logo search
Еврейский вопрос

2. Терминология

В русском языке есть два слова "еврей" и "иудей". В английском такого различия, кажется, нет; есть бытовое Jew (джу)- "еврей", более официальное Hebrew (хиибру)- "еврей", "иврит". Интересно, что jewel (джуэл)- драгоценность происходит, с большой долей вероятности, от jew, поскольку в сознании европейца средних веков "еврей" и "ювелир" сливались в одно целое. Аналогично, и judical (джудишл) -"юридический", "рассудительный", поскольку евреи часто были и адвокатами. Латинское judex (юдекс) означает "судья". Последнее совпадение замечательно тем, что римлян, чей вклад в мировую культуру ассоциируется с юриспруденцией, вряд ли можно заподозрить в особом расположении к иудеям. Еще одно совпадение заключается в имени Иуда: во-первых, это одного из колен Израильских; во-вторых, это географическое название одного из двух еврейских государств (Иудея=И'hудa [O]); в-третьих, имя предавшего Христа за 30 серебренников; в-четвертых, имя сына Иакова, продавшего Иосифа за 20 серебренников Исмаилитам ([H], Быт.37:26-28).

Впрочем, эти совпадения, которые допускают мистическое толкование, можно нейтрализовать: первое- вполне вероятным предположением о том, что рассеянные в Риме евреи занимались или даже монополизировали адвокатскую деятельность в период 3в.до н.э.-3в.н.э., а второе- предположением о вымышленности легендарного Иуды [O], т.е. что предательство совершил "еврей из поселка". Тем не менее, все-таки остается мистический вариант, ведь здесь аргументом является история: наличие на страницах Библии Иуды-предателя вызвало в веках волну ненависти к евреям со стороны примитивно религиозных христиан.

Следуя [O], необходимо внести некоторые уточнения в значение слов семит, еврей, израильтянин и иудей (хотя бы в библейском понимании этих слов). Семиты - потомки библейского Сима (Быт.9:18)- общепринято, что арабы так же, как и евреи, являются семитами. Слово еврей, по утверждению Иосифа Флавия, произошло от библейского Евера (Быт.10:24); само имя Евер, или, точнее, Эбэр, является по своей этимологии (его корень означает переходить) воплощением жителей за Евфратом. Слово еврей, или, точнее, ибрu, впервые встречается в Библии в связи с Авраамом (Быт.14:13). Евреями считаются потомки Авраама от Сарры. Израиль, он же Иаков, - внук Авраама (Быт.25:26); потомки Иакова называются израильтянами (Израиль, т.е. "боровшийся с Богом", Быт.32:38). Иуда - один из двенадцати сыновей Иакова (Быт.35:23); его потомки называются иудеями (в Славянской Библии - жидовинами). Подметим третье совпадение: "еврей"- значит "тот, кто переходит", и, дополняя, "от народа к народу" (1-я Пар. 16:20) с мистическим предвидением рассеяния (диаспоры). Хотя, конечно, не возбраняется принять "речную" точку зрения.

А вот, что пишет вдохновенно Рид[H], домысливая Библию: "Кочевники Хабиру вытеснили коренное население Ханаана путем вторжения, поселения и смешанных браков, выделив из своей среды племя Бен Израиль ("Дети Израиля"), которое в свою очередь распалось на ряд новых племен, слабо связанных одно с другим и часто воевавших между собой. Главное из этих племен, израильтяне, заселило северную часть Ханаана. На юге образовалось племя иудеев, изолированное и окруженное коренным населением. Здесь в ходе столетий, выросла расовая доктрина и появились слова "иудаизм" и "еврей". Странные черты отличали иудейское племя с первого дня его появления. Оно всегда было изолировано и никогда не уживалось со своими соседями. Его происхождение окутано тайной, а в его зловещем имени слышится некое предзнаменование, как будто с самого начала это племя было скорее отделено, нежели "избрано". Писания левитов причисляют его к израильским племенам, однако, поскольку эти последние смешались позже с другими народами, то это, казалось бы, оставляет иудеев последними претендентами на дары, обещанные Иеговой "избранному народу".

И вправду, нам неизвестно многое из того, что происходило на заре еврейской истории (ориентировочно 16-14вв. до н.э.), в частности, датировка знаменитого Исхода (ок.1233г?) из Египта в Палестину (от искаженного греческого названия филистимлян), или, иначе, Ханаан (Ханаан простирался узкой полосой вдоль восточного побережья Средиземного моря - от южных предгорий Ливана на севере до Синайской пустыни на юге (около 350 км) и от берега Средиземного моря на западе до Сирийской пустыни на востоке (в среднем около 100 км), являясь южной оконечностью "плодородного полумесяца", т.е. стран Передней Азии.). Во всяком случае, 500 или даже тысяча лет выпадают из поля зрения этнографов. Однако, достоверным фактом [Z] является образование объединенного еврейского государства, которое в 922г. до н.э. [Z] (928г. по [P]) распалась на два царства: Израиль (северное, соответствующее 10 коленам (племенам?)) и Иудею (южное, меньшее по территории, соответствующее коленам Иуды, Вениамина). Колено Левия, по-видимому, играло связующую роль, и было древнееврейским жречеством (Втор. 10:8-9). При внимательном чтении книги Бытия становится ясно [O], что первая глава этой книги возникла на севере, а вторая (или древняя ее часть) - на юге, и лишь впоследствии они были скомпилированы; этим и объясняются противоречия в последовательности сотворения мира в текстах этих двух глав. Итак, можно принять такую точку зрения: древние израильтяне (те, кто жили в Израиле) и древние иудеи (те, кто жили в Иудее) относятся друг к другу в таком же родственном отношении, как русские и украинцы. Дальнейшие исторические пертурбации привели к смешению народов, т.е. справедлива формула: "древние израильтяне"+ "древние иудеи"= "древние евреи".

Кого мы назовем "евреем"? Как его различить в толпе людей? Или возьмем, например, проблему ассимиляции (в смысле смешения крови). Следует ли считать фюрера евреем, поскольку [B] отец Гитлера - Шикльгрубер был незаконным сыном иудейского банкира из Гратца и его прислуги (фамилия банкира была Франкенбергер)? Следует ли считать евреем, например, премьер-министра Англии Вениамина Дизраэли (1804-1881), который был немного "конспирологом" [H] и принял христианство? И считать ли евреями почти четверть населения современного Израиля [J], практически переставшую соблюдать обычаи иудаизма? В качестве иллюстрации утраты внешних национальных признаков приведу пример [6]: "Мне запомнилась беседа с одним моим соучеником ругательски ругавшим "нацменов". Когда я заметил, что я тоже нацмен, он искренне оскорбился. "Как ты мог подумать", - бил себя в грудь мой собеседник,- "ты же наш". Это весьма типичное и понятное отношение большинства разумных русских людей".

Выше сформулированы два различных вопроса: о дефиниции и об идентификации. Ответим вначале на первый. Еврей- это человек, восходящий по отцовской или материнской линии к "древним евреям", и либо обладающий выраженными расово-типическими признаками, либо внутренне считающий себя евреем. Иудей- это еврей, подвергшийся обрезанию крайней плоти, исполняющий минимум предписаний иудаизма и являющийся монотеистом. Я думаю, что справедлива такая оценка- более 50% современных евреев являются иудеями (в древности эта цифра, вероятно, около 90%). Сформулированные определения допускают некую нечеткость ввиду присутствия слов "выраженный", "минимум" и, возможно, "монотеист". Предлагаю читателю придумать самому более четкое определение, адекватное реальности!

Первый критерий еврейства имеет отчасти религиозный характер, отчасти биологический. Религиозное значение связано со словами благословения (Быт. 22:18) и приобретает еще большее значение ввиду концепции "списка рода человеческого" [N]. Биологическое значение связано с наследованием генетически закрепленных признаков в изолированной популяции и коррелирует с обыденным пониманием слова "национальность". В еврейской традиции, однако, признается наследование еврейства только по материнской линии [2,J], хотя в Ветхом завете я не нашел этой нормы. Во всяком случае "Закон и возвращении" современного Израиля полагает такое определение [J]: "евреем считается тот, чья мать - еврейка или тот, кто прошёл процедуру гиюра". Второй критерий селекторного типа: первая альтернатива обусловлена тем, что слабая степень выраженности физиологических признаков еврейства в человеке приведет к тому, что он не будет восприниматься как еврей и к нему не будет в среде специфически юдофобского или юдофильского отношения; вторая альтернатива открывает возможность "седьмой воде на киселе" при ощущении единства с еврейским народом оставаться евреем (первый критерий запрещает фантазию, например, интеллигента почитать себя евреем [C]). Сильно эмансипированный еврей, порвавший связь с еврейством и рьяно исповедующий принцип Маугли, тем не менее, будет оставаться евреем. Во многих случаях человек, генеалогически восходящий к Аврааму, по законам Менделя будет иметь соответствующие расово-типические признаки и в силу рассудочного признания их у себя будет считать себя евреем. Оборот "считающий себя евреем" при строгом рассмотрении тоже может быть оспорен с указанием на его субъективность. Но здесь, как и в случае "состояния веры", субъективная характеристика становится объективным признаком.

Теперь обратимся к вопросу об идентификации. Итак, идентифицировать "восхождение к Аврааму" практически невозможно, если только с глубокой древности семья не вела книги с родословной. Таким образом, первый критерий неидентифицируем. Вторая альтернатива второго критерия- наоборот. Если человека спросить на улице (в безразличной обстановке), не давая более трех секунд на раздумие: "Вы еврей?" [6], то его ответ "да или нет" и будет идентификацией. Первая альтернатива второго критерия также вполне идентифицируема, но о ней чуть ниже.

В истории иудейство тесно связано с еврейством. Как следует из сказанного выше, иудеи составляют подмножество евреев. Теоретически возможен случай прозелитизма: не-еврея, который перешел в иудейскую веру. Например, известны случаи перехода из иудаизма в христианство или ислам, или из протестантства в буддизм. Как будто, почему бы не быть случаям перехода в иудаизм? С.Лурье приводит такой исключительный пример [A]: "Царь Адиабены, Изат, настолько проникся нравственной высотой еврейской религии, что хочет подвергнуться обрезанию и стать евреем всецело… Однако другой еврей, Элеазар из Галилеи, требует от царя, чтобы он, если хочет стать евреем, прежде всего подвергся обрезанию, и царь так и поступает". Один из современных евреев пишет [6]: "… выспрашивает, а чистопородный ли я еврей, может быть, как он выражается, у меня синдром Жириновского. Торжественно заявляю, что все известные мне предки были чистокровные евреи, кроме одного дедушки, который был меламедом. Более того, я был обрезан на восьмой день после рождения. К нашему сайту вообще необрезанные не допускаются, кроме шабес-гоя у сервера". Таким образом, можно заключить, "перейти в иудейство" и "сделать себе обрезание" - почти синонимы. Поэтому прозелит иудаизма должен быть очень волевым человеком, чтобы без давления со стороны в здравом уме не только согласиться с какой-то идеологией, не только с какими-то поведенческими нормами, но согласиться с некоторым телесным ущербом. Естественным образом, таких прозелитов мало, и можно зарезервировать для них слово "гер" (прошедший процедуру гиюра). Сомнительными выглядят случаи с двумя народами (идумеи и позже хазары), принявшими иудаизм- если такое имело место в истории, то все-таки и они не иудеи, а "геры". Следующим по значимости признаком принадлежности иудаизму является соблюдение de facto норм Закона ("галаха"), например, пресловутой "субботы" или "запрета есть свинину". Вопрос в том, что считать "минимумом", ведь обязательных к выполнению заповедей 613 [F,L]. По оценке [L], "Галаха" детерминирует 10% жизни иудея: "Все самые важные вопросы не входят в Галаху. Например, я с утра просыпаюсь. Да, конечно, нужно читать Шахарит. Да, конечно, нужно при еде читать благословение, мыть руки и т.д. Но потом-то я живу остальную часть дня". Например, в Израиле общественный транспорт в субботу не ходит, а разрешены только частные коммерческие маршруты для туристов [J]. Или еще [6]: "Иудаизму, как и исламу, совершенно чуждо такое разделение сфер (светской и религиозной,- Matigor). Центральное место в иудаизме занимает вовсе не запрет включать свет в субботу, наливать горячую воду в холодную или обязательство ходить в черном лапсердаке в любую погоду. Центральное место в иудаизме занимает установление Моисеева закона. Закона, а не "морали", которая является (по крайней мере, как замена закону) христианским понятием, совершенно чуждым иудаизму. Закона, который обязаны выполнять все жители святой земли, а не только те кто этого пожелает". Третий по значимости критерий, возможно, избыточный, заключается в признании Единого Бога, с чем согласятся все без исключения исповедующие иудаизм. Именно таким "общим знаменателем" в сфере духа мы пытаемся исключить случай человека, обрезанным в несознательном состоянии детства родителями, а потом из страха перед общественным мнением соблюдающим 613 заповедей, но внутренне не верящим ни в Бога, ни в черта. Симптоматично, что покинувших лоно иудаизма евреев считали "мертвыми" для своего народа (см., например, [F] о Спинозе).

Что касается идентификации человека в качестве "иудея", то необходимо помимо решения вопроса о национальной принадлежности проверить каждый из трех пунктов. Наличие первого признака сравнительно просто выяснить непосредственным осмотром. Второй признак чуть более сложно проверяется наблюдением за внешней жизнью человека. С третьим признаком, который имеет психологический характер, просто лишь в том случае, когда человек поставлен в обстоятельства, исключающие его ложь. Теперь, когда мы определились со словоупотреблением "еврей" и "иудей", нам осталось прояснить еще одно темное слово- "антисемитизм", но вначале три замечания:

Цитата "С иудеями очень уж сложно - чуть что не так, обвинят в антисемитизме или, наоборот, в сионизме (почему-то в Украине до сих пор третьего не дано)" указывает нам на актуальность дефиниций. Вот что пишет Британская энциклопедия [Z]: "Антисемитизм- это враждебность по отношению к или дискриминация евреев как расовой или религиозной группе. Слово "антисемитизм" был придумано в 1879г. немецким агитатором Вильгельмом Марром (Wilhelm Marr) для обозначения антиеврейских кампаний, прошедших в центральной Европе того времени. Хотя этот термин сейчас имеет широкое хождение, это определение неправильно, поскольку оно подразумевает дискриминацию против всех семитов. Арабы- также семиты, но они еще не являются мишенями для антисемитизма, как это часто понимается. Этот термин особенно неуместен в качестве ярлыка для антиеврейских предубеждений, установок или действий арабов и других семитов". Мнение католика [7]: "Антисемитизм сегодня не что иное, как один из изъянов секуляризованного христианства, в котором перемешано добро и зло, подобно заблуждению и пороку разума, развращающему христиан". Шафаревич возмущается [C]: "Но никто никогда не разъяснил то, с чего, казалось бы, надо было начать, что это такое, антисемитизм, что подразумевается под этим словом? По сути-то, речь идет о том самом запрете: не допустить даже как предположения, что действия каких-то еврейских групп, течений, личностей могли иметь отрицательные последствия для других. Но так открыто его формировать, конечно, нельзя. Поэтому и напрасно добиваться ответа, его дано не будет, ибо тут и заключается мощь этой атомной бомбы: в том, что вопрос уводится из сферы разума в область эмоций и внушений. Мы имеем дело с символом, знаком, функции которого - мобилизовать иррациональные эмоции, вызвать по сигналу прилив раздражения, возмущения, и ненависти. Такие символы или штампы, являющиеся сигналом для спонтанной реакции, - хорошо известный элемент управления массовым сознанием". Другой автор тоже подчеркивает эту особенность антисемитизма [I]: "В результатах социологических опросов, исследующих уровень антисемитизма в массовом сознании, известен даже довольно распространенный феномен "отрицания ксенофобии". Респондент отказывается признавать свой антисемитизм, утверждает, что нормально воспринимает евреев и людей других национальностей вообще. Более того, он уверен, что он лично и все русские относятся к евреям лучше, чем евреи к русским. При этом в ходе "глубокого" опроса, выявляющего настроения, которые сам респондент не осознает, выясняется, что человек вполне способен продемонстрировать весьма высокий уровень подсознательного антисемитизма". Наконец, о том же пишет Форд [F]: "Преследования, сами по себе, не новость для евреев; новым явилось для них желание проникнуть глубоко в их сущность и сверхнациональный дух. В течение 2.000 лет они чувствовали на себе гнет антисемитизма других рас; но это к ним отвращение никогда ясно не сознавалось, не получало разумного определения и не выливалось в определенную формулу". Далее, он же: "Выражение "антисемитизм" употребляют вообще слишком легкомысленно. Его следует применять только для обозначения активного антиеврейского настроения, основанного на чувстве и на предрассудках". А.Дикий определяет [B] "антисемитизм" как "взаимное отталкивание евреев и не-евреев".

На мой взгляд, весьма трудно дать рассудочную дефиницию явлению, происхождение которого идет из глубин бессознательного. Наиболее удачное название этой эмоции -"отталкивание", от которой производно все остальное: идеологический (рационализированный) антисемитизм и погромы (слово pogrom даже перекочевало в английский [Z]). Итак, будем считать, что антисемитизм- это явление отталкивания неевреями евреев. Вместо "антисемитизма" иногда будем писать "юдофобия".

Как будто, антонимом слову "антисемитизм" служит "сионизм". Во всяком случае, один человек, попав на сайт "Иудаизм против сионизма", выказал реакцию "чего на свете не бывает!". Очевидно, что исходный корень слова- Сион, гора, на которой стоит г.Иерусалим (800м над уровнем моря)- произносится "Циййон" (англ.- Zion) [O]. Точнее даже, Сион- крепость на горе, которая стала "городом Давидовым" или Иерусалим (1-я Пар. 11:5), впрочем, в этом вопросе не все ясно [Z]. Но часто слово "Сион" употребляется в смысле "еврейский народ" (например, Плач Иеремии 1:4-6 или Пс. 146:10), причем с оттенком национальной гордости. Таким образом, завязываются в один узел земля и народ, который жил на этой земле (вспомните старинный русский обычай брать в странствие щепотку родной земли). "Сионизм- это еврейское националистическое движение, которое имело своей целью создание и поддержку Еврейского национального государства в Палестине, древней родине евреев ("Эрец-Исраэль", или "земля Израиля")" [Z]. Основателем сионизма считается Теодор Герцль, австрийский журналист еврейского происхождения, написавший книгу "Еврейское государство" (1896), и добившийся проведения в швейцарском Базеле 1-го Всемирного сионистского конгресса (1897). Хотя основоположником современного сионизма считается Герцль, более верным было бы назвать его основателями немецкого еврея Мозеса Хесса и российского еврея Льва Пинскера, которые заговорили о еврейском государстве на десятки лет раньше Герцля [Z,18]. Более того, мессианские движения в 16-17 среди еврейства в Европе выдвигали сионистскую идею [Z]. Бытует мнение, что сионизм изжил себя [14], и наступила эра постсионизма [J]: "Концепция "постсионизма", появившаяся в конце 70-х гг. и активизировавшаяся в середине 90-х, утверждает следующее: "Сионизм выполнил поставленную перед ним историческую задачу - независимо от того, была ли последняя "разумной", "хорошей", "правильной", "справедливой", "исторически обоснованной" - или нет. Сегодня Израиль - это обыкновенная более-менее западная страна, которая должны заниматься обеспечением собственной безопасности и уровня жизни населения, но не собиранием евреев со всего мира, возрождением родной земли и т. д. Сионизм кончился - начался новый, пост-сионистский период". Постсионизм моден в левых и особенно экстремистско-левых кругах… Идеи постсионизма зачастую служат пристойным заменителем слишком одиозно звучащему обороту "де-евреизация Израиля"". Относительно того, является ли сионизм лишь разновидностью национализма, единодушия нет [12]: "В нобелевской лекции, прочитанной Е. Боннэр в Осло 10 декабря 75-го г., Сахаров выразил сожаление по поводу принятия Генеральной Ассамблеей резолюции, объявивший сионизм формой расизма и расовой дискриминации. "Все беспристрастные люди знают, - с неподдельным волнением читала Боннэр, - что сионизм - это идеология национального возрождения еврейского народа после двух тысяч лет рассеяния, и что эта идеология не направлена против других народов".

Может показаться на первый взгляд, что сионизм- это просто и невинно- возвращение евреев на историческую родину. Но как следует в [Z]-определении понимать слово "поддержка"? Отсюда следует такое эмоциональное мнение юдофоба [4]: "Сионизм, как исход иудеев и всех сочувствующих ему евреев из стран рассеяния в Израиль, - политическое явление, которое все человечество должно холить и лелеять, создавая все условия для выезда евреев в Израиль". Также показателен исторический эпизод, связанный с министром внутренних дел России в нач. ХХ-го века Плеве [39,B]: "В письме Плеве к Герцлю говорится, что "поскольку сионизм имеет целью создать независимое государство в Палестине, и в этом случае сионизм приведет к эмиграции известного числа евреев - подданных России, постольку русское правительство могло бы отнестись к нему благожелательно. Но с тех пор, как сионизм стал уклоняться от своей прямой цели и стал заниматься пропагандой еврейского национального единства в самой России - такого направления Правительство не может потерпеть, ибо оно приведет к тому, что в стране возникнут группы людей, чуждых и враждебных патриотическим чувствам, на коих основано каждое государство". Тогда получается, что границы сионизма простираются недопустимо далеко. Мы будем понимать под сионизмом теоретическую доктрину, согласно которой: а) все евреи составляют единый народ; б) каждый еврей, если не желает обратного, должен проживать на территории Эрец-Исраэль; в) в Палестине должно быть создано государство, все граждане которого являются евреями. Таким образом, сионистом может быть любой человек, разделяющий все три вышеупомянутые положения. Если этот человек- еврей, то он должен ощущать себя частицей мирового еврейства, тем самым, считая любого другого еврея состоящим к себе в более близком родстве, чем нееврея. При этом он не признает внешних препятствий для переезда на постоянное место жительства в Эрец-Исраэль, но допускает лишь идейные мотивы нежелания поселиться в Эрец-Исраэль. А также он стремится к тому, чтобы границы Эрец-Исраэль лежали внутри или совпадали с политическими границами государства Израиль (поскольку оно уже создано), и единственным и достаточным условием получения гражданства считает принадлежность к еврейству (все остальные национальные меньшинства не имеют вовсе никаких прав, и за лучшее им будет эмигрировать). Наше определение "сионизма" говорит только о цели, никак не раскрывая методы ее достижения. Без а), даже если наличествуют условия б) и в), сионизм мертв. Без б), на наш взгляд, неполноценно а). Условие в) есть логичное продолжение б); заметим, что государство вполне может быть для своих граждан демократическим, несмотря на выполнение дискриминационного условия в). Если еврей считает, что, например, приносит пользу своему народу, находясь вне Эрец-Исраэль, то условие б) допускает такой вариант.

Кратко остановимся на термине "диаспора" (лат.), или "рассеяние" (рус.) или "галут" (евр., более точно: изгнание). Его мы будем употреблять одновременно в двух значениях: во-первых, состояния, т.е. как историческую форму существования евреев в среде других народов; во-вторых, применительно ко всем еврейским общинам, проживающим на территории определенного государства или территории. Обратный термин "алия" (в пер.- "возвышение") означает возвращение еврея на историческую родину.

Вернемся к вопросу идентификации расово-типических признаках еврея (сугубо для полноты картины). Я без особого желания рассматриваю его, поскольку смешение кровей привело к невозможности выделить чистопородного еврея, а также, поскольку попытки разбора этих признаков напоминают "копание в грязном белье", чем обычно занимаются радикальные националисты. В обычной прессе избегают как-то касаться этой темы, поэтому мне пришлось ограничиться бытовыми разговорами и материалами форумов, что сказывается на достоверности такой информации. Одно издание насчитало аж 50 внешних признаков еврея; если приложить их все к человеку, то получится какой-то урод (это отвратительное чтиво может служить памятником юдофобии). Но даже Гитлер в расовом законе 36-го года, вводя понятия "ариец", "полный еврей", "полуеврей", "четверть еврей", не смог найти приемлемых идентификационных признаков еврея. [36] Например, просионистски настроенная секта любавичских хасидов регулярно проводит кампании на улицах Нью Йорка и других американских городах с целью привлечь секулярных евреев в свою секту. Чтобы найти секулярных евреев в уличном потоке людей они спрашивают всех проходящих "Вы еврей?", другого способа у них нет [6].

Итак, мы будем говорить об идеальном, чистопородном (махровом) евреем. Он встречается с трудностью в дикции букв "р" и "л", имеет выпуклые глаза, обладает укрупненным носом с горбинкой. К этому с большой долей сомнения прибавим специфический запах, согласно столь распространенной среди юдофобов версии. Собственно говоря, вот и все основные физиологические признаки; еще раз подчеркну, они применимы только к идеальному еврею. Наследуются ли они через аутосомы или же сцеплены с полом, а, может, виновата цитоплазменная митохондриальная ДНК яйцеклетки? Надеемся, что развитие молекулярной биологии и антропологические исследования дадут более нам более ясное представление. Любопытно в этой связи, что традиция наследования еврейства только по матери, быть может, оправдано биологической неравноценностью родителей (мать дает больше, чем отец). Указывается также, что статистически евреи- брахицефалы (с широким черепом) в отличие от других семитов, которые являются долихоцефалы [27]. На мой взгляд, заслуживает внимание версия [30] смешанного происхождения евреев от семитов и армян, чему порукой схожесть формы носа и упоминание о горах Араратских при описании Ноева потопа (Быт.8:4). Лингвистическая особенность евреев также может пролить свет на их этическое происхождение; мне почему-то вспоминается библейский "шибболет" (Судьи 12:5-7), сходный с этим. Еще пара непроверенных научных данных. На основании анализа мужской (Y) выяснилось, что евреи мужского пола из семи разных общин имеют генетическое сходство друг с другом и с современным населением Палестины и Сирии, но отличаются от населения стран в которых они родились. Хотя разнообразие митохондриальной ДНА меньше чем ожидалось, в ашкеназийской общине, в отличии от других еврейских общин, не наблюдается признаков происхождения от небольшого числа праматерей. "Известно, что самой высокой частоты болезнь Тея-Сакса (ювенильная амавротическая идиотия) достигает среди евреев ашкенази. Этот факт хорошо объясняется эффектом родоначальника (Chase, McKusick, 1972)... Аналогичные данные приводят в отношении частоты гена болезни Гоше. Согласно расчетам, при высокой частоте этого заболевания среди евреев распространение гена в разных этнических группах Израиля неравномерно. Среди ашкенази его частота достигает 0,02, а среди евреев другого происхождения - меньше 0,005 (Fried, 1974)"- В.П.Эфроимсон, М.Г.Блюмина "Генетика олигофрений, психозов, эпилепсий" (с Инет-форума). Последнее сообщение, однако, представляется тенденциозно подобранным, как и еще одно "исследование", касающееся структуры узоров отпечатков пальцев. С другой стороны, уже доказано, например, различие в частотах встречаемости групп крови среди разных народов.

Хотя этот признак не является физиологическим, тем не менее, он достаточно показателен: это ФИО. Почти наверняка, человек с именем Моисей Яковлевич Рабинович- еврей. Справедливо замечено с другой стороны, что "не всякий Рабинович- еврей, и не всякий Иванов- русский". Очень часто евреи, опасаясь преследований, изменяли фамилию (мне довелось, читая какой-то материал по космологии, встретить фамилию "Зельманов"- наивная попытка маскировки суффиксом "ов"). Известный польский раввин Эльхонон Вассерман, героически погибший в нацистском лагере, вероятно, был потомком немецкого еврея (wasser- вода, mann- человек, нем.). Доподлинно известно, что великий Ньютон, нареченный Исааком, никоим образом не был евреем, но огромные силы его интеллекта пленились иудаизмом (о Ньютоне, например, [3],[10],[67]).