logo search
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

8.6. Договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)

По договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов права интеллектуальной собственности, предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя (п. 1 ст. 910 ГК).

Договор франчайзинга предусматривает использование комплекса исключительных прав, указанных выше, в определенном объеме (с установлением минимального и (или) максимального объема использования) с указанием или без указания территории их использования применительно к определенным видам предпринимательской деятельности.

Сторонами по договору франчайзинга могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Вознаграждение по договору франчайзинга может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки или в иной форме, предусмотренной договором франчайзинга.

Договор франчайзинга заключается в письменной форме. Договор франчайзинга, вносимые в него изменения и дополнения, а также его расторжение подлежат регистрации в патентном органе в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2009 года № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)».

Договором франчайзинга может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре франчайзинга (комплексная предпринимательская сублицензия). Договором франчайзинга может быть предусмотрена обязанность пользователя предоставить в течение определенного срока определенное количество комплексных предпринимательских сублицензий.

Договор комплексной предпринимательской сублицензии не может быть заключен на более длительный срок, чем договор франчайзинга, на основании которого он заключался. Прекращение договора франчайзинга прекращает договор комплексной предпринимательской сублицензии. Ответственность перед правообладателем за действия вторичных пользователей несет пользователь, если иное не предусмотрено договором франчайзинга. К договору комплексной предпринимательской сублицензии, по общему правилу, применяются правила о договоре франчайзинга.

К обязанностям правообладателя по договору франчайзинга в соответствии со ст. 910-3 ГК относятся обязанности:

— передать пользователю техническую и коммерческую документацию и иную информацию, необходимую пользователю для осуществления предоставленных ему по договору франчайзинга исключительных прав;

— проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

— выдать пользователю предусмотренные договором франчайзинга лицензии на право использования объектов права интеллектуальной собственности, указанных в предмете договора франчайзинга, обеспечив их оформление в установленном порядке.

Также, если договором франчайзинга не предусмотрено иное, правообладатель обязан:

— оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

— контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора франчайзинга.

К обязанностям пользователя по договору франчайзинга согласно ст. 910-4 ГК относятся обязанности:

— использовать при осуществлении предусмотренной договором франчайзинга деятельности фирменное наименование правообладателя указанным в этом договоре образом;

— обеспечивать соответствие качества товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основе договора франчайзинга, качеству аналогичных товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) непосредственно правообладателем;

— соблюдать инструкции и выполнять указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе выполнять указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору франчайзинга исключительных прав;

— оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретал товар, заказывал выполнение работ, оказание услуг непосредственно у правообладателя;

— не разглашать полученную от правообладателя нераскрытую информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау);

— выдавать оговоренное количество комплексных предпринимательских сублицензий, если такая обязанность предусмотрена договором франчайзинга;

— информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации участников гражданского оборота (их товаров, работ, услуг) на основании договора франчайзинга.

Договором франчайзинга могут быть предусмотрены ограничения прав сторон указанного договора посредством указания на:

— обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

— обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора франчайзинга в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

— отказ пользователя от получения по договорам франчайзинга аналогичных исключительных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;

— обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору франчайзинга исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

Ограничения прав сторон по договору франчайзинга могут быть признаны судом недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти ограничения с учетом состояния соответствующего товарного рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

Переход от правообладателя к другому лицу какого-либо исключительного права, входящего в предоставленный пользователю комплекс исключительных прав, не является основанием для изменения или расторжения договора франчайзинга. Новый правообладатель становится стороной этого договора в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему к нему исключительному праву.

В случае смерти правообладателя — индивидуального предпринимателя и перехода в установленном законодательством порядке его прав и обязанностей по договору франчайзинга к наследнику договор франчайзинга прекращается, если наследник не зарегистрирован в течение 6 месяцев со дня открытия наследства в установленном законодательством порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

Осуществление прав и исполнение обязанностей умершего правообладателя до принятия наследником этих прав и обязанностей и регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя осуществляются доверительным управляющим в соответствии с действующим законодательством.

В случае изменения правообладателем своего фирменного наименования договор франчайзинга сохраняется и действует в отношении нового фирменного наименования правообладателя, если пользователь не потребует расторжения договора и возмещения убытков. В случае продолжения действия договора франчайзинга пользователь вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения.

Если в период действия договора франчайзинга истек срок действия исключительного права, пользование которым предоставлено по этому договору, за исключением прекращения права на фирменное наименование без замены его новым фирменным наименованием, либо такое право прекратилось по иному основанию, договор франчайзинга продолжает действовать, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву, а пользователь, если иное не предусмотрено договором франчайзинга, вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения.

Действие договора франчайзинга прекращается в случае прекращения права на фирменное наименование без замены его новым фирменным наименованием.

Каждая из сторон договора франчайзинга, заключенного без указания срока, вправе в любое время полностью отказаться от исполнения договора, уведомив об этом другую сторону за 6 месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.