logo search
Конституционное право Бащкирии

Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система

В.И.Костырев,

начальник кафедры угопоено-исправителъногоправа УЮИМВДРФ

Конституция Республики Башкортостан является важнейшим пра­вовым инструментом регулирования отношений в обществе и преодоления неизбежных противоречий и даже конфликтов. Отсюда становится по-, нятной та заинтересованность и федерального центра и республики в col поставлении конституционного и текущего законодательства сторон, а делегировании полномочий как Центра республикам, так и республики Центру. Резкие заявления или действия сторон лишь драматизируют про­блему и усиливают взаимные подозрения.

. Рассмотрим в этой связи сферу отношений, о которой обществен­ность имеет недостаточно полное представление, а именно сферу испол­нения уголовных наказаний. Как выстраиваются отношения между Цен­тром и республикой в регулировании сложнейших процессов преодоле­ния, тяжелого наследия прошлых лет - преступности. Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разгра­ничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий меж­ду органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» относит уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство к ведению Российской Федерации. Однако это не означает, что органы го­сударственной власти Республики Башкортостан исключены из сферы ре­гулирования отношений, опосредуемых формами данного законодатель­ства.

Переподчинение уголовно-исполнительной системыМинистерству юстиции Россиинесколько нарушило соотношение Центра и республики в сторону большего удаления всех ветвей власти Республики Башкорто­стан от этой сферы. Если ранее исправительные учреждения, находящиесянатерритории Республики Башкортостан, были подчинены управлению исполнения наказания МВД Республики Башкортостан, по новой схеме управление исполнения наказания ставится в подчинение Главному управлению исполнения наказания Министерства юстиции Российской Федерации. В этихусловиях с республики не только снимается ответст­венность за все происходящее в местах лишения свободы,но и «развязы-

ваютсяруки» Центру для осуществления действий, объективно наносящих вред республике.

Факты свидетельствуют о том, что отношения Центра и регионов в сфере исполнения наказания могут складываться весьма напряженно. Так, имел место фактический срыв или, точнее сказать, воспрепятствование руководством Кемеровской области размещению на ее территории групп осужденных - больных туберкулезом из других регионов России. руко­водством главного управления исполнения наказаний действия руководи­телей Кемеровской области были расценены как неправомерные, однако такая оценка, на наш взгляд, не корректна. Понятно, что в условиях сис­темного кризиса Центру хотелось бы сохранить положение, когда осуж­денные центральных и южных регионов России направлялись для отбыва­ния наказания в исправительные учреждения Уральского региона и Сиби­ри, как это традиционно практиковалось в Союзе ССР. Но еще более по­нятными становятся защитные действия регионов, которые не хотят иметь дополнительные проблемы при хроническом недофинансировании уго-ловно-исполнительной системы.

В принципе не следует возражать против того, что уголовно-исполнительная система будет строиться как самостоятельная отрасль управления, финансируемая в полном объеме из федерального центра. Но по мере выстраивания федеративных отношений возможен будет посте­пенный переход к управлению, сочетающему центральное руководство исправительными учреждениями федерального подчинения и подчинение местных «тюрем» субъектам Федерации. В основе такого подхода заложе­на идея ответственности регионов за результаты своей деятельности.

В этой связи возникают проблемы размещения по территории рес­публики исправительных учреждений, предусмотренных новым уголов­ным и уголовно-исполнительным законодательством. Правительству Рес­публики Башкортостан следует самым внимательным образом прорабо­тать вопрос о размещении в республике исправительных центров и арест­ных домов. Таким образом, чтобы максимально приблизить места отбы­вания наказания к населению республики, особенно сельскому, ибо до сих пор осужденные, совершившие преступления небольшой тяжести направляются в переполненные колонии, расположенные за сотни кило­метров от дома, где вероятность исправления незначительна, а уровень заболевания туберкулезом высок. ,, ,..^

Необходим постоянный мониторинг со стороны органов государст­венного управления Республики Башкортостан за ситуацией в исправи­тельных учреждениях по туберкулезу, гепатиту, ВИЧинфекции, преступ­ности и суициду и должное реагирование по найденной с Центром опти­мальной схеме отношений.

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: 3!ОПЫТИ ПРОБЛЕМЫ ^|

И.З.Фархутдинов,

старший преподаватель юридического факультетаБашП

Республика Башкортостан первойиз числа субъектов Российской Федерации начала активно развивать собственное инвестиционное зако­нодательство. Принятый в 1991 году -практически одновременно с Зако­ном «Об иностранных инвестициях в РСФСР» -Закон «Обиностранной инвестиционной деятельности в Башкирской ССР» определил правовой режим привлечения иностранных инвестиций в экономикуреспублики. Принятые впоследствии другие нормативные правовые акты способство­вали дальнейшему развитиюреспубликанского инвестиционного законо­дательства.

Подписание 25 мая 1994года межправительственного соглашения вобластимеждународных и внешнеэкономических связей также явилось важным толчком для дальнейшего развития республиканского законода­тельства в сфере иностранных инвестиций. Какизвестно, федеральные власти добровольно передали тогда в ведение Республики Башкортостан и такие вопросы, как «привлечение иностранных государственных банков­ских и коммерческих кредитов под гарантии Правительства Республики Башкортостан, контроль заих использованием» и разработку и «проведе­ние политики привлечения иностранных инвестиций порегиональным программам на территории Республики Башкортостан».

Несомненно, ключевым правовым актом в этой сфере для республи­ки стал новый Закон от 15 декабря 1997 года «Об иностранной инвестици­онной деятельности в Республике Башкортостан».

С юридической точки зрения принципиальным вопросом в правовом регулировании иностранных инвестиций является проблема защиты зару­бежных капиталовложений. Речь идет, в частности, о гарантиях от изме­нения законодательства о правовом режиме инвестиций, беспрепятствен­ном переводе прибыли от осуществления инвестиций, льготном обложе­нии режима налогообложения и т.д.

Какие же меры защиты иностранных инвестиций предусматривает Закон «Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Баш­кортостан»?

При внесении изменений и дополнений, ограничивающих права ин­весторов, соответствующие изменения и дополнения могут быть примене-

ны в отношении иностранного инвестора «по истечении трехлетнего срока со дня вступления таких изменений и дополнений», - гласит статья 30 За­кона. Заметим, что в прежнем законе этот так называемый стабилизацион­ный период составлял один год. Следует признать, что трехгодичный срок, при котором государство гарантирует сохранение условий ранее за­ключенного договора в принципе вполне приемлем и с точки зрения меж­дународных стандартов.

В международной практике к иностранным инвесторам применяется режим наибольшего благоприятствования либо национальный режим. Другими словами, в первом случае всем зарубежным инвесторам предос­тавляются равные права, во втором - иностранные инвесторы уравнивают­ся в правах с местными предпринимателями, что, собственно, мы и видим в рассматриваемом законе,

Особый интерес при рассмотрении вопроса правовой защиты ино­странных капиталовложений представляет статья б Закона. «Все ино­странные инвесторы имеют равные права при осуществлении инвестици­онной деятельности. Не допускается дискриминация инвесторов в связи с гражданством, страной происхождения иностранной инвестиции или ино­странного инвестора», - утверждает пункт 1 данной статьи.

В международной правовойдоктрине общепринято считать, что на­циональные законодательства должны гарантировать инвесторам исполь­зование доходов по ихсобственному усмотрению. Какже рассматривает Закон «Обиностранной инвестиционной деятельности в Республике Баш­кортостан» это одно изключевых положений правовойзащиты зарубеж­ных капиталовложений? «Иностранным инвесторам гарантируется после уплаты соответствующих налогов и сборов и при соблюдении соответст­вующего валютногои таможенного законодательства Российской Федера­ции свободное распоряжение доходами от иностранных инвестиций». Без­условно, законодатель прав в том, что безотлагательный перевод доходов в конвертируемой валюте касается исуммы, полученной иностранным ин­вестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с егоучастием или продажей имущества и имущественных прав, а также компенсации в случае национализации.

Трудно переоценить такжезначение судебной защиты иностранныхинвесторов. Эту важнуюпроблему регламентирует статья 35 анализируе­мого Закона. Всоответствии с ней инвестиционные споры подлежат рас­смотрению в соответствии с действующими на территории республики за­конодательством и нормами международного права по подведомственно­сти и подсудности таких споровсудами общей юрисдикции, арбитражны­ми или третейскими судами.

Как видно из вышеизложенного, авторы нового ЗаконаРеспублики Башкортостан «Обиностранной инвестиционной деятельности в Респуб­лике Башкортостан» в целом умело использовали международно-правовойопыт,достигнутый в теории и накопленный в практике привлечения ино­странных инвестиций. Новсе же им не удалось в какой-то мере избежатьтого, что ванализируемом Законенет четкого механизма его реализации,Впрочем,такое положение вещей, наблюдаемое не только в башкирском;

но и вроссийском законодательстве, имеет общие объективные причины, которые вытекают из общейнестабильной ситуации в стране.

В заключение хотелось бы отметить, что практический интерес вхо­де дальнейшего совершенствования башкирского инвестиционного зако­нодательства представляет сложившийся в международной практике сис­тема двухсторонних договоров о взаимном поощрении и защите зарубеж­ных капиталовложений. Было бы целесообразно шире использовать в юридико-техническом аспекте формулы и понятия, применяемые в про­шедших солидарную международную обкатку соглашениях Российской Федерации (с более чем 40 государствами) о взаимном поощрении и защи­те иностранных инвестиций.

М.Г.Рахимов МА.Зайцев

Н.В.Витрук В.Д-Шувероеа

МЖИшмуратов Р.С.Хакимов Л^Морозова И.Ш.Муксинов

И,ААдигамое М.А.Аюпов

Ф.М.Сафин

А,И.Шабрин

ШЖЯгудин

СОДЕРЖАНИЕ

Вступительное слоао

Конституция Республики Башкортостан -ОсновнойЗакон демократического правового государства

Развитиеконституционализма в Российской Федерации

Пятилетие Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы

Конституция Республики Башкортостан и проблемы российского федерализма

Противоречия конституционного процесса в Российской Федерации

Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества

О согласовании конституционного

законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан

Проблемы формирования системы законодательства Республики Башкортостан

Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в Конституции Республики Башкортостан

О созидательном потенциале Конституции республики и его претворении в жизнь

Конституционные основы обеспечения безопасности в Республике Башкортостан

Проблемы развития конституционного статуса республик

Ю.В.Калашников

Р.И.Султанов

З.И.Еникеев

М.Е.Бугера

Д.Н.Миронов

В.К.Самигуллин

М. К. Маликов

С. Н.Лаврентьев

А.Г.Хабибулин В.Е.Сафонов

Д.Д.Валеев

Ф.М.Раянов

М.Б.Ямалов, М.Г.Рахманов

К.К.Яушев

О становлении РеспубликиБашкортостанкакдемократического государства

Договорные отношения и становление гражданского общества

Изистории подготовки Конституции Республики Башкортостан

Финансовыйфедерализм и Конституция РеспубликиБашкортостан

Пятилетие Конституции Республики Башкортостан и законодательство республик в составе Российской Федерации

Некоторые вопросыразвития КонституцииРеспублики Башкортостан

О суверенитете Республики Башкортостан

КонституцияРеспублики Башкортостан -правовая основа становления гражданского

общества

Российский федерализм и Республика

Башкортостан в составе Российской Федерации

Статус Республики Башкортостан в составе Российской Федерации

Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса Башкортостана

Проблемы реализации конституционных

положений в современных условиях

Конституционное развитие Республики Башкортостан: история и современность

Потенциал Конституции Башкортостана

позащите суверенитета республики

РА.Рахимов

НЛ^Арзамаскин

А.В.Васенин

ОА.Филлиппов

Э.Г.Мусин

ЛА.Дольникова .

Р.Х.Хажипое

Л-И.Рахматуллина

З.Д.Еникеее

Р.ФЛабиров

Ю,Х.Яхина

JLA-Тчмершин

О.В.Чащин

Конституция Башкортостана и российская

государственность

Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления

Конституция Республики Башкортостан о разделении государственной власти

Теория разделения властей и Конституция Республики Башкортостан

Конституционные основы деятельности Государственного Собрания Республики Башкортостан

Конституционные основы взаимоотношений

Президента Республики Башкортостан и Государственного Собрания

О природепрезидентской власти в РеспубликеБашкортостан

Конституционные основы исполнительной власти в Республике Башкортостан

К вопросу обосновных правах, свободах и обязанностях личности по Конституции Республики Башкортостан

О внедрении международно-правовых стан­дартов в области прав и свобод человека в законодательство Республики Башкортостан

Правовая охрана Конституции Республики Башкортостан

Гуманитарные приоритеты в правовой системе

Республики Башкортостан

Конституционное регулирование предметов

ведения Республики Башкортостан

Ф.Р.Муратшин

Г. Т.БадретдиноЁ, Р.В.Нигматулл ин

И.М.Юлбарисов, М.А.Шайхулов

Т.СШакиров

И.А.Биккинин

С.Н.Галлямова

Р.У^иваев Р^АЛкшибаев

Э. Ф.Шаретдинов Р.Х.Габитов

АМ.Романов Г.Г.ФайзуллинВ.В.Гаидук

Системность какпринцип формирования законодательства Республики Башкортостан

Конституционные основы осуществления внешних связей Республики Башкортостан

Конституция Республики Башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики

Конституция-основа правовой системы Республики Башкортостан

Конституция Башкортостана и развитие республиканского законодательства

О соотношении текущего законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан

Конституция Башкортостана и компетенция

органов власти республики в сфере органи­зации и деятельности милиции

Система высшего и среднего профессионального образования в условиях действия новой Конституции Республики Башкортостан

Конституционные проблемы правовой охраны природы

Конституционные основы развития экологического законодательства в Республике Башкортостан

Конституционные основы земельного

законодательства Республики Башкортостан

О конституционных основах права частной собственности на землю

Конституционное регулирование межбюджетных отношений в Республике Башкортостан

ВАЛчелинцевКонституционно-правовые основы местного самоуправления в Республике Башкортостан

Л.Ш.ГалиеваГосударственное строительство в Республике Башкортостан; конституционные принципы местной власти

Конституционные акты Башкортостана

З.И.Еникеев, Л.А.Б14кбаева

Р.Н.Зиннурм

о местном самоуправлении

О статусе Прокуратуры Республики Башкортостан в свете ее Конституции

Л.И.ИсхаковКонституционные основы законодательства

о судебной системе Республики Башкортостан

Конституционное правосудие Республики Башкортостан: природа, принципы

Р.Н.Юмагужина, И.Ю.Овчнн никое

Р.СХисматуллин ДЛ-Каневский

Проблемысовершенствования конституционных гарантийсудебной деятельности

Проблемы совершенствования конституционного

законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

С.ГАксеновОрганы внутренних дел и местная власть в Республике Башкортостан

Оформление правового статуса Наркомата

внутренних дел Башкирской республики в 1919-1925 годы

a.h.tumohuh КонституцияРеспублики Башкортостани проблемы юридического образования

Р.СРаяноваРеализация конституционного права граждан на объединение в Республике Башкортостан

ГЛ-Колобова Ореализации конституционного права равного

доступа к государственной службе

К.И^4минввКонституция Республики Башкортостан

о свободе массовой информации

Р.Ф.1арипов О^Касьянова И^.Кузнецов Р.З.Амиров

В.И.Костырев И.З.Фархутдинов

Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов

Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг

Политико-правоваякультура и КонституцияРеспублики Башкортостан

Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в Республике Башкортостан

Конституция Республики Башкортостан и уголовно - исправительная система

Инвестиционное законодательство: опыт ипроблемы