Конституция рф – основа деятельности правоохранительных органов.
Высшую ступень иерархической лестницы нормативных актов, регулирующих рассматриваемую сферу, занимает Конституция РФ. В соответствии с Конституцией РФ к ведению РФ отнесены: установление системы федеральных органов судебной власти; судоустройство; прокуратура; формирование федеральных органов судебной власти, а также федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные органы (МВД, ФСБ, и др.), Генеральной прокуратуры; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина. Предметом совместного ведения РФ и ее субъектов являются: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура; нотариат. К компетенции РФ отнесены вопросы законодательства общефедеральной значимости, обеспечения организации и деятельности судов, прокуратуры, других государственных органов, изучение которых входит в предмет курса «Правоохранительные органы в РФ». Вместе с тем важные вопросы отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов. Конституционные основы правосудия, организации правоохранительных органов, как и деятельность по осуществлению правосудия и судопроизводства, наиболее ярко выражены в тех положениях, которые принято называть принципами. Было бы, однако, не совсем точно конституционные основы деятельности в сфере правосудия и судопроизводства сводить лишь к принципам, хотя бы и сформулированным Конституцией РФ. В Конституции имеется немало и других положений, оказывающих влияние на формирование законодательства о судебной власти, правосудии, судопроизводстве, организации и деятельности других правоохранительных органов. Конституция, как нормативный источник права высшей юридической силы и прямого действия, является источником права о судебной власти и правоохранительных органах. Следовательно, она содержит правовые нормы, непосредственно регулирующие отношения, возникающие в указанных выше сферах. Конституция РФ провозгласила высшей ценностью человека, его права и свободы. Она исходит из универсальной обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Естественно, такая обязанность в сфере судопроизводства лежит на судебной власти, прокуратуре, других правоохранительных органах. В числе последних в уголовном процессе существенное место принадлежит следователям и органам дознания. Конституция РФ обозначила современные ориентиры при определении круга нормативных актов, подлежащих разработке в первую очередь, сформулировала параметры многих законов и других нормативных актов, поставила перед законодательными органами глобальную задачу - всестороннее обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Под влиянием Конституции РФ были разработаны, приняты и вступили в действие такие крупные акты, как ФКЗ о КС РФ (1994), о судебной системе (1996), об арбитражных судах (1995), о военных судах (1999). Конституция РФ инициировала разработку одних и способствовала активизации подготовки других крупных нормативных актов. В их числе такие Федеральные законы, как: о защите судей и других должностных лиц (1995), о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых (1995), о судебных приставах (1997), о мировых судьях (1998), Уголовный кодекс РФ (1996), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (2001), Арбитражный процессуальный кодекс РФ (2002), Закон об органах судейского сообщества (2002), Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре (2002) и др. Основываясь на конституционных положениях, можно сделать вывод, что центральное место в блоке задач, стоящих перед правосудием и судопроизводством, занимают обеспечение и защита прав и свобод участвующих в судопроизводстве граждан. Конституция РФ, сохраняя прежнее предназначение (в смысле влияния на отраслевое законодательство), непосредственно является источником права. Такой вывод базируется на том, что в ней: а) получили нормативное решение многие вопросы правосудия и судопроизводства; б) сформирована система конституционных принципов правосудия; в) определены основополагающие начала и предпосылки прямого действия ее норм (ст. 15). Решение в действующей Конституции вопросов: а) разграничения компетенции РФ и ее субъектов в области законодательства; б) установления приоритета ФКЗ и ФЗ, имеющих прямое действие на территории РФ; в) признания недопустимым противоречия федеральных законов ФКЗ; г) провозглашения недопустимости противоречия законов субъектов РФ законам, принятым по вопросам, относящимся к исключительной компетенции Федерации. Далеко не все нормы Конституции могут быть применены без их конкретизации, без установления в отраслевом законодательстве механизма их применения. Более того, во многих нормах содержатся отсылки к текущему федеральному законодательству. Есть в Конституции РФ нормы, хотя прямо и не отсылающие к другим федеральным законам, но содержание которых предполагает необходимость соответствующих норм отраслевого закона, направленных на обеспечение действия конституционных норм. Однако отсутствие в тех или других законах и иных нормативных актах необходимых норм права, обеспечивающих реализацию положений Конституции, не может быть препятствием к их применению. Следовательно, положения Конституции имеют прямое действие вне зависимости от того, соответствуют они нормам отраслевого законодательства или нет. В этом случае действуют правила ст. 15 Конституции РФ, согласно которым: а) Конституция РФ имеет высшую юридическую силу; б) законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Иными словами, при наличии коллизий между нормами законодательства о суде, судопроизводстве и Конституции РФ приоритет принадлежит конституционным нормам.
Часть 4 ст. 15 Конституции РФ признает составной частью правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права. При этом, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.
- Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Правоохранительные органы рф»
- Понятие и признаки правоохранительной деятельности.
- Основные направления правоохранительной деятельности
- Органы, составляющие систему правоохранительных органов
- Правоохранительные органы: общая характеристика и система. Органы, составляющие систему правоохранительных органов
- Предмет и значение дисциплины «Правоохранительные органы рф».
- Законодательные источники дисциплины «Правоохранительные органы рф».
- Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию
- Конституция рф – основа деятельности правоохранительных органов.
- Понятие и признаки правосудия.
- Признаки
- Органы судебной власти
- Признаки правосудия
- Понятие и классификация принципов правосудия.
- Осуществление правосудия только судом.
- Право граждан на судебную защиту.
- Гос. Язык судопроизводства и делопроизводства.
- Открытое разбирательство дел во всех судах.
- Принцип независимости судей и подчинение их только Конституции рф и закону.
- Принцип состязательности и равноправия сторон.
- Принцип презумпции невиновности обвиняемого.
- Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
- Участие присяжных и арбитражных заседателей в отправлении правосудия.
- Судебная система рф по действующему законодательству.
- Верх. Суд рф
- Высший Арбитражный Суд рф
- С Констит.(уставный) суд субъекта рф Мировые судьи уды субъекта рф
- Единство судебной системы.
- Звено судебной системы; понятие инстанции; суд 1-ой инстанции.
- Состав суда при рассмотрении гражданских дел арбитражным судом по инстанциям (суд первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанций, рассмотрение дела в порядке надзора).
- Апелляционная инстанция в судах общей юрисдикции.
- Кассационная инстанция в судах общей юрисдикции.
- Судебные инстанции, рассматривающие дела в порядке надзора, в судах общей юрисдикции.
- Мировые судьи в судебной системе рф и их полномочия.
- Требования, предъявляемые к кандидатам в мировые судьи, и порядок наделения их полномочиями мирового судьи.
- Районный суд в системе судов общей юрисдикции и его полномочия.
- Организация работы в районном суде. Председатель суда.
- Верх. Суд республики, областной, краевой и равные им суды в системе судов общей юрисдикции. Полномочия суда.
- Судебные коллегии областного и равного ему суда (состав, порядок образования и полномочия).
- Президиум областного и равного ему суда (состав, порядок образования и полномочия).
- Место гарнизонного военного суда в системе судов общей юрисдикции и его полномочия.
- Окружной (флотский) военный суд в системе судов общей юрисдикции и его полномочия.
- Военная коллегия Верховного Суда рф как высшее звено в подсистеме военных судов (состав, порядок образования и полномочия).
- Верх. Суд рф как высший судебный орган судов общей юрисдикции. Его полномочия.
- Судебные коллегии Верховного Суда рф (состав, порядок формирования и полномочия).
- Кассационная коллегия Верховного Суда рф (состав, порядок формирования и полномочия).
- Президиум Верховного Суда рф (состав, порядок формирования и полномочия).
- Пленум Верховного Суда рф (состав, порядок формирования и полномочия).
- Организация работы в Верховном Суде рф.
- Арбитражные суды в судебной системе рф. Их задачи и полномочия.
- Арбитражные суды субъектов рф в системе арбитражных судов. Их полномочия.
- Арбитражные апелляционные суды в системе арбитражных судов. Их полномочия.
- Федеральные арбитражные суды округов в системе арбитражных судов. Их полномочия.
- Состав и структура Высшего Арбитражного Суда рф.
- Конст. Суд рф и его место в судебной системе рф. Полномочия суда.
- Состав и структура Конст. Суда рф.
- Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конст. Суда рф, и порядок наделения их полномочиями судьи.
- Решения Конст. Суда рф.
- Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
- Наделение кандидатов полномочиями судьи. Несменяемость судей.
- Приостановление полномочий судьи.
- Прекращение полномочий судьи.
- Судейское сообщество в рф и его органы.
- Основными задачами органов судейского сообщества являются
- Высшая квалификационные коллегии судей рф.
- Квалификационные коллегии судей субъектов рф.
- Принципы организации и деятельности прокуратуры в рф.
- Направления деятельности прокуратуры.
- 58. Прокурорский надзор и его отрасли.
- 59. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
- 60. Акты прокурорского реагирования
- Система и структура органов прокураторы.
- Органы дознания и их виды.
- Органы предварительного следствия.
- Следственный комитет рф.
- Понятие адвокатской деятельности.
- Порядок приобретения статуса адвоката.
- Права и обязанности адвоката.
- 1. Адвокат обязан:
- Основные направления деятельности адвоката.
- Формы адвокатских образований.
- Адвокатская палата субъекта рф.
- Федеральная палата адвокатов рф.
- Федеральная служба судебных приставов как орган принудительного исполнения.
- Основные задачи службы
- Директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав рфСтруктура
- Символика Служба имеет флаг и геральдический знак-эмблему, утверждённые Указом Президента рф.
- Органы юстиции рф и их задачи.
- Подведомственные органы исполнительной власти
- Судебный департамент при Верховном Суде рф.