К теме 6
Задание. Психологический анализ истории жизни несовершеннолетнего правонарушителя
Проанализируйте текст – описание истории жизни несовершеннолетнего Николая М., отбывающего наказание за уголовное преступление. Назовите основные результаты формирования его личности по этапам, выделенным Э. Эриксоном. Какие социально-психологические условия повлияли на формирование его личности? Какие ошибки были допущены в воспитании Николая? Как, на ваш взгляд, сложится его жизнь в дальнейшем? Используйте представленные после автобиографии преступника материалы (см. ниже).
Несовершеннолетний о себе1
«Родился я в 1956 году в г. Харькове. Еще в детском садике у меня почему-то появилась страсть к воровству. Сначала я делал это у всех на виду, а затем, когда отец за это меня высек, я стал воровать, озираясь по сторонам.
Детство мое оставило у меня в памяти глубокий след. Мать с отцом разошлись, когда мне было пять лет. Отец забрал меня с собой. Его вторая жена старалась мне внушить, что она моя родная мать. Относилась ко мне с любовью, я же не хотел этого понимать. Часто стал уходить из дому, стал воровать из карманов. Когда пошел учиться, прекратил воровство. Меня заинтересовала учеба. До четвертого класса я занимался в школе-интернате и был отличником. В семье меня полюбили, а в школе часто ставили в пример другим. Казалось, все шло благополучно, жизнь моя стала светлой и прекрасной. После же окончания третьего класса отец перевел меня в обычную школу. И вот тут-то я почувствовал свободу. Чаще стал встречаться с дворовыми ребятами, стал прогуливать уроки и снова возвратился к старому «ремеслу». Правда, воровать по карманам я не стал. Я стал увлекаться электрикой, но не для того, чтобы собирать приемники, ремонтировать телевизоры, а для того, чтобы отключать сигнализацию в магазинах. Этому меня обучили ребята постарше. Если я что-то не усваивал с первого раза, то мне приходилось терпеть подзатыльники от них и даже побои. Затем я проходил практику на деле. Ошибки мои мне не прощались. Я несколько раз задерживался работниками милиции, но мне всякий раз удавалось их обмануть. Я говорил, что меня заставили незнакомые мне мужчины разбить стекло или же обещали мне дать денег на кино за то, что я отрежу провод. В милиции мне верили и отпускали, а я снова шел к тем, кого считал своими старшими друзьями. Отец отказался от меня, когда узнал, что я остался на второй год в шестом классе. Он определил меня в детдом г. Краснодар. И там я снова повстречал плохих друзей. Мое ремесло им очень пригодилось. Они меня часто брали в поездки с собою. Жить я стал у них. Научился пить и курить. В детском доме меня стали разыскивать через милицию. Разыскали меня через полгода в г. Рига. Как я ни старался обмануть сотрудников милиции, ничего у меня не вышло. Я снова в г. Краснодар. Правда, тех друзей я уже не застал. Двое из них получили срок за угон машины, третий – сел за кражу из магазина. Жизнь моя снова стала спокойной.
Через год меня увезли из детдома в интернат. Снова новый климат, снова новые друзья. Несколько раз ездил домой к отцу; он даже не пустил меня в квартиру. Поехал к родной матери. Она все еще жила одна и была очень рада моему возвращению. Позже я узнал от нее, что она была неоднократна судима. Вот почему ее оставил отец.
Окончил восемь классов и ушел из школы. Предо мною встали новые заботы. Мать получала мало, а мне хотелось быть всегда сытым и хорошо одетым. Стал искать новые связи с людьми моей «профессии». И нашел таких, которые занимались грабежами. Мы по вечерам ходили вместе к ресторанам, где встречали выпивших «клиентов» и силою забирали у них часы, золотые кольца; с женщин снимали брошки, серьги.
В один вечер можно было добыть таким путем неплохую сумму денег. На эти деньги я одевался и был доволен. Пробовал работать, но не по своей воле. В детской комнате милиции меня знали как тунеядца и хулигана. Разбирали меня на комиссии по делам несовершеннолетних, где я дал слово бросить все и пойти работать. Устроили меня на обувную фабрику. Поначалу работал с интересом. Первая в жизни зарплата. Был очень счастлив этим, деньгам, хотя их было мало по сравнению с теми, что отнимал у людей, но это были мои деньги. На душе было приятно, я был счастлив.
Но однажды я заметил, как старшие товарищи по работе уносят с фабрики кожевенный крой. Меня это заинтересовало. Узнав все подробности, куда носят они кожу, я стал сам носить ее домой. В обувном ателье я нашел человека, который покупал у меня крой и стал систематически продавать ему краденую кожу. В цеху стали замечать пропажу кожи и усилили контроль. Я это почувствовал и прекратил выносить крой. Вскоре за кражу кроя поймали другого рабочего. Его судили и списали ему все похищенное. Поняв, что так могло случиться и со мною, я прекратил эту свою деятельность. Но стал прогуливать, а потом вовсе ушел с работы.
Я стал доставать у друзей заграничные вещи и перепродавать их по спекулятивной цене. На этом деле я имел очень большие деньги. Мать просила меня одуматься, работать честно. Но я уже втянулся в эти сделки. Часто стал ходить по ресторанам, стал играть в карты, полюбил общество «свободных женщин», где пользовался уважением. Одни уважали за деньги, другие – за то, что умею молчать, а третьи – просто боялись меня.
И вот такими путями я дошел до последнего моего преступления.
Летом 1973 года я приехал из Евпатории домой. Снова повстречал своих старых друзей. Вечером 9 августа мы поехали на танцы. Почему-то они не состоялись, и мы решили поехать погулять в город. Денег оказалось мало, и было решено ограбить кого-нибудь. Тут и подвернулась нам девушка (как позже мы узнали в отделении милиции, звали ее Света). Мы подошли к ней, предложили ей выпить с нами вина. С ней была подруга с парнем. Все вместе поехали в магазин, взяли вина и водки и пошли в парк. В парке выпили, подругу Светину и ее парня прогнали, а Свету увели в глубь парка, где поочередно изнасиловали ее в извращенной форме и ограбили. Когда же ее отпустили, я почувствовал, что она заявит в милицию, и поэтому вместе со своим другом я решил уехать в Крым. Но не успел. 13 августа нас задержали работники милиции и дружинники и доставили в отделение милиции. На допросе я ничего не сказал. Сделали очную ставку с потерпевшей, я снова сделал вид, что вижу ее впервые. Один из моих подельников на третьи сутки нашего ареста сознался. Мне больше ничего не оставалось, как сделать то же самое.
В тюрьме я столкнулся с отрицательными ребятами. Отказывался от работы, нарушал режим содержания в следственном изоляторе. Даже когда мне по суду вынесли приговор, я был недоволен, считал это несправедливым.
В колонии со мною много проводили бесед. Мне всячески старались привить любовь к труду и уважение к старшим. Но не все мне давалось сразу. Я много раз срывался, хотя не делал грубых нарушений. Мне прощали мои ошибки. Трудно было привыкнуть к труду. Был в связи с плохими ребятами. Но все же переборол себя. Стал работать, перевыполнять норму выработки ежедневно, научился понимать и уважать старших. В этом большая работа мастеров и воспитателей, которые не жалели сил для моего воспитания. Освободившись из мест заключения, я твердо встану на честный жизненный путь».
Этапы психологического развития личности (по Э.Эриксону) 1
В младенчестве (с рождения до 1 года) формируется основа этой способности – базальное доверие к миру. Доверие младенца к матери позднее испытывается как доверие к людям, оптимизм, стремление к жизни, чувство «мир безопасный, люди заботливые и надежные», «все хорошо, любые трудности разрешимы». В сознании взрослого младенческие переживания и впечатления проявляются в чувстве надежды на лучшее и образует основу веры (в справедливость, в силу, науку, Бога и т. п.). Если доверие не формируется, то в поведении взрослого это обнаруживается как базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти и реализуется в формах защитного и часто насильственного поведения. В возрасте раннего детства (1–3 года) ребенок учится контролировать свои непроизвольные действия, связанные с опрятностью, обучением туалету, и формируется его уверенность в своей способности контролировать окружающий мир и себя. Осознание своих побуждений и необходимости их контролировать – первый опыт идентичности (открытия «Я»), который в последующем «разворачивается» (как из личинки бабочка) в более зрелые формы личности и становится содержанием эго-идентичности. Если ребенка учат этим навыкам попустительски или авторитарно, то у него формируется стыд перед людьми, сомнение в способности контролировать окружающий мир и себя, чувство, что другие относятся к нему с подозрением и недоверием. Если родители демонстрируют справедливость и уважение прав ребенка и других людей, у него формируется автономия, самостоятельность, опрятность. В последствии эти свойства образуют силу воли.
В возрасте игры (3–6 лет) формируется новое качество сознания – цель как представление желаемого результата поведения. Инициативность ребенка в последующем проявляется как целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность, умение планировать свои действия и брать обязательства. Если близкие ребенка не поощряли его инициативы или наказывали (как правило, в этом случае их требования не отвечают возрасту ребенка), он вырастает пассивным, избегает брать инициативу, нести ответственность, подражает образцам. Став взрослым, испытывает чувство вины за свое неумение быть инициативным в семье, на работе или личной жизни.
В школьном возрасте (6–12 лет) у ребенка формируется уверенность в себе, в своей способности учиться, осваивать новые знания, влиять на других людей. Новое качество способности осознавать себя, свои действия и руководить ими – компетентность. Если школьное обучение сопровождается не поддержкой ребенка, а упреками и наказаниями, он переживает неполноценность и неверие в свои силы.
В юношеском возрасте (12–19 лет) подростки осознают социальные требования, свои социальные роли (сына, студента, друга, соседа, молодого человека и т. д.) и ведут в соответствии с ними. Если подросток осознал, что нужно руководствоваться не зачастую противоречивыми требованиями социальных ролей, а понять себя и действовать в соответствии со своим пониманием себя, у него формируется эго-идентичность – цельная форма личности – верность себе, способность сохранять свою целостность и внутреннее тождество, быть «равным себе», принятие людьми.
Если выбирает какую-то роль как самую главную и игнорируется требования других (что не всегда получается), то конфликты в его жизни только обостряются вследствие т. н. ролевого смешения. Подросток характеризуется как личностно незрелый (с диффузией идентичности), испытывает тревогу, чувство бесполезности, внутреннего разлада, одиночество, переживает непризнание людьми, «путаницу ролей», враждебность.
В возрасте ранней зрелости (20–25 лет) формируется либо уверенность в своих чувствах, любовь, чувство близости и единство с людьми, либо опасение открыться другому, изоляция и одиночество. Способность слить воедино свою идентичность с идентичностью другого без опасения потерять нечто в себе – условие прочного брака. Брак неустойчив, как считает автор рассматриваемой концепции личности, известный американский психолог Эрик Эриксон, если его целью является поиск и обретение своей идентичности. Он доказал связь эго-идентичности со стабильностью брака и успеваемостью в школьном возрасте.
Возраст средней зрелости (26–64 года) отличается либо продуктивностью, творчеством, любимой работой, воспитанием детей и заботой о них, удовлетворенностью жизнью либо опустошенностью, застоем, регрессией.
Поздняя зрелость (65 лет –…) – возраст мудрости, эго-интеграции. Формируется окончательная форма эго-идентичности (чувство «Я доволен прожитой жизнью»), принятие себя и жизни либо испытывает отчаяние и разочарование в жизни.
- Приволжский филиал
- Содержание
- 1. Введение
- Требования к освоению содержания дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Тематический план дисциплины
- 4. Программа учебной дисциплины1
- Тема 2.2. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной сфере
- Тема 2.3. Эмоционально-волевая регуляция поведения. Психические состояния личности: характеристика, правовое значение
- Тема 2.4. Индивидуально-психологические свойства личности: характеристика, правовая оценка.
- Раздел 3. Судебная психологическая экспертиза
- Тема 3.1. Судебная психологическая экспертиза: предмет, компетенция, классификация
- Тема 3.2. Предметные виды судебной психологической экспертизы в уголовном и гражданском судопроизводстве
- Раздел 4. Криминальная психология
- Тема 4.1. Психолого-правовая характеристика криминальной личности
- Тема 4.2. Психологические механизмы преступного деяния
- Тема 4.3. Психология группового преступного поведения
- Тема 4.4. Криминальная субкультура
- Раздел 5. Психология правоохранительной деятельности
- Тема 5.1. Психология личности юриста
- Тема 5.2. Психологические подструктуры профессиональной деятельности юриста (познавательная, коммуникативная, организационно-управленческая)
- Тема 5.3. Психологические особенности профессионально-юридических действий в правоохранительной деятельности
- Раздел 6. Психологические аспекты судопроизводства
- Тема 6.1. Психология правоприменительной деятельности в уголовном и гражданском судопроизводстве
- Тема 6.2. Психологические особенности коммуникации в судебном заседании
- Тема 1. Предмет, система и методы юридической психологии План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для подготовки к семинарскому занятию
- Литература
- Тема 2. Познавательные психические процессы План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Литература
- Тема 3. Психология личности и индивидуальных различий План занятия (8 часов)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Литература
- Тема 4. Личностная регуляция поведения План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- Тема 5. Психология малых групп План занятия (4 часа)
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- Андреева г.М. Социальная психология.– м., 1996.
- Тема 6. Психология личности преступника и противоправного поведения
- Тема 7. Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам и гражданско-правовым спорам
- Тема 8. Психология профессиональной деятельности юриста План занятия (3 часа)
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- 1. «Дорожное происшествие»
- 2. «Очевидец»
- 3. Рефлексивное управление
- К теме 3
- Текст опросника
- Психологический портрет сангвиника
- Психологический портрет холерика
- Психологический портрет меланхолика
- Психологический портрет флегматика
- К теме 4
- К теме 5
- К теме 5
- Задание 1. Общая оценка психологического климата коллектива
- Диагностика внутреннего состояния собеседника по внешним признакам поведения1
- К теме 6
- Мотивация преступного поведения1
- К теме 7
- К теме 8
- Анализ результатов теста и ключевые вопросы
- К теме 8 Опросник «Адаптивность»1
- Задание. Доверительность
- 7. Примеры тестовых заданий
- 9. Вопросы для подготовки к зачету
- 10. Приложение Приложение 1 Примерная тематика рефератов
- Приложение 2 Методические рекомендации по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи1
- I. Общие положения
- II. Основные психологические особенности профессиональной деятельности судей
- 1. Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения
- 2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий судьи
- 3. Нестандартный творческий характер деятельности судьи
- 4. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность судьи
- III. Организация психологического обследования
- Приложение 1. Направление на психологическое обследование № _______
- I. Психологический анамнез жизни
- II. Характеристики, выявленные в ходе обследования
- По результатам комплексного психологического обследования
- Приложение 5. Перечень методов, методик и способов, рекомендуемых для проведения психологического обследования кандидатов на должность судьи
- Юридическая психология