Противоречия конституционного процесса в российской федерации
Р.С-Хакимов,
государственный советник по политическим вопросам при ПрезидентеРеспублики Татарстан
Конституционный процесс в России включает в себя принятие и изменение Конституции Российской Федерации, конституций республик, уставов других субъектов, а также принятие федеральных законов, касающихся основ государственного устройства.
Ряд политических факторов оказывает существенное влияние на конституционный процесс. Прежде всего это продолжающаяся федерализация, которая фактически меняет объем полномочий центра и субъектов. На изменение функций центра влияет развитие рыночных реформ.
Действующая Конституция Российской Федерации (1993 года), теперь уже очевидно, является документом переходного периода и несет на себе печать политической нестабильности начала 90-х годов: неясность статуса субъекта Федерации, перегрузка Центра несвойственными функциями, отсутствие механизма защиты этнических меньшинств и т.д.
Изменение политической ситуации со дня принятия новой Конституции Российской Федерации в 1993 году привело к конституционному кризису, выразившемуся в возникновении противоречий между Российской Конституцией и конституциями республик, подписании двусторонних договоров и соглашений, подчас выходящих за рамки Основного Закона и т.д. Для преодоления этого кризиса необходимо направить конституционный процесс в русло взаимных уступок, осознав глубинную природу обновленной России.
Послепровозглашения суверенитета в 1990 году в России небыло принято документов, определяющих ее национально-государственное устройство, иначе говоряфедерация неучреждалась, а объявлялась, что вызывает многиевнутренние политические и правовые противоречия.
В Российской империи все делалось от имени монарха, в СССР - от имени рабочих и крестьян, в обновленной демократической России субъект права не совсем ясен. Категория «народ России» не удовлетворяет нерусские народы, поскольку под ним понимают просто русских, составляющих подавляющее большинство населения страны (83%). Законода"
тельство и тем более практика не предусматривают защиту прав нерусских коренных народов и национальных меньшинств. Представительные и исполнительные органы построены так, как если бы Россия была этнически гомогенной.
Ссылки на некое чисто гражданское общество, которое якобы не должно иметь этнических, языковых, культурных интересов отдельных групп, совершенно несостоятельны, поскольку только при наличии законов, гарантирующих защиту этнических прав и возможно гражданское общество. Люди изначально равны, следовательно, каждый в праве получать образование на родном языке, развивать свою культуру, соблюдать традиции и требовать удовлетворения этих потребностей от государства. Этнические права - неотъемлемая часть прав человека. Соблюдая их, государство становится благом. В ином случае люди вынуждены создавать общественные институты для защиты своих интересов в виде национально-культурной автономии, территориальных образований, республик. Если и это не дает результата, то на повестку дня встает вопрос сецессии. В этом процессе два контрагента, несущие равную ответственность за происходящие событиям - государство и этнические сообщества.
Ситуация в России такова, что коренные народы (татары, башкиры, якуты и др.) ясно провозгласили свои претензии на роль государствообра-зующих этносов, Более того, они укрепляют свои суверенные республики, иначе говоря, самоопределяются (в рамках России), исходя из собственных интересов, что нередко приводит внутреннее законодательство в противоречие с Конституцией Российской Федерации.
С другой стороны, за последние годы окрепли области, края, автономные округа, города в качестве субъектов Федерации. Появился еще один источник права - территориальные образования со своими интересами и требованиями.
В условияхдемократии непротиворечивая федерация может быть построена толькос учетом интересов двух составляющих: (1) народов России, в основном представленных республиками и отчасти национальными автономиями; (2) территориальных (в основном этнически русских) образований. Такова природа сегодняшней России, которойдолжна соответствовать Конституция.
Федеративный договор в силу политических обстоятельств принимался под давлением Центра. Чечня и Татарстан, не подписав его, создали прецедент, с одной стороны, вооруженного конфликта и провозглашения независимости, с другой, - перехода к подписанию двусторонних догово-
ров. Если чеченский конфликт до сих пор остается сложнейшей политической проблемой, от решения которой зависит авторитет России как государства, то Татарстан предложил модель договорной федерации.
Конституционное Совещание, состоявшееся в 1993 году,не учитывало уже принятых Конституций республик, что встретило возражения со стороны республик, причем делегация Татарстана была вынуждена покинуть Совещание, Недовольны были ипредставители многих областей, требовавших равноправного с республиками статуса. Неслучайно, что в ходе референдума почти 1/3 субъектов проголосовали против новой Конституции. Начавшийся в 1994году договорный процесс был своеобразным ответом на недовольство конституционным устройством и фактическим управлением регионами.
В Конституции Российской Федерации весьма неопределенно выражена природа России. Хотя в преамбуле речь идет о «многонациональном народе России», в содержательном плане это никак не раскрывается. А что касается субъектов Федерации, то их статус, права и полномочия изложены противоречиво. В статье 5 (п.1) провозглашается равенство субъектов, но в той же статье закреплены различия между республиками (государствами), имеющими собственные Конституции, гражданство и иные атрибуты государственности, и другими субъектами, имеющими лишь устав.
Проблемаучреждения федеративной России не снята с повестки дня. Сегоднядвусторонние договоры регионов с федеральным центром фактически выполняют функцию своеобразного «учредительного документа». Благодаря им сохраняется в стране политическая стабильность и относительный порядок.
В прессе и научных статьях муссируется тема распада России, при этом ссылаются на угрозу, исходящую не только от Чечни, но якобы и от Татарстана. В связи с этим возникает вопрос источника угрозы целостности страны. Действительно ли суверенные республики так уж опасны?
О независимости определенно высказалась только Чеченская Республика Ичкерия. Ни одна другая республика подобных решений не принимала. Вот почему предположения, что республики мечтают выйти из России - чисто умозрительные. Сегодня, действительно, идет децентрализация структур и нет привычной вертикали в отношениях Центра с регионами, но это никак не связано с целостностью страны. Полагать, что, скажем, Татарстан проводит политику «с двойным дном» несерьезно, республика не заинтересована в сецессии. Для этого есть веские причины. Татар-
стану выгоднонаходиться в российскомпространстве из этнических (татарских,русских и др.) и экономических соображений. Достаточно сказать, что 75% татар проживает вне Татарстана, Интересам Татарстана соответствует политика усиления влияния нароссийские дела с целью сохранения договорного статусареспублики и развитиякультуры татар России.
Сегодня благодаря Договору «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» республика выступает фактором стабилизации политической ситуации в России.
Распаду России не угрожает даже выход Чечни из состава государства - некому следовать чеченскому опыту. Неопределенный статус Чечни является сложнейшим испытанием для российского права, но сознание населения давно смирилось с фактической независимостью этой территории.
Реальная угроза целостности России может исходить от самого Центра. Во-первых, у него уже есть опыт развала СССР и разгонасобственного парламента. Во-вторых, стараяполитическая культура, связаннаясосверхцентрализованностью страны, пришла в противоречие с рыночными отношениями и фактической децентрализацией.
Центр должен сохранить за собой не максимальное, а оптимальное количество функций, прежде всего, оборону, охрану границ, таможню, финансовую систему и внешнюю политику. Остальные функции постепенно должны передаваться на места. Обще федеральные интересы могут регулироваться через принятие федеральных программ, в которых будут участвовать только заинтересованные субъекты с соответствующим финансовым обеспечением.
Политика давления на республики с целью приведения их Конституций в соответствие с Конституцией Российской Федерации неэффективна и не имеет смысла с точки зрения будущности государства. Эта политика носит временный и конъюнктурный характер, отвечает настроениям унитаристов. К примеру, Татарстан не может в одностороннем порядке изменить свою Конституцию, поскольку население республики поддерживает нынешний статус Татарстана и договорные отношения с Россией. Попытки силового решения этого вопроса в Чечне не дали положительного результата. Более того они отрицательно сказались на авторитете российской власти. Конституционный процесс может проходить в виде встречно-
тодвижения другк другу Центра и субъектовФедерации, в ходе которогосоздаетсяединое правовое пространство.
Можно пытаться «убедить» некоторые республики-реципиенты привести свои Конституции в соответствие с российской Конституцией с помощью такого рычага, как финансирование из бюджета. Это сильный аргумент в пользу Центра. Он даст свои плоды, но он не может решить главной цели - соответствия Основного Закона государства самой природе России. Проблема состоит не в том, чтобы «уломать» республики, а в том, чтобы Конституция соответствовала политическим реалиям, следовательно, была легитимной. С тем, чтобы преодолеть конституционный кризис в России, необходимо начать корректировку самой Конституции Российской Федерации прежде всего через снятие внутренних противоречий, избавления от лишних функций федерального центра, максимальный учет интересов как народов, так и регионов. Это послужит толчком для корректировки законодательства республик.
Для сохранения целостности государства и создания политической стабильности необходим учет всего многообразия интересов России, как в этническом, так и региональном аспекте. Только этот принцип может объединить Россию,
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система