Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система
В.И.Костырев,
начальник кафедры угопоено-исправителъногоправа УЮИМВДРФ
Конституция Республики Башкортостан является важнейшим правовым инструментом регулирования отношений в обществе и преодоления неизбежных противоречий и даже конфликтов. Отсюда становится по-, нятной та заинтересованность и федерального центра и республики в col поставлении конституционного и текущего законодательства сторон, а делегировании полномочий как Центра республикам, так и республики Центру. Резкие заявления или действия сторон лишь драматизируют проблему и усиливают взаимные подозрения.
. Рассмотрим в этой связи сферу отношений, о которой общественность имеет недостаточно полное представление, а именно сферу исполнения уголовных наказаний. Как выстраиваются отношения между Центром и республикой в регулировании сложнейших процессов преодоления, тяжелого наследия прошлых лет - преступности. Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» относит уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство к ведению Российской Федерации. Однако это не означает, что органы государственной власти Республики Башкортостан исключены из сферы регулирования отношений, опосредуемых формами данного законодательства.
Переподчинение уголовно-исполнительной системыМинистерству юстиции Россиинесколько нарушило соотношение Центра и республики в сторону большего удаления всех ветвей власти Республики Башкортостан от этой сферы. Если ранее исправительные учреждения, находящиесянатерритории Республики Башкортостан, были подчинены управлению исполнения наказания МВД Республики Башкортостан, по новой схеме управление исполнения наказания ставится в подчинение Главному управлению исполнения наказания Министерства юстиции Российской Федерации. В этихусловиях с республики не только снимается ответственность за все происходящее в местах лишения свободы,но и «развязы-
ваютсяруки» Центру для осуществления действий, объективно наносящих вред республике.
Факты свидетельствуют о том, что отношения Центра и регионов в сфере исполнения наказания могут складываться весьма напряженно. Так, имел место фактический срыв или, точнее сказать, воспрепятствование руководством Кемеровской области размещению на ее территории групп осужденных - больных туберкулезом из других регионов России. руководством главного управления исполнения наказаний действия руководителей Кемеровской области были расценены как неправомерные, однако такая оценка, на наш взгляд, не корректна. Понятно, что в условиях системного кризиса Центру хотелось бы сохранить положение, когда осужденные центральных и южных регионов России направлялись для отбывания наказания в исправительные учреждения Уральского региона и Сибири, как это традиционно практиковалось в Союзе ССР. Но еще более понятными становятся защитные действия регионов, которые не хотят иметь дополнительные проблемы при хроническом недофинансировании уго-ловно-исполнительной системы.
В принципе не следует возражать против того, что уголовно-исполнительная система будет строиться как самостоятельная отрасль управления, финансируемая в полном объеме из федерального центра. Но по мере выстраивания федеративных отношений возможен будет постепенный переход к управлению, сочетающему центральное руководство исправительными учреждениями федерального подчинения и подчинение местных «тюрем» субъектам Федерации. В основе такого подхода заложена идея ответственности регионов за результаты своей деятельности.
В этой связи возникают проблемы размещения по территории республики исправительных учреждений, предусмотренных новым уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Правительству Республики Башкортостан следует самым внимательным образом проработать вопрос о размещении в республике исправительных центров и арестных домов. Таким образом, чтобы максимально приблизить места отбывания наказания к населению республики, особенно сельскому, ибо до сих пор осужденные, совершившие преступления небольшой тяжести направляются в переполненные колонии, расположенные за сотни километров от дома, где вероятность исправления незначительна, а уровень заболевания туберкулезом высок. ,, ,..^
Необходим постоянный мониторинг со стороны органов государственного управления Республики Башкортостан за ситуацией в исправительных учреждениях по туберкулезу, гепатиту, ВИЧинфекции, преступности и суициду и должное реагирование по найденной с Центром оптимальной схеме отношений.
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: 3!ОПЫТИ ПРОБЛЕМЫ ^|
И.З.Фархутдинов,
старший преподаватель юридического факультетаБашП
Республика Башкортостан первойиз числа субъектов Российской Федерации начала активно развивать собственное инвестиционное законодательство. Принятый в 1991 году -практически одновременно с Законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» -Закон «Обиностранной инвестиционной деятельности в Башкирской ССР» определил правовой режим привлечения иностранных инвестиций в экономикуреспублики. Принятые впоследствии другие нормативные правовые акты способствовали дальнейшему развитиюреспубликанского инвестиционного законодательства.
Подписание 25 мая 1994года межправительственного соглашения вобластимеждународных и внешнеэкономических связей также явилось важным толчком для дальнейшего развития республиканского законодательства в сфере иностранных инвестиций. Какизвестно, федеральные власти добровольно передали тогда в ведение Республики Башкортостан и такие вопросы, как «привлечение иностранных государственных банковских и коммерческих кредитов под гарантии Правительства Республики Башкортостан, контроль заих использованием» и разработку и «проведение политики привлечения иностранных инвестиций порегиональным программам на территории Республики Башкортостан».
Несомненно, ключевым правовым актом в этой сфере для республики стал новый Закон от 15 декабря 1997 года «Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан».
С юридической точки зрения принципиальным вопросом в правовом регулировании иностранных инвестиций является проблема защиты зарубежных капиталовложений. Речь идет, в частности, о гарантиях от изменения законодательства о правовом режиме инвестиций, беспрепятственном переводе прибыли от осуществления инвестиций, льготном обложении режима налогообложения и т.д.
Какие же меры защиты иностранных инвестиций предусматривает Закон «Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан»?
При внесении изменений и дополнений, ограничивающих права инвесторов, соответствующие изменения и дополнения могут быть примене-
ны в отношении иностранного инвестора «по истечении трехлетнего срока со дня вступления таких изменений и дополнений», - гласит статья 30 Закона. Заметим, что в прежнем законе этот так называемый стабилизационный период составлял один год. Следует признать, что трехгодичный срок, при котором государство гарантирует сохранение условий ранее заключенного договора в принципе вполне приемлем и с точки зрения международных стандартов.
В международной практике к иностранным инвесторам применяется режим наибольшего благоприятствования либо национальный режим. Другими словами, в первом случае всем зарубежным инвесторам предоставляются равные права, во втором - иностранные инвесторы уравниваются в правах с местными предпринимателями, что, собственно, мы и видим в рассматриваемом законе,
Особый интерес при рассмотрении вопроса правовой защиты иностранных капиталовложений представляет статья б Закона. «Все иностранные инвесторы имеют равные права при осуществлении инвестиционной деятельности. Не допускается дискриминация инвесторов в связи с гражданством, страной происхождения иностранной инвестиции или иностранного инвестора», - утверждает пункт 1 данной статьи.
В международной правовойдоктрине общепринято считать, что национальные законодательства должны гарантировать инвесторам использование доходов по ихсобственному усмотрению. Какже рассматривает Закон «Обиностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан» это одно изключевых положений правовойзащиты зарубежных капиталовложений? «Иностранным инвесторам гарантируется после уплаты соответствующих налогов и сборов и при соблюдении соответствующего валютногои таможенного законодательства Российской Федерации свободное распоряжение доходами от иностранных инвестиций». Безусловно, законодатель прав в том, что безотлагательный перевод доходов в конвертируемой валюте касается исуммы, полученной иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с егоучастием или продажей имущества и имущественных прав, а также компенсации в случае национализации.
Трудно переоценить такжезначение судебной защиты иностранныхинвесторов. Эту важнуюпроблему регламентирует статья 35 анализируемого Закона. Всоответствии с ней инвестиционные споры подлежат рассмотрению в соответствии с действующими на территории республики законодательством и нормами международного права по подведомственности и подсудности таких споровсудами общей юрисдикции, арбитражными или третейскими судами.
Как видно из вышеизложенного, авторы нового ЗаконаРеспублики Башкортостан «Обиностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан» в целом умело использовали международно-правовойопыт,достигнутый в теории и накопленный в практике привлечения иностранных инвестиций. Новсе же им не удалось в какой-то мере избежатьтого, что ванализируемом Законенет четкого механизма его реализации,Впрочем,такое положение вещей, наблюдаемое не только в башкирском;
но и вроссийском законодательстве, имеет общие объективные причины, которые вытекают из общейнестабильной ситуации в стране.
В заключение хотелось бы отметить, что практический интерес входе дальнейшего совершенствования башкирского инвестиционного законодательства представляет сложившийся в международной практике система двухсторонних договоров о взаимном поощрении и защите зарубежных капиталовложений. Было бы целесообразно шире использовать в юридико-техническом аспекте формулы и понятия, применяемые в прошедших солидарную международную обкатку соглашениях Российской Федерации (с более чем 40 государствами) о взаимном поощрении и защите иностранных инвестиций.
М.Г.Рахимов МА.Зайцев Н.В.Витрук В.Д-Шувероеа МЖИшмуратов Р.С.Хакимов Л^Морозова И.Ш.Муксинов И,ААдигамое М.А.Аюпов Ф.М.Сафин А,И.Шабрин ШЖЯгудин
Вступительное слоао
Конституция Республики Башкортостан -ОсновнойЗакон демократического правового государства
Развитиеконституционализма в Российской Федерации
Пятилетие Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
Конституция Республики Башкортостан и проблемы российского федерализма
Противоречия конституционного процесса в Российской Федерации
Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
О согласовании конституционного
законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан
Проблемы формирования системы законодательства Республики Башкортостан
Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в Конституции Республики Башкортостан
О созидательном потенциале Конституции республики и его претворении в жизнь
Конституционные основы обеспечения безопасности в Республике Башкортостан
Проблемы развития конституционного статуса республик
Ю.В.Калашников Р.И.Султанов З.И.Еникеев М.Е.Бугера Д.Н.Миронов В.К.Самигуллин М. К. Маликов С. Н.Лаврентьев А.Г.Хабибулин В.Е.Сафонов Д.Д.Валеев Ф.М.Раянов М.Б.Ямалов, М.Г.Рахманов К.К.Яушев О становлении РеспубликиБашкортостанкакдемократического государства Договорные отношения и становление гражданского общества Изистории подготовки Конституции Республики Башкортостан Финансовыйфедерализм и Конституция РеспубликиБашкортостан Пятилетие Конституции Республики Башкортостан и законодательство республик в составе Российской Федерации Некоторые вопросыразвития КонституцииРеспублики Башкортостан О суверенитете Республики Башкортостан КонституцияРеспублики Башкортостан -правовая основа становления гражданского общества Российский федерализм и Республика Башкортостан в составе Российской Федерации Статус Республики Башкортостан в составе Российской Федерации Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса Башкортостана Проблемы реализации конституционных положений в современных условиях Конституционное развитие Республики Башкортостан: история и современность Потенциал Конституции Башкортостана позащите суверенитета республики
РА.Рахимов НЛ^Арзамаскин А.В.Васенин ОА.Филлиппов Э.Г.Мусин ЛА.Дольникова . Р.Х.Хажипое Л-И.Рахматуллина З.Д.Еникеее Р.ФЛабиров Ю,Х.Яхина JLA-Тчмершин О.В.Чащин Конституция Башкортостана и российская государственность Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления Конституция Республики Башкортостан о разделении государственной власти Теория разделения властей и Конституция Республики Башкортостан Конституционные основы деятельности Государственного Собрания Республики Башкортостан Конституционные основы взаимоотношений Президента Республики Башкортостан и Государственного Собрания О природепрезидентской власти в РеспубликеБашкортостан Конституционные основы исполнительной власти в Республике Башкортостан К вопросу обосновных правах, свободах и обязанностях личности по Конституции Республики Башкортостан О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство Республики Башкортостан Правовая охрана Конституции Республики Башкортостан Гуманитарные приоритеты в правовой системе Республики Башкортостан Конституционное регулирование предметов ведения Республики Башкортостан
Ф.Р.Муратшин Г. Т.БадретдиноЁ, Р.В.Нигматулл ин И.М.Юлбарисов, М.А.Шайхулов Т.СШакиров И.А.Биккинин С.Н.Галлямова Р.У^иваев Р^АЛкшибаев Э. Ф.Шаретдинов Р.Х.Габитов АМ.Романов Г.Г.ФайзуллинВ.В.Гаидук Системность какпринцип формирования законодательства Республики Башкортостан Конституционные основы осуществления внешних связей Республики Башкортостан Конституция Республики Башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики Конституция-основа правовой системы Республики Башкортостан Конституция Башкортостана и развитие республиканского законодательства О соотношении текущего законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан Конституция Башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции Система высшего и среднего профессионального образования в условиях действия новой Конституции Республики Башкортостан Конституционные проблемы правовой охраны природы Конституционные основы развития экологического законодательства в Республике Башкортостан Конституционные основы земельного законодательства Республики Башкортостан О конституционных основах права частной собственности на землю Конституционное регулирование межбюджетных отношений в Республике Башкортостан
ВАЛчелинцевКонституционно-правовые основы местного самоуправления в Республике Башкортостан
Л.Ш.ГалиеваГосударственное строительство в Республике Башкортостан; конституционные принципы местной власти
Конституционные акты Башкортостана
З.И.Еникеев, Л.А.Б14кбаева Р.Н.Зиннурм
О статусе Прокуратуры Республики Башкортостан в свете ее Конституции
Л.И.ИсхаковКонституционные основы законодательства
о судебной системе Республики Башкортостан
Конституционное правосудие Республики Башкортостан: природа, принципы
Р.Н.Юмагужина, И.Ю.Овчнн никое Р.СХисматуллин ДЛ-Каневский
Проблемы совершенствования конституционного
законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
С.ГАксеновОрганы внутренних дел и местная власть в Республике Башкортостан
Оформление правового статуса Наркомата
внутренних дел Башкирской республики в 1919-1925 годы
a.h.tumohuh КонституцияРеспублики Башкортостани проблемы юридического образования
Р.СРаяноваРеализация конституционного права граждан на объединение в Республике Башкортостан
ГЛ-Колобова Ореализации конституционного права равного
доступа к государственной службе
К.И^4минввКонституция Республики Башкортостан
о свободе массовой информации
Р.Ф.1арипов О^Касьянова И^.Кузнецов Р.З.Амиров В.И.Костырев И.З.Фархутдинов
Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
Политико-правоваякультура и КонституцияРеспублики Башкортостан
Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в Республике Башкортостан
Конституция Республики Башкортостан и уголовно - исправительная система
Инвестиционное законодательство: опыт ипроблемы
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система