5. Избирательное право: понятие и принципы.
понятие «избирательное право» нередко рассматривается в «широком» и «узком» смысле. В «широком» смысле - Это система норм, регулирующих отношения, связанные с выбором и отзывом депутатов и выборных должностных лиц; комплексный правовой институт (подотрасль конституционного права), либо совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс (включая и избирательное право в узком смысле). В «узком» смысле под избирательным правом понимают конституционное право гражданина избирать и быть избранным в выборные органы государственной и муниципальной власти, либо совокупность норм, закрепляющих эти права и регулирующих порядок их осуществления и защиты. Традиционно в теории конституционного права понятие «избирательное право» принято рассматривать в объективном и субъективном смысле.Субъективное избирательное право означает принадлежащее конкретному гражданину право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, то есть это правомочия, принадлежащие конкретным субъектам правоотношения (правомочия, установленные нормами объективного избирательного права).
Объективное и субъективное избирательное право тесно взаимосвязаны. Во-первых, объективное избирательное право есть нормативная форма бытия субъективных избирательных прав. В этом качестве объективное право выступает нормативным источником избирательных прав граждан. Во-вторых, в нормах объективного права устанавливаются модели правового поведения (правомерного и неправомерного) субъектов избирательных правоотношений. В-третьих, объективное право не только указывает на объем и содержание правомочий обладателей избирательных прав, но и определяет порядок их осуществления. В-четвертых, в объективном избирательном праве фиксируются гарантии охраны и защиты избирательных прав граждан (в частности, меры юридической ответственности). В-пятых, объективное избирательное право служит официальным критерием законности поведения субъектов избирательных правоотношений.
В данном контексте различают активное и пассивное избирательное право.
Активное избирательное право - это прямое или косвенное право граждан обладать при достижении установленного законом возраста решающим голосом в избрании членов выборных органов государственной власти и местного самоуправления или принимать участие в отзыве членов и руководителей выборных органов.
Пассивное избирательное право - это право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
Принципы избирательного права Российской Федерации
Всеобщее избирательное право - это право на участие в выборах взрослых граждан. Из этого правила существуют исключения, что касается, прежде всего, тех лиц, которые отбывают наказание в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда и граждан, признанных судом недееспособными.
Под Всеобщим избирательным правом в развитых странах понимается такое избирательное право, которое ограничено различными избирательными цензами.
Хотя избирательные цензы и ограничения, ставящие граждан в условия заведомо неравных юридических возможностей при формировании представительных органов государства, сегодня не имеют такого широкого распространения как в прошлом веке, тем не менее, законодательство не избавилось от таких цензов. Это значит, что согласно общепризнанным международным пактам они формально не обеспечивают всеобщности избирательного права Конституционное право России и зарубежных стран: Учебник. - М.: ЦОРК МВД России, 2006. с. 193.
Что касается возрастного ценза, с помощью которых длительное время от участия в выборах отстранялась крупная категория граждан молодого возраста, то здесь в последнее время под влиянием общего подъема демократического движения произошли определенные изменения. В России возраст, необходимый для реализации активного избирательного права, - 18 лет. В пассивном избирательном праве - например, Президентом «может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет» (ст. 81 Конституции РФ)
Равное избирательное право. В большинстве современных государств избирательное право формально является равным. Это означает, что: 1) каждому избирателю представляется равное количество голосов; 2) все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, т.е. избирательные округа по численности избирателей должны быть одинаковыми.
Принцип равенства избирательного права искажается и нарушается повсеместно. Так, ст.12 Закона о выборах депутатов Государственной Думы от 20 декабря 2002 года допускает отклонения одного избирательного округа от другого не более ем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных районах - не более 15%. В переводе в абсолютные цифры 10% от стандартного округа составляют 50 тыс. избирателей. При этом кандидату от большого округа приходится собирать и больше подписей избирателей.
Принцип прямых выборов.
Этот принцип означает, что лицо избирается непосредственно в тот орган, в который проходят выборы, минуя промежуточные инстанции, при этом воля избирателей не искажается.
Принцип тайны голосования означает, что избиратель свободно выражает свою волю, которая остается неизвестной для каких бы то ни было физических и юридических лиц, внешнее воздействие на волеизъявление избирателей не допускается, избирательные бюллетени заполняются и опускаются в избирательный ящик лично.
Принцип тайны голосования обеспечивается следующими обстоятельствами: избирательный бюллетень необходимо заполнять в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц; член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в его работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются нарушить тайну голосования; территориальные и участковые избирательные комиссии при досрочном голосовании обязаны обеспечить тайну голосования, исключив возможность искажения волеизъявления избирателей.
Принцип добровольности участия в выборах.
Во-первых, он проявляется в том, что избиратели принимают участие в выборах на совершенно добровольной основе. За неучастие в выборах для избирателя не наступает никакой ответственности. Во-вторых, от каждого депутата в кандидаты требуется письменное согласие баллотироваться по соответствующему избирательному округу, без которого он не будет зарегистрирован окружной избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты. Зиновьев А.В. Конституционное право России./ Под общей редакцией В.П. Сальникова. Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности. - СПб.: Фонд «Университет», 2005. с.187
Принцип обязательности выборов означает, что выборы являются императивным и единственным легитимным способом формирования представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Реализация требования об обязательности проведения выборов находит выражение в закреплении вида органа, выборного должностного лица, депутата выборного органа, в отношении которых назначены и должны быть проведены выборы; перечня нормативно-правовых актов, которые устанавливают срок их полномочий и декларируют обязательность проведения выборов по его истечении; срока назначения и проведения выборов до истечения полномочий органа или депутата; системы органов, обеспечивающей обязательность проведения выборов; организационно-правовых и финансовых условий проведения выборов. Конституционное право России и зарубежных стран: Учебник. - М.: ЦОРК МВД России, 2006. с.202
Принцип периодичности выборов связан с временными рамками полномочий органов государственной власти и местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. Промежутки между выборами напрямую зависят от предусмотренных федеральным и региональным законодательством сроков полномочий соответствующих органов, которые в идеальном варианте должны , с одной стороны обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а с другой, гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями.
Принцип альтернативности выборов заключается в следующем: если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более 6 месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий. В противном случае закон предусматривает проведение голосования в одномандатном округе либо в едином избирательном округе по одной кандидатуре: 1) при повторном голосовании 2) на выборах депутатов органов местного самоуправления(если это предусмотрено законом субъекта федерации). При этом кандидат считается избранным , если за него проголосовало не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании.
Территориальный принцип выборов. Этот принцип тесно связан с принципами прямых и равных выборов и означает, что избиратели участвуют в выборах по месту жительства, то есть выборы проводятся по избирательным округам. Избирательный округ - это избирательная территориальная единица, образуемая в соответствии нормами представительства для избрания депутатов в соответствующий выборный орган.
Также существуют и другие принципы избирательного права, такие как:
- принцип независимости органов , осуществляющих организацию и проведение выборов;
- принцип контроля за ходом организации и проведения выборов;
- принцип ответственности за нарушение избирательных прав граждан и законов о выборах;
- принцип стабильности избирательного законодательства.
- 1.Аттестация государственных, гражданских служащих. Квалификационный экзамен. Квалификационный разряд. Фз от 27 июля 2004 г. N 79-фз о государственной гражданской службе Российской Федерации
- 2. Глава муниципального образования: понятие, полномочия, порядок образования.
- 3. Государственное Собрание рб: понятие, порядок выборов, компетенция, структура, организация деятельности.
- Порядок деятельности Государственного Собрания, его постоянных комитетов, комиссий устанавливается Регламентом гс.
- 4. Законодательный процесс в рф: понятие, значение, характеристика основных стадий.
- 5. Избирательное право: понятие и принципы.
- 6. Понятие и основные типы избирательной системы
- § 2. Методика пропорционального распределения депутатских
- 12Принципы федеративного устройства современной России
- 18. Конституционные принципы местного самоуправления
- 1. Самостоятельность решения населением вопросов местного шачения (ст. 12 и 130 Конституции).
- 3. Обеспечение деятельности местного самоуправления необходимыми материально-правовыми ресурсами (ст. 132 Конституции).
- 4. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления (ст. 131 Конституции).
- 5. Гарантия права местного самоуправления на судебную защиту (ст. 133 Конституции).
- 6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
- 7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
- 9. Гласность деятельности местного самоуправления.
- 10. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местног самоуправления.
- 11. Использование местных обычаев и традиций в организацн| и деятельности местного самоуправления.
- 38. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
- 44. Президент рб: понятие, порядок наделения полномочиями, компетенция, акты.
- 59. Устав муниципального образования
- § 3. Устав муниципального образования
- 62.Формы непосредственного осуществления населением принадлежащей власти (опрос, публичные слушания, правотворческая инициатива, сход граждан.).
- 66. Понятие гражданского права. Предмет гражданско-правового регулирования. Источники гражданского права.
- 67. Объекты гражданских правоотношений.
- 68.Граждане (физические лица) каксубъекты гражданского права
- 69. Порядок создания и прекращение деятельности юридического лица.
- 70. Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей
- 71. Понятие, форма и виды доверенности. Передоверие
- 72. Понятие и виды сроков в гражданском праве. Исковая давность
- 73. Понятие и основные виды обязательств.
- 74. Понятие, виды, содержание гражданско-правового договора.
- 75. Стадии и способы заключения гражданско- правового договора.
- 76. Способы обеспечения обязательств.
- 77. Недвижимость как объект гражданских прав
- 78. Право собственности: понятие, виды
- 79. Условия действительности сделки, правовые последствия недействительности сделок
- 82. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства
- 84. Виды экспертизы, определенные уголовно-процессуальным законодательством. Основания, условия и порядок их проведения.
- 85. Понятие, задачи и значение стадии кассационного производства. Порядок и сроки апелляционного и кассационного обжалования, внесения представлений.
- 86. Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела.
- 87. Рассмотрение уголовных дел в порядке надзора
- 88. Научно-технические средства и методы криминалистической техники, используемые для обнаружения, фиксации и изъятия доказательств
- 89. Структура типовой методики расследования преступлений как программы практической деятельности
- § 2. Научные основы методики расследования
- § 3. Ситуационные особенности этапов расследования