logo search
Герасимова

2.3 Ответственность по авторскому договору.

Под ответственностью по авторскому праву понимается мера имущественного воздействия на должника, нарушившего обязательство, установленная законом или договором. Гражданское право исходит из наличия трех форм вины: умысла, неосторожности и грубой неосторожности. Умышленная вина автора или пользователя заключается в действии либо бездействии с целью неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства по договору, либо создания невозможности его исполнения. Вина должника в форме неосторожности проявляется в тех случаях, когда, например, автор не проявлял ту степень заботливости, осмотрительности, какая требовалась от него.

Ответственность по авторскому договору (автора и пользователя), как вид гражданско-правовой ответственности, характеризуется следующими чертами[11.67]:

— является имущественной, так как связана с возмещением убытков, взысканием причиненного ущерба, уплатой неустойки (штрафа, пени);

— представляет собой ответственность одного участника договора перед другим;

— размером причиненного вреда или убытков и равных по объему мер, применяемых к сторонам авторского договора, независимо от того, кто участвует в договоре, юридическое или физическое лицо, иностранные авторы или пользователи.

Ответственность по авторскому договору с множественностью лиц разделяют на долевую и солидарную.

Солидарная ответственность наступает, если она предусмотрена законом или договором.

При не определении в договоре объема выполненной работы каждым автором соавторы, скорее всего, понесут солидарную ответственность[12.13]. Так как в таком договоре присутствует обязательство с множественностью лиц, то неисполнение обязательства одним из соавторов может привести к расторжению договора.

Когда невозможно установить вклад каждого соавтора, особенно, если каждая строчка произведения в буквальном смысле создается вместе, то и ответственность авторы должны понести также солидарную.

Действует принцип «один за всех»[14.21]. Кредитор-заказчик вправе потребовать исполнения солидарной обязанности как от всех соавторов совместно, так и от каждого в отдельности, полностью или в части долга.

Долевая ответственность сторон по авторскому договору может быть установлена договором или вытекать из существа самого авторского обязательства.

Должники-соавторы обязаны исполнить договорное обязательство каждый в своей доле.

Ответственность пользователя регулируется как самим авторским договором, так и общими нормами гражданского законодательства.

Пользователь (заказчик) несет ответственность за причинение автору убытков, за невыплату или задержку выплаты авторского гонорара, за нарушение срока распространения произведения, за нарушение целостности произведения, за неиспользование произведения в обусловленный срок, за нарушение выпуска повторного издания, за невозвращение автору рукописи, когда пользователь обязан это сделать, и т. п.При заключении договора стороны могут предусмотреть меры ответственности заказчика-пользователя за соответствующее нарушение условий договора, право автора на одностороннее расторжение договора с выплатой гонорара за весь объем представленного произведения и т. д.

Но автор еще при заключении авторского договора может дать согласие на последующее изменение объема, названия своего произведения, а пользователь при этом не будет нести ответственность за нарушение условий договора.

За утерянную рукопись пользователь несет материальную ответственность. Издатель обязан возместить автору все потери для восстановления работы.

Особое значение имеет ответственность пользователя за утерю произведения изобразительного искусства. Пользователь должен возместить автору все причиненные убытки, которые могут быть равными стоимости утерянной картины[8.21].

При нарушении автором своих обязанностей по договору должна быть установлена его вина. Форма вины автора, ее степень на размер ответственности не влияют.

Для автора ответственность наступает, прежде всего, за непредставление рукописи в установленный срок по авторскому договору заказа.

В соответствии с п. 2 ст. 1290 ГК[6.90] автор в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить неустойку, если она предусмотрена договором. Но автор не может нести ответственность за обстоятельства, которые он не мог предвидеть, например если автор проживает в другом городе или стране и не может вовремя приехать из-за задержки в дороге транспорта, либо когда непредставление сочинения вызвано виною издательства и т. д.

Просрочкой представления произведения будет считаться его несвоевременная сдача после доработки.

Если издатель-заказчик не получил произведение в оговоренные сроки не по вине автора (болезнь, стихийные бедствия и др.), он может расторгнуть договор.

В случае непредставления заказчиком автору архивного материала, который нужен для работы, автор не будет нести ответственность за причиненные убытки, так как его вины в этом нет[13.86].

Автор по договору заказа несет ответственность, если представленное произведение не будет одобрено заказчиком. Но недоброкачественное, неудачное произведение, созданное автором, не может служить основанием ответственности автора, в данном случае речь может идти только об основании расторжения договора.

Если автор в своей работе, в нарушение норм авторского права, использовал чужие труды без ссылки на имена их авторов, то он ставит под удар не только свой авторитет, но и репутацию издательства. В этом случае издатель может предъявить иск к автору о компенсации морального вреда и защите своей репутации.

Отказ автора от внесения исправлений и доработок в произведение в связи со сложившейся ситуацией в пределах договорных условий, предложенных заказчиком, будет являться нарушением обязательства со стороны автора. При отказе автора дорабатывать произведение заказчик вправе взыскать с автора убытки.

В том случае, если заказчик требует невозможного, выходит за пределы заранее оговоренных условий, он не имеет права взыскать с автора убытки или применить иные меры ответственности[1.45].

Следующим нарушением автора будет передача права на использование своего произведения третьим лицам без согласия заказчика. Общей формой ответственности по авторскому договору, как и по договорным, гражданско-правовым обязательствам, является возмещение убытков. Убытки заказчика будут включать все расходы, связанные с подготовкой рукописи к изданию, распространению, утрату материалов, неполученную прибыль, которую заказчик рассчитывал получить в случае исполнения автором своих обязательств по договору.

Обязанность автора по возмещению убытков пользователю может быть наложена при наличии связи между допущенным нарушением условий договора и теми последствиями, которые вследствие этого наступили.

Пользователь должен доказать не только факт убытков, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением автором обязательств, но и их размера.

Нарушение авторского обязательства влечет за собой не только возмещение причиненных убытков, но и уплату неустойки, если она установлена договором.

Согласно п. 1 ст. 1290 ГК[5.17] ответственность по договору об отчуждении исключительного права и по лицензионному договору ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне, если договором не предусмотрен меньший размер ответственности автора.

Выводы

Авторский договор является важнейшим, хотя и не единственно возможным способом передачи прав на использование творческого произведения.

Авторские договора в целом похожи на иные виды договоров, но носят более конкретный характер, и имеют более значительное количество обязательных условий.

Таким образом, рассмотрев особенности регулирования положений авторского договора можно сделать ряд следующих выводов.

С нашей точки зрения, в законе передача авторских прав по договору должна быть урегулирована должным образом, в том числе посредством закрепления четкого и понятного определения авторского договора.

Отказавшись от термина «авторский договор», закон использует понятия договора об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионного договора, договора авторского заказа.

От того, насколько детально и грамотно с правовой точки зрения стороны авторского договора согласуют его условия, зависит дальнейшая судьба их правовых отношений. Надлежащее согласование данных условий является эффективным средством обеспечения авторских прав. Путем такого согласования стороны авторского договора имеют возможность обезопасить себя от неблагоприятных последствий в будущем, следовательно, обеспечить свои права.

К средствам обеспечения авторских прав можно отнести и такое средство, как повышение авторско-правовой культуры. К сожалению, сегодня с целью извлечения прибыли некоторые пользователи произведений, охраняемых авторским правом, допускают незаконное их использование для получения систематического дохода.

Охрана авторских прав в последнее время приобретает все большее значение. И авторский договор, закрепляя взаимные права и обязанности сторон, является важным средством защиты, как прав автора, или его правопреемника, так и прав пользователя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Близнец И.А. Нужны работающие механизмы защиты авторских прав//Бухгалтерский учет.- 2008 - № 10.- с. 17-20.

2. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав//Закон. 2007.- № 10.- с. 23-29.

3. Вайпан В.А., Любимов А.П. Новое регулирование охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности//Право и экономика.- 2008.- № 1. - с. 25-30

4. Дворянкин О.А. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение: Научно-практическое пособие.- М.: Весь мир, 2008.- 464 с.

5. Директива Европейского совета от 25 октября 1993 г. «О согласовании сроков защиты авторских прав»//Право Европейского Союза. Документы и комментарии. - М.: Терра, 2006. - 890 с.

6. Иванкин В.Н., Гражданское право: Конспект лекций.- 3-е ищд. Испр. И доп.- М.: Юрайт - Издат, 2009.- 223с.

7. Моргунова Е.А., Авторское право: Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008.- 239с.

8. СтрелецкаяН.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права//Законодательство.- 2008.- № 8.- с. 15-22.

9. Туркин А.В., Подшибихин Л.И., Леонтьев К.Б., Проблемы лицензирования деятельности по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами //www.copyright.ru/ru/lib [Электронный ресурс]

10. Яковлев В.Ф., Маковский А.Л. О четвертой части Гражданского кодекса России //Журнал российского права. - 2007. - № 2. - с. 32-34

11. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. М.: Статут, 2003.

12. Маковский А.Л. О кодификации законодательства об интеллектуальной собственности // Закон. 2007.

13. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав // Закон. 2007.

14. Свечникова И.В. Авторское право. - Издательский дом Дашков и К, 2009

Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України

Головне управління освіти і науки Дніпропетровської облдержадміністрації

Комунальний позашкільний навчальний заклад

«Мала академія наук учнівської молоді» Дніпропетровської обласної ради»

Відділення: філософії та права

Секція: правознавство

ЗНАЧЕННЯ АВТОРСЬКОГО ПРАВА У СУСПІЛЬСТВІ

Роботу виконала:

Герасімова Любов Юріївна

учениці 10 – В

Криворізької загальноосвітньої школи I – III ступенів № 103

Науковий керівник:

Афанасьева О. М.

викладач правознавства

Кривий Ріг – 2011

Тезисы

Авторское право - в объективном смысле — подотрасль гражданского права, регулирующая отношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях.

Актуальность работы: авторского права выросло в несколько раз в связи с широким распространением  художественного и научного творчества, с возникновением новых направлений в применении произведений искусства.

Целью данной работы является необходимость раскрыть понятие авторского договора, его значение в системе гражданских правоотношений, охарактеризовать особенности заключения авторского договора.

Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:

  1. Исследовать вопрос об исключительной природе авторских прав.

  2. Определить место авторского договора в системе гражданско-правовых отношений.

  3. Охарактеризовать классификацию гражданско-правовых договоров.

  4. Описать порядок заключения, изменения и расторжения авторского договора.

Научная новизна состоит, прежде всего, в том, что осуществлено комплексное исследование в области государственного регулирования и обеспечения авторского права, изучение его сущности и содержания как сложного межотраслевого социально-правового явления.