§ 5. Международные морские перевозки
Наиболее сложные правовые вопросы возникают при международных морских перевозках. Это объясняется как разнообразием самих отношений в данной области (предметом регулирования), так и различным характером источников правового регулирования (наряду с нормами конвенций и внутреннего законодательства широко используются морские обычаи, как национальные, так и международные; см. гл. 2).
В законодательстве многих государств обычно не содержится коллизионных норм, предусматривающих, право какой страны подлежит применению к отношениям по морской перевозке грузов. Эти вопросы решаются судебной практикой. В судах Великобритании и Франции <в соответствии с французским законодательством) применяется закон флага судна, а в судах ФРГ предпочтение отдается закону места назначения груза. Согласно Закону Польши применяется закон, избранный
сторонами. При отсутствии выбора к договору перевозки применяется закон места нахождения перевозчика. По Кодексу торгового мореплавания СССР 1968 года (КТМ СССР) права и обязанности сторон по договору морской перевозки грузов, договору морской перевозки пассажиров, а также по договорам фрахтования на время, морской буксировки и морского страхования определяются по закону места заключения договора, если иное не установлено соглашением сторон. Место заключения договора определяется по праву РФ.
Морские перевозки грузов могут осуществляться на различных условиях. Если такая перевозка осуществляется без предоставления морским перевозчиком всего судна или его части, то отношения между участниками перевозки оформляются коносаментом. В 1924 году в Брюсселе была заключена Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте. Хотя СССР и не являлся участником этой конвенции, ее основные положения были отражены в КТМ СССР. Конвенция определяет правовое значение реквизитов коносамента, условия ответственности перевозчика и порядок предъявления к нему претензий. Установлен принцип ответственности морского перевозчика за вину. Однако перевозчик не несет ответственности за так называемую «навигационную ошибку» (ошибка капитана, матроса, лоцмана в судовождении или управлении судном).
В марте 1978 года на конференции в Гамбурге была принята Конвенция ООН о морской перевозке грузов, призванная заменить конвенцию 1924 года. Новая конвенция имеет более широкую сферу действия (распространяется на перевозки животных и палубных грузов) и предусматривает ряд важных нововведений. В частности, ею отменено правило, освобождающее морского перевозчика от ответственности при навигационной ошибке, несколько повышен предел его ответственности за сохранность груза, более подробно определен порядок заявления требований к перевозчику (срок исковой давности — 2 года). Конвенция 1978 года в силу пока не вступила.
Наиболее прогрессивной формой доставки грузов морем являются регулярные, или линейные, перевозки, которые обычно осуществляются на основании соглашений об организации постоянных морских линий. Такие
238
соглашения могут быть межгосударственными, однако чаще они заключаются заинтересованными судовладельческими компаниями. В соглашениях о линии фиксируются основные условия эксплуатации соответствующих линий, а условия морских линейных перевозок определяются в линейных коносаментах, правилах и тарифах соответствующих судовладельческих компаний. Условия линейных перевозок имеют некоторые транспортно-правовые особенности, однако специфические коллизионные вопросы в этой области, как правило, не возникают.
Большинство морских линий эксплуатируется в настоящее время в рамках соглашений между крупными судовладельческими компаниями, образующими таким путем группы перевозчиков, получившие название линейных конференций. Решающее влияние имеют в них компании ведущих государств, которые стремятся обеспечить себе максимальные экономические выгоды путем установления высоких фрахтовых ставок и других льготных условий.
В целях устранения дискриминационных элементов в деятельности линейных конференций в рамках ООН по инициативе развивающихся стран в 1974 году было заключено важное международное соглашение — Конвенция о Кодексе поведения линейных конференций. Конвенция содержит ряд положений, направленных на введение работы линейных конференций в определенные рамки, исключающие дискриминацию и создающие баланс интересов перевозчика и грузовладельцев. СССР ратифицировал конвенцию в 1979 году. Она вступила в силу в октябре 1983 года.
Пассажирские перевозки морем стали за последние годы предметом ряда международных соглашений, последнее из которых — Афинская конвенция о перевозках морем пассажиров и их багажа от 13 декабря 1974 г. СССР присоединился к этой конвенции в 1983 году. Конвенция восприняла большинство ранее выработанных международно-правовых норм о морских пассажирских перевозках: принцип ответственности за вину, ограничение предела ответственности перевозчика (при причинении вреда здоровью пассажиров — 700 тыс. франков), срок исковой давности — 2 года.
Морские перевозки могут также осуществляться по чартеру. В этом случае для перевозки груза предостав-
239
ляются все судно, его часть или определенные помещения. Обычно на" практике применяются проформы чартеров, разработанные международными морскими организациями, а также национальными объединениями судовладельцев. Чартеры разрабатываются по видам грузе» (угольные, нефтяные, лесные и т. д.), благодаря чему учитывается специфика перевозки отдельных грузов. По своему содержанию морской чартер представляет собой сложный договор, в который включается до 60 различных условий (предоставление груза, порядок его подачи, расчеты по фрахту и т. д.). В отношении ответственности обычно делается ссылка на условия Конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте. Условия проформ чартера могут изменяться и дополняться сторонами, в частности, посредством включения оговорок.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:
1. Что понимается под международной перевозкой?
2. Какие установлены пределы ответственности перевозчика по различным видам перевозок?
3. В чем специфика морских перевозок по чартеру?
- Методические рекомендации по изучению учебного курса международного частного права
- Глава 1 понятие, предмет и система международного частного права
- § 1. Понятие международного частного права
- § 2. Содержание международного частного права
- § 3. Природа норм международного частного права и его место в системе права
- § 4. Исходные начала российской доктрины международного частного права
- § 5. Система международного частногоправа
- § 6. Обзор литературы по международному частному праву
- Глава 2 источники международного частного права
- § 1. Виды истопников международного частного права. § 2. Международные договоры. § 3. Внутреннее законодательство. § 4. Судебная и арбитражная практика. § 5. Обычаи
- § 1. Виды источников международного частного права
- § 2. Международные договоры
- § 3. Внутреннее законодательство
- § 4. Судебная и арбитражная практика
- § 5. Обычаи
- Глава 3 общие понятия международного частного права
- § I. Коллизионный и материально-правовой методы регулирования
- § 2. Место и роль материально-правовых норм в регулировании
- § 3. Система коллизионных норм
- § 4. Толкование и применение коллизионных норм
- § 5. Оговорка о публичном порядке
- § 6. Режим наибольшего благоприятствования и национальный режим
- § 7. Взаимность и реторсия
- Глава 4 гражданско-правовое положение иностранцев
- § 1. Положение иностранцев в различных государствах. § 2. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в рф. § 3. Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом
- § 1. Положение иностранцев в различных государствах
- § 2. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в рф
- § 3. Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом
- Глава 5 правовое положение юридических лиц
- § 1. Участие юридических лиц в международных хозяйственных отношениях и определение их государственной принадлежности
- § 2. Иностранные юридические лица в рф
- § 3. Правовое положение российских юридических лиц за границей
- § 4. Правовые формы совместной хозяйственной деятельности
- § 5. Правовое положение предприятий с иностранными инвестициями в рф
- Глава 6 правовое положение государства как участника гражданско-правовых отношений
- §1. Государство как субъект имущественных отношений. §2. Иммунитет государства и его виды. §3. Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством
- § 1. Государство как субъект имущественных отношений
- § 2. Иммунитет государства и его виды
- § 3. Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством
- Глава 7 право собственности
- § 1. Вопросы собственности в международных отношениях
- § 2. Коллизионные вопросы права собственности
- § 3. Применение за границей законов о национализации
- § 4. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- § 5. Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах
- § 6. Правовое положение собственности рф и российских организаций за границей
- Глава 8 внешнеэкономические сделки
- § 1. Понятие внешнеэкономической сделки
- § 2. Форма договора
- § 3. Применение права по вопросам содержания сделок
- § 4. Универсальные международные конвенции по внешнеторговой купле-продаже. Типовые договоры. Торговые термины. Общие условия поставок
- § 5. Компенсационные соглашения
- § 6. Контракты по оказанию технического содействия и строительству предприятий
- § 7. Концессионные и иные соглашения
- § 8. Договоры в области научно-технического сотрудничества
- Глава 9 международные перевозки грузов и пассажиров
- § 1. Понятие международных перевозок
- 8 2. Международные железнодорожные перевозки
- § 3. Международные автомобильные перевозки
- § 4. Международные воздушные перевозки
- § 5. Международные морские перевозки
- Глава 10 международные кредитные и расчетные отношения
- § 1. Валютное законодательство рф и международные соглашения
- § 2. Международные расчеты и кредитование во взаимоотношениях российских организаций с фирмами и организациями иностранных государств
- § 3. Международные неторговые расчеты
- Глава 11 обязательства из причинения вреда
- § 1. Коллизионные вопросы деликтных обязательств. § 2. Причинение вреда в рф. В 3. Причинение вреда за рубежом
- § 1. Коллизионные вопросы деликтных обязательств
- § 2. Причинение вреда в рф
- § 3. Причинение вреда за рубежом
- Глава 12 авторское право
- § I. Международное культурное сотрудничество и международная охрана авторских прав
- § 2. Авторские права иностранцев в рф
- § 3. Охрана и использование произведений отечественных авторов заграницей
- § 4. Многосторонние соглашения в области авторского права
- § 5. Соглашения рф с другими странами о взаимной охране авторских прав
- Глава 13 патентное право
- § L. Международное научно-техническое сотрудничество и зарубежное патентование изобретений
- § 2. Охрана прав иностранцев на изобретения в рф
- § 3. Патентование отечественных изобретений за границей
- § 4. Лицензии на изобретения и «ноу-хау»
- § 5. Право на товарный знак и борьба с недобросовестной конкуренцией
- § 6. Международные соглашения об охране прав на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки
- Глава 14 семейное право
- § 1. Коллизионные вопросы в области семейного права
- § 2. Заключение брака
- § 3. Расторжение брака
- § 4. Правоотношения между супругами
- § 5. Правоотношения между родителями и детьми
- § 6. Усыновление
- § 7. Опека и попечительство
- Глава 15 наследственное право
- §1. Коллизии законодательств» в облает наследования. §2. Наследственные права иностранцев в рф. § 3. Наследственные права российских граждан за границей
- § 1. Коллизии законодательства в области наследования
- §2. Наследственные права иностранцев в рф
- § 3. Наследственные права российских граждан за границей
- Глава 16 трудовые отношения
- § 1. Международные трудовые отношения и коллизионные вопросы в области трудовых отношений
- § 2. Трудовые права иностранцев в рф
- §3. Трудовые права российских граждан за рубежом
- § 4. Социальное обеспечение
- Глава 17 рассмотрение споров в судебном порядке. Нотариальные действия
- § 1. Понятие международного гражданского процесса
- § 2. Определение подсудности и пророгационные соглашения
- § 3. Право на судебную защиту и гражданские процессуальные права иностранцев в рф
- § 4. Процессуальное положение иностранного государства
- § 5. Установление содержания иностранного права
- § 6. Исполнение судебных поручений
- § 7. Признание и исполнение решений иностранных судов
- § 8. Нотариальные действия
- Глава 18 рассмотрение споров в порядке арбитража
- § 1. Понятие арбитража и виды третейских (арбитражных) судов
- § 2. Арбитражное рассмотрение споров в практике российских организаций
- § 3. Арбитражное рассмотрение инвестиционных споров
- § 4. Признание и исполнение арбитражных решений