logo search
071283_2E579_kopylov_v_a_informacionnoe_pravo

11.2.1. Область реализации права на поиск, получение и потребление информации в Интернет

Основными субъектами здесь выступают потребители информации и услуг, вступающие в информационные отношения с поставщиками информации или предоставляющими услуги по хостингу (по размещению информационных ресурсов в памяти компьютера).

Они разделяются на следующие виды:

потребители информации, осуществляющие поиск и получение ин формации в Интернет;

потребители услуг по хостингу (по размещению информации в Интернет па серверах);

потребители услуг информационной почты.

Потребители информации и услуг Интернет вступают в общественные отношения с субъектами других областей информационной сферы, к которым относятся:

производители информации, т.е. субъекты, действующие в области производства исходной и производной информации, а также в области формирования информационных ресурсов, предоставления информационных продуктов и информационных услуг;

производители услуг по подключению и работе с Интернет, в том числе предоставление хостинга и услуг электронной почты (провайдеры). Они действуют в области информационных технологий и средств их обеспечения как производители этих объектов или лица, арендующие их. Эти субъекты осуществляют сервис по подключению пользователей к сети Интернет, предоставляют электронный адрес и место под хранение писем электронной почты, а также услуг по приему и передаче полученных сообщений. К ним относятся также субъекты, предоставляющие доменные имена обладателям сайтов. При этом обладатели сайтов автоматически становятся производителями и распространителями информации или информационных ресурсов;

производители услуг по навигации в Интернет - субъекты области Информационных технологий и средств их обеспечения - собственники И обладатели информационных поисковых систем.

Общественные отношения, возникающие между потребителем информации - с одной стороны, и производителем информации и услуг, чаше всего регулируются традиционными нормами гражданского права или публичного права.

Первые основаны на традиционных договорных отношениях, вторые - на отношениях конституционного или административного характера (в порядке исполнения обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления по формированию информационных ресурсов и предоставлению информационных продуктов и информационных услуг).

Однако при этом основные трудности регулирования отношений связаны с защитой содержания получаемой потребителем информации (авторское право, доказательственная способность документа в электронной форме, доменные имена и т.п.).

Важная группа общественных отношений связана с защитой потребителя от вредной, опасной, некачественной информации и защиты прав и свобод каждого в информационной сфере (например, защита чести и достоинства личности). Здесь у потребителя возникает право на защиту от воздействия такой информации.