация Бальфура так и осталась декларацией. В декабре 1920 года был созван съезд трудящихся Палестины, на котором была основана "Всеобщая федерация еврейских трудящихся Палестины" (Гистадрут). Земледельческие поселения, основанные на коммунистических принципах- киббуцы. Погром 1929 г. в Иерусалиме. Ревизионизм Жаботинского (радикальный национализм плюс антипатия к социализму). Квота на въезд евреев в 30-40-е гг., несмотря на зверства фашистов. Расовый закон в Германии 1933г. Эксперимент с Еврейским автономным округом, г.Биробиджан на Дальнем Востоке и начало советского правительственного антисемитизма, начиная с к.30-х гг. и особенно после 2-й мировой войны.

9-10 ноября 1938г. "Хрустальная ночь": отряды эсэсовцев и толпы нацистов совершали нападения на еврейские дома, грабили, увечили и убивали. Сотни синагог были сожжены; 7.500 еврейских предприятий было разгромлено; много евреев было убито. Несмотря на дискриминацию и гонения, лишь около трети немецких евреев покинуло Германию до 1938 года. Большая часть их обольщала себя иллюзией, что разразившаяся гроза - явление переходящее и жизнь вскоре вернется в нормальную колею. На довоенной "эмиграции" Германия "заработала" 9 млн. 500 тыс. долларов -- от международных еврейских организаций, помогавших соплеменникам покинуть Рейх [41]. Начало Холокоста. Создание гетто с целью облегчения наблюдения за евреями (на одежде они должны носить желтое клеймо в виде звезды Давида- правильный невыпуклый шестиугольник с самопересечениями), первые концентрационные лагеря (немцы скрывали их истинную цель, в документах фигурировало "переселение евреев на восток", лишь постепенно чудовищные слухи дошли до еврейского населения). Спецбригады немцев по уничтожению евреев на оккупированных территориях. Отказ Сталина принять евреев после оккупации Польши в 1939г. 20 января 1942 г. в Берлине было созвано совещание нацистов, конференция в Ваннзее, где принято решение об окончательном истреблении евреев; создание лагерей смерти в Восточной Европе.

19 апреля 1943г. (!) Уничтожение варшавского гетто. Нацистская катастрофа погубила и уничтожила большую часть еврейского населения Европы, составлявшего подавляющее большинство народа до Второй мировой войны. Польское еврейство было совершенно уничтожено; от евреев, проживавших на территории рейха, остались лишь немногочисленные, разрозненные группы; около половины всех советских, румынских и венгерских евреев было {714} убито; лишь немногие уцелели из голландских, югославских и греческих евреев. Около 6млн.евреев погибло в результате Холокоста. В Израиле существует особый мемориальный институт "Яд-вашем" для увековечения памяти жертв и героизма еврейского народа в период Холокоста.

29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов - 33 против 13 - приняла решение о Разделе Палестины (на еврейское (55% терр.Палестины) и арабское гос-ва плюс особая зона Иерусалима). Английские войска и администрация должны были оставить Палестину до 1 августа 1948 г. и не позже 1 февраля 1948 г. предоставить в распоряжение евреев порт для приема иммигрантов. Воссоздание на древней родине еврейского государства, разрушенного почти две тысячи лет тому назад, вступило в стадию осуществления после многих веков мессианских чаяний. Уже во время дебатов на Генеральной Ассамблее ООН арабы заявили, что они воспротивятся плану раздела; Англия отказалась участвовать в осуществлении плана, а ООН не имела реальных средств для проведения его в жизнь. Примерно 1/3 населения Палестины- евреи (ср. с 1918г.- www.middleeast.narod.ru).

14 мая 1948 года Давид Бен-Гурион огласил "Декларацию Независимости", президентом стал Хаим Вейцман. Начало войны за независимость, когда армии Египта, Сирии, Ирака, Иордании и Ливана вторглись на терр.Израиля. Окончание войны-12 января 1949г, в результате Израиль занял 80% терр.Палестины (остальная отошла к арабским странам), а сама временная граница Израиля получила название Зеленой линии (или, линия прекращения огня). С территории, захваченной Израилем, было изгнано свыше 900 тыс. арабских жителей, которые осели в арабском мире, а с арабских стран в свою очередь, было выслано около 567 тыс. евреев, которые осели в основном в Израиле. 1952г.- принят "Закон о Возвращении".

1956г. Синайская компания (Суэцкий кризис), в которой агрессором выступил Израиль (и Франция). В результате компании восстановлен выход к Красному морю. По всесоюзной переписи 1959 евреев в СССР было 2 млн. 268 тыс. человек [S].

1967г. Шестидневная война, в которой агрессором выступил Египет (Г.А.Насер). Израильскими историками победа Израиля рассматривается как чудо. В результате войны Израиль существенно расширил свою территорию вплоть до включения всего Синайского полуострова и стратегически важных Голанских высот.

1973-1974гг. Война Судного дня между Египтом и Израилем, закончившаяся выводом израильских войск из Синайского полуострова. Анвар Садат в 1979г. подписал мирный договор с Израилем (в лице М.Бегина)- Кэмп-Дэвидское соглашение. Экономические трудности в Израиле и постепенный отход от социалистических принципов.

1982г. Ливанская война. Деятельность Организации объединенной Палестины (с 1964г.) под руководством Я.Арафата. В результате этой войны, вызвавшей неоднозначную реакцию в самом Израиле, Израиль нанес ущерб своей международной репутации.

1987г. ООП начала интифаду (дети кидают камнями с солдат).

90-е г. Мирный процесс Осло, переговоры между Я.Арафатом и Ицхаком Рабиным, Шимоном Пересом, сопровождавшиеся уступками Израиля. Ликвидация ряда поселений и признание палестинской автономии. В конце 90-х волна терактов в Израиле. Часть евреев уезжает из Израиля. Массовая алия из стран СНГ в Израиль и западные страны.

2004г. Прекращение мирного процесса. А.Шарон начинает строительство разделительной стены. Убийство ряда лидеров террористических организаций. Тактика "бомбовый удар за теракт". Еврейское население России составляет 230тыс.чел, а всего экс-СССР- 400тыс.чел.: больше евреев только в Израиле и США.