logo search
лекции ПЗИ 2010

Рекомендуемая литература

В правовом государстве власть становится господством правовых норм. Соединение государства и права одно из величайших явлений всемирной истории. Государство заинтересовано в том , чтобы право оберегалось, и не нарушалось ,ведь интересы граждан взывают к осуществлению права при содействии государства. Общество сможет стать носителем правового порядка, лишь вместив в себя идею права.

Право есть то, чего требует общество от каждого, кто желает участвовать в общественной жизни.

Черты:

Связанность государства конституционным строем.

Подчиненность государства человеку и обществу.

Независимый суд.

Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина.

Верховенство Конституции

Носителем власти является народ, осуществляющий власть непосредственно, а также через государственные органы и местное самоуправление. Представительная демократия – осуществление власти народом через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа. В Р.Ф. представительная демократия обеспечивается выборностью законодательных учреждений.

Политический плюрализм – следующий принцип демократии.

Демократия осуществляется на основе политического и идеологического многообразия, многопартийности, свободного участия граждан в политической жизни;

Действия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, общественных, религиозных объединений, должностных лиц и граждан, ведущие к устранению многопартийности, незаконному ограничению деятельности общественных и религиозных объединений, установлению неправомерных преимуществ для отдельных из них, преследуются по закону.

Р.Ф. провозглашена республикой, что означает выборность главы государства. Однако, сделав этот выбор, Конституция не определяет вид республиканской формы правления. Между тем в мировой и конституционной теории и практике известны три вида республики: парламентская, президентская и полупрезидентская. В парламентской республике президент избирается парламентом, главой правительства становится лидер партии, победивший на выборах. Парламент осуществляет контроль над правительством. Министры назначаются из членов парламента, и сохраняет в нем свое место. Примеры: Италия, ФРГ.

В президентской республике президент избирается гражданами и сам формирует правительство, которое подотчетно только ему. Парламент не в праве выносить вотум недоверия. Президент не имеет права роспуска парламента. Министры не могут быть одновременно членами парламента. Примеры: США, Мексика.

В полупрезидентской республике президент избирается гражданами, сам формирует правительство, которое ему подотчетно. Парламент в праве выражать недоверие правительству, но вопрос об отставке решается президентом. Президент имеет право роспуска парламента. Министры не являются членами парламента. Правительства обладает правами для оказания давления на парламент, но и парламент сохраняет элементы контроля над правительством. Примеры: Франция, Польша.

.

Демократический республиканский правовой строй предполагает разделение властей на создающие закон и следящие за его соблюдением. Соединение всех трёх властей в одном лице или органе уничтожает, по мнению Ш.Монтескье (« О духе законов»,1748 г.), свободу личности: личная свобода окончательно бы исчезла, если бы власть составлять законы, судить за преступления и приводить в исполнение публичные решения соединялась в одном лице. Парламент, прежде всего, принимает федеральные законы; Президент и правительство на их основании осуществляют внутреннюю и внешнюю политику, а судебная власть и правоохранительные органы обеспечивают законность и правопорядок. Хотя органы действуют самостоятельно, речь идёт не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий.

Актуальность вопросов защиты информации особенно возросла в настоящее время в связи со стремительным повышением роли и значения информации в развитии современного общества вообще и в экономике в частности. Информация в настоящее время стала стержнем развития экономики. В ведущих индустриальных странах мира большая часть служащих занята обработкой информации (в США и Японии, например, этот показатель составляет 75-80%).

В связи с широким использованием новейших информационных технологий возникла проблема информационной безопасности в автоматизированных системах обработки, хранения и передачи конфиденциальной информации. Широкое распространение получила компьютерная преступность.

Весьма актуальными в нашей стране в настоящее время являются вопросы защиты интеллектуальной собственности и информации, составляющей, например, личную, коммерческую или служебную тайну.

Общепризнанным является также факт возрастания роли информационной безопасности в общей системе национальной безопасности. При этом под термином информационная безопасность понимается "состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства".

Таким образом, существует проблема защиты информации на всех уровнях – от физических и юридических лиц до государства в целом.

Эффективное функционирование любой организационной и организационно-технической системы, в том числе информационной среды, обеспечивается комплексом социальных норм, регулирующих поведение коллективных (юридических) и индивидуальных (физических) субъектов управления. Такими регуляторами являются нормы права, которые обеспечивают относительную стабильность системы и ее развитие. Особая роль при этом принадлежит сфере государственного управления, одной из главных задач которой является обеспечение действий субъектов в соответствии с нормами права. В то же время одно государство не способно справиться в полном объеме с задачей обеспечения безопасности всех субъектов информационных отношений, однозначно отвечая лишь за защиту сведений, составляющих государственную тайну. В условиях различных форм собственности задача обеспечения информационной безопасности частично перераспределяется на граждан и на общественные структуры, что отвечает конституционному принципу самозащиты субъектами правоотношений своих интересов всеми способами, не запрещенными законом.

Необходимо отметить, что информационное законодательство в настоящее время в нашей стране находится еще в стадии формирования, а, следовательно, предстоит еще определенная работа по устранению имеющихся здесь пробелов и недостатков.

К первоочередным задачам в области обеспечения информационной безопасности, согласно выводам по итогам слушаний в Государственной Думе отнесены:

Правовое обеспечение защиты информации зависит от вида и характера носителей информации. Электронная форма записи резко повышает возможность дистанционного перехвата информации без видимого перемещения материальных объектов. Наличие различных источников угроз, ведение бумажного и электронного делопроизводства конфиденциального характера требуют разграничения прав, обязанностей и компетенции коммерческих и некоммерческих структур, юридических и физических лиц, а также установления мер административной и уголовной ответственности.

Организационная структура, реализующая комплекс мер безопасности на предприятии - служба безопасности базируется на правовых, методических и организационно-распорядительных документах, определяющих статус, права и обязанности этих органов защиты, порядок лицензирования их деятельности и сертификацию используемых ими технических средств защиты информации.

Практический опыт показывает, что информационную безопасность предприятию может обеспечить только комплексная система защиты информации. Такая система должна включать правовые, организационные и технические методы защиты.

Правоотношение - это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами позитивного (писаного) права.

Структура правового отношения имеет четыре необходимых элемента: субъекты, объект, право и обязанность.

  1. Субъекты правоотношений - это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями юридических прав и обязанностей. В реальной же жизни не все индивиды и организации могут быть субъектами правоотношений, например, малолетние дети, душевнобольные, организации, прекратившие свое существование, фактически не могут участвовать в правоотношениях по понятным причинам. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность - это способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения индивида и прекращается смертью. Однако, чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным. Дееспособностью это способность субъекта самостоятельно, своими действиями осуществлять юридические права и нести обязанности.

  2. Объект правоотношений - это то, на что воздействует правоотношение. Объектом правоотношения является фактическое поведение его участников. В соответствии с содержанием субъективного права и юридической обязанности участники правоотношения строят свое поведение. Вступая в правоотношения, субъекты удовлетворяют определенные материальные, духовные и иные потребности (например, приобретают вещи, пользуются авторскими правами, правами изобретателя). Объектом правоотношений выступает поведение людей, которое может быть различным по содержанию. Так, объектом трудовых правоотношений являются действия администрации предприятия, учреждения по приему на работу рабочих и служащих оплате их труда. Указанные действия администрации направлены на удовлетворение права на труд, на заработную плату рабочих и служащих. Правоотношение как форма фактического общественного отношения состоит из взаимосвязанных прав и обязанностей субъектов.

  3. Субъективное право - это предоставляемая и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены позитивным правом . Право, принадлежащее субъекту, называется субъективным потому, что только от воли субъекта зависит как им распорядиться. Это возможность не произвольная, а правовая, устанавливающая меру дозволенного поведения.

  4. Юридическая обязанность- это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом). Если содержание субъективного права образует мера дозволенного поведения, то содержание обязанности - мера должного, необходимого поведения в правоотношении.

  5. Юридическая ответственность - это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера . Фактическим основанием для юридической ответственности является правонарушение. Лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии в его действии всех элементов состава правонарушения.