63. Право оперативного управления: понятие, субъекты, содержание.
В числе вещных прав лиц, не являющихся собственниками, ст. 216 ГК называет также право оперативного управления имуществом. Если право хозяйственного ведения (а до него право пОЛного хозяйственного ведения) появилось в нашем законодательстве сравнительно недавно, то летоисчисление права оперативного управления восходит к началу 60-х годов. Впервые категория оперативного управления была закреплена в Основах гражданского законодательства 1961 г. и пережила в своем развитии несколько этапов. Ныне развернутая характеристика права оперативного управления дана в ст. 296–300 ГК, а также в подзаконных нормативных актах, в числе которых в первую очередь следует назвать Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий», постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 908 «Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия», постановление Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)». В этих нормативных актах закреплен круг субъектов права оперативного управления, установлены пределы и способы его осуществления.
По ныне действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения (см. ст. 115 и 120 ГК). Казенное предприятие может быть образовано по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Такое предприятие именуется федеральным казенным предприятием. Действующим законодательством определен порядок создания казенного предприятия на базе ликвидированного федерального государственного предприятия. Казенное предприятие может быть образовано и в иных случаях. Представляется также, что казенное предприятие может быть создано на базе не только федеральной собственности, но и собственности, принадлежащей субъектам федерации, либо муниципальной собственности. Что же касается учреждений как носителей права оперативного управления, то они могут быть созданы на базе не только государственной и муниципальной собственности, но и всех иных допускаемых в российской Федерации форм собственности.
Содержание и границы осуществления права оперативного управления наиболее общим образом определены в п. 1 ст. 296 ГК; «Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собстнника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им». Обратим внимание на то, что эта характеристика права оперативного управления распространяется как на казенные предприятия, так и на учреждения и исходит из того, что правоспособность как тех, так и других является специальной. Собственнику имущества, выделенного казенному предприятию или учреждению в оперативное управление, предоставляется право изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
На этом общая характеристика права оперативного управления, которая в равной степени относится как к казенным предприятиям, так и к финансируемым собственником учреждениям, в законе завершается, и формулируются положения, отражающие специфику правового режима имуществ казенных предприятий, с одной стороны, и учреждений, с другой.
Ранее отмечалось, что государственные и муниципальные предприятия, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом. В отношении казенных предприятий, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, предусмотрено, что они не вправе без согласия собственника распоряжаться не только недвижимым, но и движимым имуществом. Что же касается производимой казенным предприятием продукции, то оно реализует ее самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Так, продукция, произведенная казенным предприятием в соответствии с планом-заказом для государственных нужд, подлежит реализации по утвержденным ценам тем потребителям, которые указаны в задании уполномоченного органа.
Порадок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1994 г. и Типовому уставу казенного завода. Распределение и использование прибыли определяется в уставе конкретного завода в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенного завода'. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате разрешенной казенному предприятию самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные цели, а также на социальные цели по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Оставшаяся прибыль подлежит изъятию в доход федерального бюджета.
Поскольку одним из источников финансирования казенного предприятия являются ассигнования из федерального бюджета, предприятие представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований, а также амортизационных отчислениях, предназначенных на обновление основных фондов. Не использованные предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.
Что же касается ответственности казенного предприятия по обязательствам, то на нее распространяются правила п. 5 ст. 113 ГК: казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. В то же время субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества несет Российская Федерация как субъект гражданского права. Обратим внимание на то, что Российская Федерация несет субсидиарную ответственность не только в случаях, подпадающих под действие п. 3 ст. 56 ГК, но и в остальных случаях, когда имущества самого казенного предприятия недостаточно для удовлетворения его кредиторов. В случае создания казенного предприятия на базе собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности аналогичные положения соответственно должны применяться и к суб-свдиарной ответственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования по обязательствам казенного предприятия.
Вернемся теперь к характеристике права оперативного управления, принадлежащего финансируемым собственником учреждениям. По сравнению с правом оперативного управления казенных предприятий это право по своему содержанию является еще более ограниченным. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете'. По своим обязательствам учреждение отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами. Имущество учреждения, независимо от того, учитывается ли оно в составе основных средств или средств в обороте, забронировано от взысканий кредиторов. При недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств субсвдиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Учреждения, будучи некоммерческими организациями, наделяются специальной правоспособностью. В то же время в соответствии с учредительными документами им может быть предоставлено право заниматься деятельностью, приносящей доходы. Законом предусмотрено, что доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. По смете указанные доходы не проводятся. Если в законе или ином правовом акте не предусмотрено, что такие доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в собственность учреждения, то, по-видимому, речь в этих случаях должна идти об особом вещном праве, которое не укладывается ни в рамки права оперативного управления, ни в рамки права хозяйственного ведения.
В законе оставлен открытым вопрос, могут ли кредиторы обратить взыскание на имущество, приобретенное учреждением за счет дозволенной в учредительных документах коммерческой деятельности. Повидимому, на этот вопрос нужно ответить утвердительно, если в законе или ином правовом акте, определяющем особенности правового положения отдельных видов учреждений, не предусмотрено иное.
Право хоз.ведения и операвивного управления.! СТАТЬИ!
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК
Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении
1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Право оперативного управления
1. Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
2. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Распоряжение имуществом казенного предприятия
1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Распоряжение имуществом учреждения
1. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
2. Если в соответствия с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления
1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
2. Плоды продукции и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику
1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
При переходе права собственности на учреждение к другому лигу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
- Предмет гражданского права . Система гп.
- Метод гражданско-правового регулирования, его основные черты
- Источники гражданского права
- Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц
- Гражданское правоотношение: понятие, элементы, классификация
- Основания возникновения гражданских правоотношений
- Понятие и способы осуществления гражданских прав. Пределы осуществления гражданских прав
- Право на защиту как субъективное гражданское право. Форма и Способы защиты гражданских прав
- Правоспособность граждан: понятие, содержание
- Понятие дееспособности граждан, ее виды
- Предпринимательская деятельность гражданина
- Признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособности
- Признание гражданина безвестно отсутствующим
- Объявлениие гражданина умершим. Последствия явки гражданина, объявленного умершим
- Опека и попечительство. Патронаж
- Банкротство (несостоятельность) граждан.
- Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность юридического лица
- Возникновение юридического лица. Учредительные документы
- Реорганизация юридического лица
- Ликвидация юридического лица
- Несостоятельность (банкротство) юридического лица
- Коммерческие юридические лица: понятие, виды, особенности правового положения
- Некоммерческие юридические лица: понятие, виды, особенности правового положения.
- Органы управления
- Хозяйственные товарищества
- Хозяйственные общества
- Производственные кооперативы
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Особенности участия публичных образований в отношениях, регулируемых гражданским правом
- Вещи как объекты гражданских правоотношений: понятие, юридическая классификация
- Деньги и ценные бумаги как объекты гражданских правоотношений
- Виды ценных бумаг.
- Нематериальные блага и их защита
- Компенсация морального вреда как способ защиты гражданских прав
- Результаты интеллектуальной деятельности как объекты гражданских прав
- Условия действительности сделок
- Форма сделки. Последствия несоблюдения формы сделки
- Недействительность сделок. Последствия недействительности сделок
- Оспоримые сделки
- 1. Сделки с пороками содержания.
- 2. Сделки с пороками субъектного состава.
- 3. Сделки с пороками воли и волеизъявления.
- Представительство: понятие, виды, основания возникновения
- Коммерческое представительство
- Доверенность: понятие, виды. Передоверие
- Представительство без полномочий
- 44. Сроки: понятие, исчисление и виды
- 45. Исковая давность: понятие и виды.
- 46. Приостановление сроков исковой давности
- 47. Вещное право: понятие, виды, место в системе имущественных прав.
- 48. Владение: понятие, значение, защита
- 49. Собственность. Право собственности: понятие, содержание, формы и виды.
- 50. Основания возникновения права собственности. Первоначальные основания возникновения права собственности.
- 52. Производные основания возникновения права собственности.
- 53. Основания прекращения права собственности.
- 53. Право государственной и муниципальной собственности.
- 54.Общая собственность (понятие и виды).
- 55. Общая совместная собственность супругов.
- 56. Общая совместная собственность членов крестьянского (фермерского) хозяйства.
- 57.Общая долевая собственность
- 58. Порядок отчуждения доли в праве общей собственности. Право преимущественной покупки.
- 59. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения.
- 60. Право общей собственности на общее имущество многоквартирного дома: понятие, особенности правового регулирования.
- 61. Товарищество собственников жилья. (тсж)
- 62. Право хозяйственного ведения: понятие, субъекты, содержание.
- 63. Право оперативного управления: понятие, субъекты, содержание.
- 64. Право постоянного пользования земельным участком
- 65. Право пожизненного наследуемого владения
- 66. Сервитуты: понятие, виды, особенности защиты.
- 67. Гражданско-правовые способы защиты права собственности и иных вещных прав. Виндикационный и негаторный иски.
- 68. Гражданско-правовое обязательство: понятие, элементы, место в системе гражданских правоотношений.
- 69. Система обязательств. Классификация обязательств.
- 70. Основания возникновения обязательств.
- 71. Основания прекращения обязательств.
- Надлежащее исполнение.
- Отступное.
- Зачет встречного требования.
- 72. Исполнение обязательств, его принципы.
- 73. Множественность лиц в обязательстве.
- 74. Перемена лиц в обязательстве.
- 75. Понятие и система гражданско-правовых способов обеспечения исполнения обязательств.
- 76. Неустойка как способ обеспечения исполнения обязательства.
- 77. Поручительство как способ обеспечения исполнения обязательства.
- 78. Задаток, удержание как способы обеспечения исполнения обязательства.
- 79. Банковская гарантия как способ обеспечения исполнения обязательства.
- 80. Залог как способ обеспечения исполнения обязательства.
- 82. Порядок обращения взыскания на заложенное имущество.
- 81. Ипотека как способ обеспечения исполнения обязательства.
- 83. Гражданско-правовая ответственность: понятие, виды.
- 84. Основания гражданско-правовой ответственности. Ответственность без вины.
- 85. Возмещение убытков как общая мера гражданско-правовой ответственности.
- 86. Гражданско-правовой договор: понятие, виды.
- 87. Условия договора.
- 88. Порядок заключения договора. Заключение договора в обязательном порядке.
- 89. Заключение договора на торгах.
- 90. Изменение и расторжение договора.