3.1 Зарубежный и отечественный опыт благоустройства и озеленения городов
Вопросы озеленения и благоустройства территорий городов с каждым годом приобретают все большую актуальность. Зеленые пояса лесов, окружающие населенные пункты, парковые и садовые зоны, городские скверы и бульвары, море цветочных клумб – все эти так называемые «продукты озеленения», или, проще – «зеленые легкие», создают особую – здоровую и комфортную – среду обитания в городах. Последние 15 лет в России активно развивается «зеленое» направление в общей связке вопросов, связанных с городским благоустройством и строительством. Растет интерес к ландшафтной архитектуре и вопросам формирования природного пространства. Молодая ландшафтная отрасль России быстро развивается, присматриваясь к опыту европейских соседей [].
Рассмотрим зарубежный опыт благоустройства и озеленения. Большой интерес вызывает возведения зеленых кровель в Германии.
Один из наиболее веских доводов противников устройства зеленых кровель – возникающие дополнительные нагрузки на несущие конструкции. Сегодня в Германии разрабатываются «легкие» типы зеленых кровель. Их популярность стремительно растет, однако при их устройстве следует обращать внимание на определенные требования.
В зависимости от выбранного продукта или системы вес кровли может варьироваться, и при возникновении сомнений для каждого отдельного объекта по согласованию с производителем необходимо проводить индивидуальные расчеты [].
Вес зеленой кровли зависит от ее конструкции, и в некоторых системах он может быть на удивление низким. При этом в первую очередь следует учитывать вес дренажа, субстрата и вегетационного слоя. Именно на эти три слоя приходится большая часть веса зеленой кровли. Кроме того, следует учесть и другие факторы, которые так или иначе влияют на нагрузку, оказываемую зеленой кровлей: в частности, количество воды, которая застаивается в дренажном слое, использование плит для передвижения по террасам, точечные нагрузки в местах расположения больших клумб, деревьев, примыканий к парапетам и таким сооружениям, как перголы, резервуары для воды и т.д.
В зависимости от веса «зеленой» кровли выбирается та или иная разновидность подконструкции, в частности теплоизоляция и гидроизоляция.
Спрос на «легкие» зеленые кровли наиболее высок при их планировании и устройстве на крышах промышленных объектов с большими пролетами. Производители предлагают для таких объектов различные решения. Так, к примеру, существует системное решение под названием «Легкая кровля», которая весит всего лишь около 50 кг/м2, даже когда она полностью пропитана водой. Она представляет собой простой вариант экстенсивного озеленения с использованием различных разновидностей мха и растения седум. Эта долговечная система, устраиваемая на кровлях с небольшим уклоном, состоит из защитного капиллярного волокна, слоя легкого субстрата толщиной 3 см и вегетационного мата. Суммарная высота слоев равна примерно 5 см. Специально для системы «Легкая кровля» был разработан субстрат, благодаря которому можно было отказаться от использования ненатуральных и подверженных сжатию вспененных или минеральных утеплителей.
Другое предлагаемое решение – системное решение «Экономная кровля». В данной конструкции субстрат весит всего 830 кг/м2, т. к. его образуют легкие компоненты. Слой субстрата толщиной 1 см вбирает в себя примерно 4 л воды.
Зеленые кровли востребованы в России в той степени, в какой к ним подготовлены заказчик, проектировщик, ландшафтный дизайнер, кровельный подрядчик. На сегодня спрос для такого мегаполиса, как Москва, невелик. Что касается материалов, участвующих в структуре зеленых кровель (гидроизоляции, теплоизоляции, материалов для дренажа и пр.), то они в достатке представлены на рынке.
На сегодняшний день развитие данного архитектурного направления возможно только в крупных городах, где высокие ставки на аренду земли заставят владельцев зданий выбираться на крыши в поисках дополнительных площадей для жизни, в частности, для пешеходных зон и озеленения. Однако, вряд ли этот процесс станет массовым.
Тормозят развитие этого направления архитектуры: техническая сложность, высокая стоимость структуры зеленой кровли, необходимость ежедневного ухода. Кроме этого, есть и другие тормозящие факторы:
– отсутствие знаний в этой специфической области среди проектировщиков, подрядчиков, эксплуатирующих структур, клиентов;
– суровый климат, когда зелеными кровлями можно любоваться не более 5 месяцев в году;
– отсутствие традиций в области эксплуатируемых кровель;
И еще – недостаток «зеленого» менталитета у российского потребителя.
Термальный курорт в городке Бад Верисгофен – наглядный пример устройства современных зеленых кровель. Главное здание курорта состоит из двух корпусов: в первом располагается непосредственно сам термальный бассейн, во втором – спорткомплекс для семейного отдыха.
Крыша бассейна представляет собой светопрозрачную конструкцию из стекла и стали, и в пасмурную погоду позволяет хорошо освещать всю площадь термального источника. Летом, в теплую погоду, стеклянный купол может отодвигаться по рельсам, и таким образом открывать пространство площадью более 2500 м2. Это позволяет посетителям бассейна плавать под открытым небом, в то же время при высоких температурах обеспечивает оптимальную вентиляцию пространства над термальным источником.
В России знания об озеленении кровель пока очень скудные и даже серьезные архитектурные бюро совершенно не разбираются в данном вопросе, а знания носят поверхностный характер. В настоящий момент, говоря об озеленении кровель, целесообразно вести речь о двух изначально принципиально разных видах озеленения – экстенсивном и интенсивном. Немецкое понятие «Экономная кровля» весьма относителен. Любая кровля, которую предполагается озеленять, требует детальной проработки, разработки узлов именно для конкретной кровли, подбор материалов и растений и т.д., хотя принципы используются одни и те же.
Таким образом, на сегодняшний день зеленые кровли в России не востребованы в том объеме, как хотелось бы. Связано это главным образом с двумя причинами: особенностями российского климата и дороговизной таких конструкций. Российская зима не способствует высаживанию растений на крыше, растения вымирают. Впоследствии это потребует дополнительных трудовых и финансовых затрат на восстановление.
Зеленая кровля – сложная конструкция, требующая использования высококачественных тепло- и гидроизоляционных материалов. Монтаж зеленой кровли требует особых знаний и навыков. Поэтому одной из причин при возведении таких кровель становится отсутствие знаний, опыта проектирования и работы с зелеными кровлями, нехватка квалифицированных рабочих. Большую сложность представляет и система обслуживания кровель, которым требуется постоянный уход и полив. Тот небольшой спрос на кровли, который наблюдается сегодня, относится в основном к частным застройкам.
В настоящее время в России накоплен определенный опыт по строительству зеленых кровель. Основной опыт применения приходится на крупные города. В Москве ОАО «Моспроект» разработал, а в 2000 году «Москомархитектура» приняла и ввела в действие Рекомендации по проектированию озеленения и благоустройства крыш жилых и общественных зданий и других искусственных оснований.
В настоящих Рекомендациях дан краткий обзор перспектив и преимуществ озелененных кровель, а также приведены особенности их эксплуатации, связанные со сложностью и дороговизной ремонта и т.д. Это делает необходимым применять только высококачественные гидроизоляционные и теплоизоляционные материалы, а работы должны производить только специализированные кровельные фирмы [].
Большое внимание необходимо уделять растительному слою, а именно стойкости зеленых насаждений к отрицательным температурным воздействиям в зимнее время и организации принудительного орошения в теплое время года.
Многие из этих проблем решаются автоматически при применении данных видов кровель в южных регионах России, в центральных регионах этой проблеме следует уделять больше внимания.
В Республике Беларуси благоустройству городов и сел в последние годы уделяется повышенное внимание со стороны руководства страны. Широкий спектр мероприятий направлен на формирование эстетически выразительной и благоприятной среды в городских и сельских населенных пунктах, композиционной привлекательности озелененных пространств, элементов природных комплексов.
Развитие ландшафтно-рекреационных территорий городов и пригородных зон, улучшение санитарно-технического комфорта и благоустройства усадебной городской и сельской застройки остаются приоритетными целями государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2006–2010 года.
Существенную роль в качественном изменении уровня благоустройства, разработке и реализации градостроительной документации сыграла Программа первоочередных мер по комплексному развитию территорий Республики Беларусь до 2000 года, подготовленная в 1998 году Минстройархитектуры. В рамках этого документа была создана Программа мер по эстетизации и благоустройству застройки населенных пунктов Республики Беларусь. В ряду приоритетных направлений Республиканской программы является совершенствование элементов городского дизайна и улучшение внешнего благоустройства населенных пунктов (комплексное благоустройство и озеленение территорий, установка ограждений и малых архитектурных форм – скамеек, детских спортивных и игровых сооружений, устройство цветников и газонов, стоянок для автотранспорта, мощение дорожек и площадок, посадка деревьев и кустарников, ремонт и реконструкция зданий) [].
Таким образом, реализация в 2003 году Республиканской программы проведения Года порядка и благоустройства, инициированной Президентом Республики Беларусь, а также Республиканской программы наведения порядка на земле и благоустройства территорий населенных пунктов на 2004–2005 года и Мероприятий по наведению порядка на земле и благоустройству территорий населенных пунктов на 2006 год стала лишь продолжением работы, которая велась на протяжении последних лет по всей стране.
Согласно ежегодно разрабатываемым программам, Минстройархитектуры отвечает за эстетические и архитектурно-художественные качества населенных пунктов. Центр Хабитат УП «БелНИИП градостроительства» ведет постоянный мониторинг осуществления деятельности по данной тематике. Ежеквартально проводится сбор и анализ информации, предоставляемой министерствами, облисполкомами и Минским горисполкомом, для подготовки отчета в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды – ответственный орган за реализацию мероприятий по благоустройству. В дальнейшем материалы отчетов используются для выработки предложений по обеспечению эффективности проводимых работ, рекомендаций по совершенствованию деятельности местных органов управления. Как показывает четырехлетний опыт, задания программы практически полностью выполняются к концу третьего квартала каждого года во всех регионах страны.
Для обеспечения контроля за ходом работ ежегодно формируется специальная комиссия. Она состоит из представителей всех заинтересованных министерств и ведомств, ответственных за те или иные разделы программы: Минприроды, Минздрава, Минжилкомхоза, Минстройархитектуры, МВД, Госкомимущества, Минлесхоза.
Как правило, дважды в год комиссия выезжает в разные регионы республики для проведения анализа эффективности выполнения исполнительными и распорядительными органами на местах республиканских, областных, районных (городских) программ и мероприятий, разработанных с учетом специфики конкретного региона.
Главным результатом стало создание выразительных архитектурных ансамблей общественных центров, площадей, улиц, пешеходных зон, комплексов жилых, культурно-бытовых и торговых сооружений.
За период с 2005 по 2008 год прошли стажировку в Германии и Нидерландах 135 белорусских специалистов, работающих в сфере благоустройства, ландшафтного проектирования и т.п. Изучение зарубежного опыта, безусловно, вносит разнообразие и дает толчок рождению новых идей и инициатив по формированию благоприятной архитектурно-пространственной среды, улучшению художественно-эстетических качеств белорусских городов, сел, природного ландшафта [].
В результате за последнее десятилетие в Белоруссии удалось значительно улучшить внешний облик и санитарное состояние не только городских, но и сельских поселений. Ухоженные деревенские усадьбы, красивые городские скверы, архитектурные и градостроительные ансамбли, эталоны ландшафтной архитектуры, благоустроенные улицы, площади и набережные, районы индивидуальной застройки, зоны отдыха, дороги, соответствующие европейскому уровню, удобные пешеходные дорожки, парковая скульптура и малые архитектурные формы, современные подходы к озеленению, фонтаны, клумбы и газоны, регулярная уборка улиц сформировали европейский облик белорусских городов.
В России одной из новинок в области благоустройства и озеленения городской территории является обустройство экопарковок. Широкое распространение экопарковки получили в г. Москве. большой опыт разработки экопарковок накоплен компанией «ИНСТЕК».
Компания «ИНСТЕК», одна из первых начала работы по обустройству экологических парковок в г. Москве. Наряду с зарубежным опытом, специалистами компании используются результаты научно-исследовательских работ по внедрению и практическому применению Экопаркорвок кафедры почвоведения Российского государственного аграрного университета, направленные на адаптацию к особенностям климата [].
В 2008 году обустроено более пяти тысяч квадратных метров экогазонов, что позволило дополнительно организовать более четырехсот парковочных мест для автовладельцев.
В настоящее время все больше людей хотят отказаться от мощеных асфальтовых автостоянок и предпочитают сочетать парковку и газон. Сейчас появилась такая возможность.
Технология применения запатентованной немецкой системы TTE-system позволяет возможность сохранить красивый зеленый газон и при этом значительно укрепить грунт на автостоянках для грузового и легкового транспорта, стоянках для катеров и яхт, территорий вокруг спортивных и оздоровительных сооружений, подъездных дорогах к гаражам, при благоустройстве придомовых территорий.
Более чем за пять лет кропотливой работы, проведя ряд трудоемких и сложных технологических экспериментов, компанией «ИНСТЕК» была выведена формула «Экологической парковки».
Основные технические параметры газонной решетки TTE-system []:
– может укладываться на территории с уклоном до 10%;
– при отсутствии несущего слоя выдерживает нагрузку от транспортного средства общим весом до 3 тонн;
– при наличии несущего слоя толщиной около 30 см выдерживает нагрузку от транспорта общим весом до 40 тонн;
– прочность на сжатие: около 1200 т/м2 (=12 Н/мм2).
Газон на таком покрытии требует более бережного ухода, чем обычный, из-за того, что почвенный слой будет меньше. Но это необходимо, т. к. в данном случае от технологии отступать нельзя. Полив такого покрытия необходимо проводить чаще, во избежание пересыхания. По качеству такая парковка нисколько не уступает мощёным асфальтовым автостоянкам. Но эстетически она выглядит лучше.
Газонная решетка является не менее прочным материалом, чем мощение брусчаткой, камнем, асфальтом и др. Принцип действия заключается в том, что основную нагрузку (т.е. вес автомобиля) несут на себе ребра жесткости решетки, сам газон при этом не повреждается. Устройство экологических парковок позволяет полностью или частично заменить скучный вид асфальтированных или мощеных площадок, а также газонов, пришедшие в негодность из-за несанкционированной парковки на них автомобилей, на зеленый газон.
Преимущества «Экологической парковки»:
– высокая прочность при сжатии – 1200 т/кв. м.;
– прочность решетки TTE при сжатии превышает прочность других решетчатых систем в 4–12 раз;
– благодаря 4-сторонней системе соединения точечная нагрузка распределяется на большую площадь;
– массивная система соединения обеспечивает подвижность, исключает наличие неровностей и сокращает расширение материала.
Регламент обустройства экологической парковки с применением немецкой технологии ТТЕ-system включает в себя проведение следующих работ:
– подготовка площадки (участки газонов, пришедшие в негодность из-за несанкционированной парковки на них автомобилей):
– устройство дренажной системы:
– устройство поверхности газона:
– полив и уход за газоном до установления стойкого травяного покрова.
Таким образом, обустройство подобных парковок, кровель позволит компенсировать изымаемые в связи со строительством городские зеленые участки.
Особое внимание заслуживает опыт благоустройства территорий и природного комплекса г. Москвы, который включает в себя 1270 объектов, имеющих различный режим регулирования градостроительной деятельности. В его состав входят сохранившиеся в городе лесные и лесопарковые массивы, долины и участки долин более чем 50 рек и ручьев, фрагменты суходольных лугов и другие природные сообщества, озелененные территории общего и ограниченного пользования, озелененные территории специального назначения (лечебно-оздоровительных и образовательных учреждений, санитарно-защитные зоны, кладбища и др.). 70% территории Природного комплекса (236 объектов, общей площадью 15,9 тыс. га) имеют статус особо охраняемых [].
Благоустройство территорий природного комплекса определяется проектами планировки и происходит в соответствии с Законом города Москвы «О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы». Основными задачами проектов планировки является функционально-планировочная организация территории природного комплекса и разработка мер по сохранению и восстановлению растительных сообществ. Проектными решениями определяется размещение объектов, необходимых для осуществления основных функций территории.
В 1998 году по поручению Мэра Москвы Ю.М. Лужкова Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы совместно с Объединением административно-технических инспекций, Москомархитектурой, префектурами административных округов и управ районов города была разработана программа комплексного благоустройства дворовых территорий. Эта программа, получившая название «Мой двор, мой подъезд», носит социальную направленность и определена Мэром и Правительством Москвы как одна из приоритетных.
Для обеспечения выполнения этой программы за прошедший период (1998–2008 года) было подготовлено и принято свыше 20 распорядительных документов Правительства Москвы. Координация хода выполнения программы возложена на Комплекс городского хозяйства, а функции контроля качества на Объединение административно-технических инспекций, Мосжилинспекцию г. Москвы. Основными исполнителями являются специализированные городские структуры и организации префектур административных округов и Управ районов.
Профессиональный подход к этой проблеме сформировал понятие комплексного благоустройства. Это принципиально новый подход. Комплексное благоустройство включает в себя:
– реконструкцию и ремонт фасадов и подъездов зданий;
– организацию дорожно-тропиночной сети;
– реконструкцию озеленения;
– устройство газонов и цветников;
– освещение территории двора, включая художественную подсветку;
– размещение элементов и малых архитектурных форм детских спортивно-игровых площадок;
– комплектация дворов элементами городской мебели;
– организация площадок для выгула собак;
– упорядочение парковки индивидуального транспорта;
– обустройство мест мусоросбора.
Неотъемлемой частью программы комплексного благоустройства является разработка проектов, отвечающих требованиям времени. Проект должен учитывать исторические особенности, сложившуюся инфраструктуру квартала, численность и возрастные категории проживающего населения, т.е. подход должен быть индивидуален для каждого района и двора.
На первом этапе реализации программы предусматривалось благоустройство только дворов жилищного сектора, сегодня география работ значительно расширена и включает в себя объекты учреждений образования, здравоохранения, бытового назначения и сферы обслуживания, промышленных предприятий, транспортной инфраструктуры и неосвоенных территорий города. Таким образом, программа охватывает всю территорию города, независимо от ведомственной принадлежности того или иного объекта. Обеспечен переход от благоустройства отдельно взятых дворов к комплексному благоустройству территорий жилых кварталов, микрорайонов и районов города.
Такой подход к реализации программы позволил осуществить грамотное функциональное зонирование территорий, решить вопросы озеленения, цветочного оформления, размещения игровых и спортивно-оздоровительных комплексов для детей и подростков разных возрастных групп, площадок для отдыха взрослых, выгула и дрессировки собак, организации дорожно-тропиночной сети, упорядочения «ракушек» и размещения легкового автотранспорта на дворовых территориях.
В г. Иваново принята Городская целевая программа «Зеленый город» на 2004–2010 года [].
Главной целью Программы является улучшение качества жизни горожан и уменьшения экологического ущерба окружающей среде, путем улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в городе, увеличения количества зеленых насаждений, повышения экологической грамотности населения и в соответствии с федеральными законами. Финансирование Программы предусмотрено в городском бюджете.
Система мероприятий данной программы включает в себя:
– устройство посадка деревьев, кустарников, газона;
– ремонт объектов озеленения по городу (обрезка деревьев);
– замена деревьев в скверах;
– благоустройство территории лесопарковой зоны (уборка захламленности и т.д.
В 2007 году в Краснодаре решением городской Думы Краснодара утверждена муниципальная целевая программа «Зеленый пояс и цветочный наряд Краснодара» на 2007–2010 года [].
Основными задачами Программы является улучшение экологического и эстетического состояния территории г. Краснодара за счет увеличения площади зеленых и лесных насаждений, оказывающих положительное влияние на климат, предохраняющих почвенный покров от водной и ветровой эрозии, благотворно влияющих на внешнюю среду. Ожидаемые результаты реализации Программы Улучшение экологической обстановки за счет создания в черте города и пригороде комплекса зеленых насаждений различного функционального назначения. Данная программа ориентирована на решение правовых отношений в области распределения муниципальных земель, эффективного градостроительства, выбора стратегического направления развития города, на сохранение и развитие зеленого фонда города, что позволит обеспечить благоприятную среду проживания жителей. Общее финансирование мероприятий составляет 1183,2 млн. рублей на 2007–2010 годы, в т.ч. 190,2 млн. рублей в 2007 году, 317,9 млн. рублей в 2008 году; 330,2 млн. рублей в 2009 году; 344,9 млн. рублей в 2010 году. Финансирование предусмотрено из средств бюджета муниципального образования г. Краснодар, краевого и федерального бюджетов.
Для достижения целей, определенных данной Программой по озеленению территории муниципального образования город Краснодар, необходимо:
– провести инвентаризацию зеленых насаждений на территории г. Краснодар с созданием реестра зеленых насаждений;
– принять Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в муниципальном образовании г. Краснодар;
– определить уполномоченный орган по осуществлению деятельности в области охраны зеленого фонда, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования г. Краснодар.
Муниципальная программа включает в себя 2 подпрограммы: «Цветочный наряд», «Защита зеленых насаждений от болезней и вредителей». Подпрограмма «Цветочный наряд» предусматривает следующие мероприятия:
– реконструкция и капитальный ремонт объектов озеленения, внедрения новейших технологий в озеленении;
– проведение открытых конкурсов на выполнение работ по озеленению и цветочному оформлению;
– оформление предварительных заявок на поставки цветочной рассады;
– обязательность при производстве работ наличие утвержденных проектов, смет и графиков выполнения работ.
Подпрограмма «Защита зеленых насаждений от болезней и вредителей» заключается в химической обработке препаратами защиты растений «Прикубанская».
Проблемы озеленения территории муниципального образования г. Краснодар на сегодняшний день приобрели особо острый характер, связанный не только с финансированием работ, но и с правовыми отношениями между всеми участниками процессов, в той или иной мере связанными с зелеными насаждениями. Поэтому реализация муниципальной программы позволит решить данные проблемы.
Анализ современной зарубежной и отечественной практики благоустройства и озеленения городов отображает создание новых, хорошо озелененных жилых массивов, сохранение и благоустройство зеленых зон отдыха в границах городов и за его пределами.
Опыт реализации государственных, муниципальных программ и мероприятий по наведению порядка на земле и благоустройству территорий населенных пунктов за последние годы показывает, что в России сложилась четкая система организации, координации и контроля за выполнением поставленных задач – налажена работа федеральных, республиканских и городских комиссий, оперативных рейдовых бригад. Действует система мер по стимулированию активности населения по месту жительства, трудовых коллективов предприятий и организаций, молодежных организаций. Повсеместно в районах и городах введен единый санитарный день, широко практикуется проведение месячников и субботников по поддержанию надлежащего санитарного состояния территорий.
В результате за последнее десятилетие в стране удалось значительно улучшить внешний облик и санитарное состояние не только городских, но и сельских поселений. Отмечаются положительные тенденции в улучшении художественно-эстетических качеств русской столицы и городов Российской Федерации.
- 1 Теоретические и методологические основы организации благоустройства
- 1.1 Исторический аспект мероприятий по благоустройству и озеленению населенных мест
- 1.2 Система озеленения современного города
- 1.3 Деятельность органов местного самоуправления в сфере благоустройства территории муниципального образования
- 2. Современное состояние благоустройства и озеленения в муниципальном образовании «Город Нижнекамск»
- 2.1 Управление благоустройством и озеленением в муниципальном образовании «Город Нижнекамск»
- 2.2 Анализ основных направлений благоустройства и озеленения в г. Нижнекамска
- 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы благоустройства и озеленения территории
- 3.1 Зарубежный и отечественный опыт благоустройства и озеленения городов
- 3.2 Предложения по совершенствованию управления благоустройством и озеленением территории муниципального образования «Город Нижнекамск»
- 4. Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы
- 4.3 Правовое обеспечение выпускной квалификационной работы