Повреждения опорно-двигательного аппарата
Чаще встречаются ушибы, повреждения связочного аппарата, растяжения, разрывы мышц сухожилий, переломы костей, вывихи в суставах.
1. Ушибы мягких тканей - повреждения тканей или органов под действием кратковременного внешнего усилия (удар), часто не сопровождающееся повреждением кожных покровов.
Клиника: характеризуется болью в момент травмы, кровоподтеком, быстро увеличивающейся припухлостью, покраснением тканей.
При поверхностных ушибах кровоподтеки появляются в первые минуты или часы, при ушибах мышц, надкостницы - позднее, иногда вдали от места ушиба (под действием силы тяжести). При ушибах голени, предплечья часто возникают обширные гематомы (кровоизлияния), что может привести к сдавливанию крупных сосудов и нервов.
Ушиб надкостницы - в местах, где мало выражен мышечный слой или подкожная клетчатка: голень, грудина, тыл стопы и кисти. Для ушиба надкостницы характерна ограниченная припухлость и резкая боль даже при скользящем прикосновении.
Ушиб суставов может привести к кровотечению внутри сустава, которое развивается в течение 1 - 1,5 часов после травмы. Контуры сустава сглажены, припухлые, резкая болезненность при движении.
Первая помощь: холод (снег, лед - в течение 2-3 часов на смазанную кремом поверхность), давящая повязка. К концу первых суток - тепловые процедуры.
2. Повреждения связочного аппарата возникают при чрезмерных, по амплитуде движениях. Чаще травмируются связки коленного и голеностопного суставов. При полном или частичном разрыве связки появляется выраженная болезненность, быстрое кровоизлияние в мягкие ткани, отек и нарушение функции сустава.
Первая помощь: как при ушибе + иммобилизация.
3. Растяжение мышц - характеризуется появлением болезненных ощущений через 1,5-2 часа после травмы, при глубокой пальпации определяется зона повышенной чувствительности.
Первая помощь: тепловые процедуры, растирания.
4. Надрывы, разрывы мышц и сухожилий возникают в момент резкого не координированного сокращения. В момент травмы возникает резкая боль и характерный звук. Наблюдается кровоизлияние с образованием гематомы, движения в суставе затруднены или невозможны. При пальпации - повышенная плотность тканей.
Первая помощь: давящая повязка, холод. Иммобилизация сустава для максимального сближения точек прикрепления мышцы.
5. Вывих - ненормальное стойкое смещение костей в суставах, сопровождающееся, как правило, разрывом сустав, капсулы, связки, повреждением мягких тканей. В момент вывиха возникает сильная боль, конечность принимает естественное положение, изменяется форма сустава, отсутствуют привычные движения в суставе.
Первая помощь: иммобилизация. При сильных болях - анестезия сустава 2%-ным раствором новокаина (15 - 20 мл).
6. Переломы:
- полные, открытые (с повреждением кожных покровов), закрытые, со смещением и вколоченные, без смещения;
- неполные (трещины).
В момент травмы ощущается резкая боль, усиливающаяся при попытке движения, характерный звук. При осмотре - припухлость (кровоизлияние), искривление или укорочение конечностей. Часто патологическая подвижность в месте перелома. При открытом переломе костные отломки выступают из раны.
Первая помощь: иммобилизация. При открытом переломе - остановка кровотечения, обработка краев раны 5%-ным раствором йода, стерильная повязка. Отломки не вправлять! Обезболивание места перелома крупных трубчатых костей 2%-ным раствором новокаина (15 - 20 мл).
Перелом костей таза определяется при пальпации. Пострадавший не может самостоятельно поднять прямую ногу на стороне перелома. Ноги, как правило, полусогнуты в коленях и разведены в стороны.
Транспортировка на твердой поверхности в позе "лягушки" - ноги полусогнуты в коленях и тазобедренных суставах, под колени валик
Перелом позвоночника - припухлость, локальная болезненность при пальпации, патологическая подвижность отростков позвонков.
Боль при движении корпусом или головой При повреждении спинного мозга отсутствует болевая чувствительность и движения соответственно уровню повреждения.
Транспортировка лежа на жесткой поверхности.
7. Повреждения груди.
Закрытые - отмечается болезненность в месте повреждения, припухлость, кровоизлияние, патологическая подвижность отдельных сегментов. При тяжелых травмах часто развивается дыхательная недостаточность, затем нарушения кровообращения, типичные для травматического шока. Специфические симптомы: кашель с кровохарканьем, часто одышка, подкожная эмфизема, грудная клетка в положении вдоха.
Открытые (ранения):
- проникающие;
- непроникающие. При проникающих: острая боль в области раны, усиливающаяся при глубоком дыхании, одышка, кашель, кровохарканье, подкожная эмфизема. При повреждении крупных бронхолегочных структур - напряженный пневмоторакс.
Неотложная помощь: восстановление дыхания, кровообращение, остановка наружного кровотечения, при наличии открытого пневмоторакса - окклюзионная повязка. На рану - асептическую повязку, при продолжающемся кровотечении - давящую (при патологической подвижности давящую нельзя!) Обезболивающие средства; при напряженном пневмотораксе - пункция плевральной полости
Транспортируют лежа на носилках с приподнятым головным концом.
8. Повреждения живота:
- открытые;
- закрытые.
При ударе, падении с высоты. Сопровождаются явлениями шока, боли в животе, при повреждении печени боли иррадиируют в правое плечо, селезенки - в левое. Жалобы на сухость языка, тошноту, рвоту, задержка стула. Бледность кожи и слизистых, холодный пот, частое поверхностное дыхание, частый слабый пульс, падение АД. При поражении полых органов - раздражения брюшины, напряжение брюшной стенки.
Неотложная помощь: поить и кормить противопоказано. По показаниям - сердечно-сосудистые средства. На область живота - холод.
Транспортируют лежа, иногда с согнутыми в коленях ногами или полусидя.
9. Повреждения черепа и мозга.
Сотрясение головного мозга. Потеря сознания от нескольких секунд до часов. Жалобы на тяжесть в голове, головокружение, головную боль, тошноту, общую слабость; отмечается бледность лица, холодный пот, вялая медленная речь, иногда рвота, может быть частичная потеря памяти.
Ушиб мозга - более тяжелое повреждение, может сопровождаться мелкими кровоизлияниями, отеком мозга. Помимо симптомов сотрясения характеризуется очаговым поражением головного мозга: парезы, параличи, судороги, расстройства чувствительности, нарушениями речи, слуха и т.д.
При длительном кровоизлиянии гематома сдавливает структуры мозга. При этом указанные, после "светлого" промежутка, симптомы возвращаются, нарастает оглушенность, появляются и увеличиваются парезы конечностей, нарушение дыхания и кровообращения.
Перелом основания черепа. Абсолютный клинический признак - ликворея из уха, носа или глотки; кровотечение из носа, уха, симптомы очков - гематомы вокруг глаз Транспортировать лежа с приподнятым головным концом па боку или голову на бок (профилактика аспирации рвотных масс); холод на голову. При ранах головы - обработка 0,5%-ным раствором новокаина с антибиотиком. Для прекращения возбуждения в/в 10 - 15 мл новокаина, мочегонные средства. При судорогах диазепам (реланиум).
- Единая программа подготовки вожатых для работы в детских оздоровительных лагерях «Школа соВременного вожатого».
- Нижний Новгород, 2005.
- Занятие 1. Будем знакомы!
- 1. Нижегородский Областной Штаб Студенческих Отрядов. Линейные Студенческие Отряды. Структура спо.
- 2. Дол. Игра.
- Игры в автобусе.
- Кричалки.
- На знакомство:
- «В поход»
- «Воробьи-вороны». (На природе)
- На сплочение: «Клубок».
- «Яблочко»
- «Сторож».
- «Паровозик».
- На выявление лидеров: «Треугольник».
- «Карабас».
- «Большая семейная фотография».
- «Калейдоскоп».
- «Полет на Марс».
- «Огоньки» организационного периода
- Теоретический блок.
- «Огонек» в основной период
- «Огонек» - анализ дела
- Тематический «огонек»
- 4. Вожатские песни.
- 5. Отрядный уголок.
- Возможные рубрики для отрядного уголка
- Законы отряда
- В рубрику «время»
- Стихотворный режим дня
- Мониторинг – карта
- Методика "Эмоциональная цветопись"
- Занятие 3. А понаехали тут!
- 6. Логика развития лагерной смены.
- Организационный период лагерной смены
- Основной период лагерной смены
- Итоговый период
- 7. Тесты.
- Социометрия
- Тест “Нарисуй скорее дом”
- Тест “Лучший художник”
- Рисуночный тест "Какой я?"
- 8. Тематический день в лагере.
- 1. День человека:
- 2. День Земли:
- 3. День Отечества:
- 4. День мира:
- 5. День Знания:
- 6. День Труда:
- 7. День Культуры:
- 8. День Семьи:
- Какие еще тематические дни можно провести в лагере:
- Занятие 4.
- 10. Медподготовка. На грани риска. Дети и наркотики. Первая доврачебная помощь
- Первая помощь при ранениях Первоначальная обработка раны:
- Механическая обработка.
- Основы реанимации
- Дыхательная недостаточность
- Восстановление кровообращения
- Медикаментозное лечение
- Повреждения опорно-двигательного аппарата
- Асфиксия
- Ядовитые животные
- Меры предосторожности
- Симптомы отравления
- Что нужно делать?
- Как помочь при приступе эпилепсии.
- Алкоголизм и наркомания - болезнь людей, не сумевших сказать нет
- Признаки передозировки наркотиков
- Запомни! Состояние комы при передозировке наркотиком заканчивается смертью от остановки дыхания или аспирации рвотными массами.
- Занятие пятое – Как вы лодку назовёте…
- 11. Имидж отряда. Название. Девиз.
- Самоуправление.
- Примерное положение о дежурном командире отряда (дк)
- Обязанности дк
- Права дк
- Примеры дел-поручений, выполняемых по очереди первичными микроколлективами
- Стадии развития коллектива по Лутошкину.
- 12. Верёвочный курс. Теория. Базовый уровень – практика.
- Базовый уровень. Плот.
- Конвейер.
- Корабельный трап.
- Основной уровень.
- 1. Паутина.
- 2. Треугольник или электрический ток.
- 3. Бревно.
- Занятие шестое – а как же я?
- 13. Организация творческих конкурсов, игр по станциям, сюрпризы, тайный друг, стартин. Как провести творческий конкурс
- Как выбрать правильный способ организации игр по станциям.
- Сюрпризы. Тайный друг.
- Стартин.
- 14. Ребенок и социальные нормы.
- Дошкольник
- Младший школьник
- Младший подросток
- Старший подросток
- Социально-психологические потребности детей разного возраста.
- Запомни, это важно! как влияет на значение слышимого то, как мы используем ударение.
- Игры разного возраста
- «Полёты» подростков.
- Занятие седьмое – буря в стакане.
- 15. Правила купания детей. Правила купания детей на пляже.
- Правила купания детей в бассейне.
- Тридцать особых ситуаций, с которыми можно столкнуться в лагере. Способы разрешения этих ситуаций
- Занятие восьмое – Однажды вечером…
- 17. Комплименты, критика, конфликт.
- Правила и ошибки комплимента:
- Критика – великий манипулятор.
- 18. Игры с залом. «Апчхи»
- «Веретена точены...»
- «Ипподром».
- «Гол – мимо»
- «Три музыкальных слога»
- Игры-розыгрыши. «Гипнотизер»
- «Любовный рассказ»
- Египетский осел
- «Школа огородных пугал»
- Рахнина Юлия Алексеевна.