logo search
ЛЕКЦИИ ПО МЧП

4. Международные воздушные перевозки.

Правовому регулированию воздушных перевозок посвящена Варшавская конвенция 1929 г. для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок и дополнения к ней: Гаагский протокол 1955 г., носящий универсальный характер; Гватемальский протокол 1971 г., который увеличил предел ответственности воздушного перевозчика за ущерб, причиненный жизни и здоровью пассажира, и ввел принцип объективной ответственности перевозчика независимо от его вины; Монреальские протоколы № 1-4 1975 г., которые изменили расчетную единицу, используемую для исчисления пределов ответственности воздушного перевозчика, введя СДР вместо франка Пуанкаре, и подтвердили принцип объективной ответственности перевозчика. Согласно нормам Варшавской конвенции международной перевозкой является всякая перевозка, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеется или нет перерыв в перевозке или же перегрузка, расположены либо на территории двух государств - участников Конвенции, либо на территории одного и того же государства-участника, если остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не участвует в Конвенции. Транспортными документами являются: в договоре воздушной перевозки груза - авиатранспортная накладная, в договоре воздушной перевозки пассажира – авиабилет, в договоре воздушной перевозки багажа - багажная квитанция. Центральное место в Варшавской конвенции отведено вопросам ограничения ответственности воздушного перевозчика за ущерб, причиненный жизни и здоровью пассажира, а также за ущерб, повлекший за собой утрату или повреждение багажа и груза. Перевозчик отвечает за ущерб, причиненный жизни и здоровью пассажира, если несчастный случай, повлекший ущерб, произошел на борту воздушного судна или во время операций по посадке и высадке. Перевозчик отвечает за ущерб, причиненный в случае уничтожения, утраты либо повреждения зарегистрированного багажа или груза, если ущерб причинен во время воздушной перевозки. Предусматривается претензионный порядок обращения, и незаявление претензии к перевозчику лишает получателя груза или багажа права предъявить иск к перевозчику в дальнейшем.

Законодательство РФ: Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.; Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. № 85 "О лицензировании деятельности в области гражданской авиации" в редакции от 3 октября 2002 г.; Правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, утвержденные приказом Министерства гражданской авиации СССР от 3 января 1986 г.