logo search
Проф_Этика_Этикет_Планы_семин_Метод_р 2012

Тема 4. Категории профессиональной этики сотрудников овд

Семинар - 2 часа

Цель занятия: подробно проанализировать основные категории профессиональной этики: «долг», «честь», «совесть» и др. Рассмотреть их применительно к специфике полицейской службы.

П Л А Н

  1. Анализ диалектической взаимосвязи базовых категорий этики «добро» и «зло».

  2. Взаимосвязь основополагающих категорий «справедливость», «законность», «гуманизм».

  3. Содержание основных категорий профессиональной этики сотрудников ОВД:

« долг» и «ответственность».

  1. Общее и особенное в категориях профессиональной этики «честь» и «достоинство».

  2. Общее и особенное в категориях профессиональной этики «совесть» и «стыд»,

Темы докладов

  1. Деонтологическая сущность категорий морали в профессиональной этике сотрудников органов внутренних дел.

  2. Реализация категорий добра и зла в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

  3. Моральное и экзистенциальное в категории достоинства.

  4. Ж.-П.Сартр о категории стыда.

  5. Истинное и ложное понимание «чести офицера» и «чести мундира» в профессиональной деятельности сотрудника полиции.

Основная литература

Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 2008.

Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.

Дополнительная литература

Новые методы подготовки кадров полиции/ милиции. Материалы международного семинара (24-25 января 2006 г.), Московский университет МВД России. М., 2006.

Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учебное пособие/ под ред. В.Я.Кикотя. М.: ЦОКР МВД России, 2009.

Методические рекомендации

В первом вопросе важно осмыслить, как реализуются категории «добро» и «зло» в практической деятельности сотрудника полиции. Становясь на защиту добра и борясь со злом, сотрудник должен учитывать моральные аспекты того или иного конкретного явления и моральные последствия своих действий. Он всегда должен помнить, что не бывает ни абсолютного зла, ни абсолютного добра. Так, добро по отношению к одним людям (например, попустительство правонарушителю) неизбежно оборачивается злом по отношению к другим людям (тем, кому он причинил ущерб) и к нему самому, ибо безнаказанность развращает.

Второй вопрос требует подробного рассмотрения категории справедливости, являющейся базовой для всех форм юриспруденции, в том числе и в служебной деятельности сотрудников полиции. Главная проблематика в ее понимании и применении заключается в том, что категория справедливости теснейшим образом связана с законностью, является ее непременным атрибутом. Правовое понятие «презумпция невиновности», базируется на таких этических категориях как «справедливость» и «гуманизм». Вместе с тем, как известно, жизненные явления в своей совокупности не могут быть полностью определены законом, тогда как мораль является всеобъемлющей. Поэтому одной из задач участников семинара является раскрытие на конкретных примерах применения категории справедливости в ситуациях, находящихся в области этого несовпадения.

Третий вопрос посвящается рассмотрению таких категорий профессиональной этики, как долг и ответственность, которые в деятельности работника органов внутренних дел играют ведущую роль. В теоретическом плане важно уяснить взаимосвязь долга и категорического нравственного императива, мотивационное значение долга, своеобразие понимания категории долга у представителей различных философских школ. Необходимо раскрыть соотношение служебного и нравственного долга - их единство и взаимосвязь в деятельности сотрудника полиции.

Ответственность в этом плане логично рассмотреть не как самостоятельную категорию, а в контексте исполнения долга. Целесообразно выделить различные виды моральной ответственности, сопоставить ее с ответственностью юридической, соотнести понятия свободы, необходимости и ответственности. Отдельный интерес представляет освещение диалектики свободы и ответственности в кадровой политике органов внутренних дел.

В четвертом вопросе освещаются категории !честь» и «достоинство». Необходимо осветить моральный, экзистенциальный и правовой аспекты понятия достоинства, после чего установить черты единства и различия с категорией чести, используя приемы анализа диалектической пары «субъективное-объективное». Подробно следует остановиться на таких понятиях, как «честь офицера», «честь мундира», «честь коллектива», «человек чести». Проанализировать проблему корректности совместного употребления понятий «честь» и «достоинство» в нормативных актах и средствах массовой информации.

Пятый вопрос целесообразно рассмотреть по аналогичной схеме. Следует показать важнейшую роль совести - как для высокого качества службы, так и особенно в тех случаях, когда деятельность сотрудника не может быть проконтролирована ни руководством, ни гражданами. Затем можно провести сопоставление этой категории с категорией стыда – по линиям «субъективное-объективное», «рациональное-иррациональное», «социальное-природное», «этическое-эстетическое» и др. Самостоятельный интерес представляет обсуждение совести как механизма моральной ответственности, а также феномена «чистой совести».