10.2 Рекомендуемые правила поведения и способы обеспечения безопасности людей и объектов в техногенных чс
Правила поведения во время аварии на химически опасных объектах.
А. Получив информацию о выбросе в атмосферу АХОВ и об опасности химического загрязнения, необходимо надеть средство индивидуальной защиты органов дыхания, простейшие средства защиты кожи (плащи, накидки) и покинуть район аварии.
Б. Если остаетесь в помещении, в который поступает неизвестный газ, необходимо
1) закрыть окна, двери, форточки;
2) намочить ткань водой и дышать через неё;
3) включить радиоточку или радиоприёмник на местную волну;
4) при отсутствии информации - позвонить в «Службу спасения» 101;
5) включить на 10-15 мин. все электронагревательные приборы и газ для создания избыточного давления воздуха в квартире - такой приём снижает в 2- 3 раза поступление ядовитого газа через щели в окнах и дверях.
Провести герметизацию помещения в следующей последовательности:
1) закрыть дымоходы и вентиляционные отверстия, начиная с наветренной стороны;
2) закрыть крупные щели в окнах сырыми тряпками или заклеить бумагой, плёнкой;
3) загерметизировать окна мокрой простынёй;
4) закрыть плотными одеялами дверь в коридор. Затем надо укрыться в помещении с минимальным воздухообменом (кладовка, ванная комната с подветренной стороны).
В. Если по радио поступило предложение об эвакуации, то из дома надо выходить в противогазе, либо с маской из ткани, смоченной водой. На сборный пункт следует идти по маршруту, рекомендованным по радио, либо в направлении, перпендикулярным направлению ветра, желательно - по возвышенной, хорошо проветриваемой местности.
Правила поведения во время пожара и взрыва на объектах. Взрывы и пожары на объектах хозяйствования, в жилых массивах приводят к поражению людей, разрушениям и пожарам. До прибытия спасателей и пожарных подразделений МЧС граждане обязаны приступить к спасению людей, оказавшихся в завалах, в загазованных и задымленных помещениях, получивших ранения и травмы от осколков разрушающихся зданий и техники, получивших ожоги и отравления.
Завал разбирают вручную, последовательно освобождая от обломков голову, туловище, ноги. После чего пострадавшему оказывают первую медицинскую помощь, в зависимости от состояния пострадавшего.
При поиске пострадавших в горящих, загазованных и задымленных помещениях, при отсутствии изолирующих противогазов, обязательно рот и нос закрыть повязкой, смоченной в воде, соблюдать правила тушения пожаров.
Правила поведения и способы выживания людей при авариях и катастрофах на транспорте
Каждый гражданин может быть пассажиром какого-либо транспорта, а отдельные граждане могут быть и водителями. И те, и другие могут стать жертвами аварий или катастроф при эксплуатации транспорта. Рассмотрим типовые способы выживания в условиях аварий и катастроф.
Железнодорожные аварии и катастрофы. Наиболее распространенными железнодорожными авариями и катастрофами являются: столкновения поездов, их крушение, пожары в вагонах. Решив воспользоваться услугами железнодорожного транспорта, следует:
по возможности располагаться в центральных вагонах поезда (они меньше всего разрушаются при авариях и катастрофах);
громоздкие и тяжелые вещи ставить вниз, так как при сильном толчке они могут свалиться с верхних полок и нанести травму;
не загромождать на ночь дверь в купе;
помнить, где лежит ваша одежда, документы и деньги ( чтобы при необходимости в темноте срочно покинуть вагон);
на ночь убирать со столика в купе еду, бутылки, чтобы при толчке не поранили вас.
При крушении или экстренном торможении поезда:
закрепиться, препятствовать своему перемещению вперед или броскам в стороны. Для этого можно схватиться за поручни и упереться во что-нибудь ногами;
помните, что после первого удара могут быть другие, поэтому расслабляться нельзя;
после окончания ударов срочно покинуть вагон, так как высока вероятность пожара, особенно когда столкновение произошло с товарным поездом; если угрозы пожара нет, то не торопитесь выбираться, окажите первую помощь пострадавшим, успокойте детей, не допускайте паники;
если у выхода из вагона толпятся люди, то использовать окна – аварийные выходы, расположенные в 3, 6 купе и в коридоре (надписи возле окон «Аварийный выход»). Там необходимо повернуть рукоятку на себя, предварительно сорвав пломбу. Нажать на себя ручку-защелку окна;
можно выбраться из вагона и через окно любого купе, но помните, что разбить стекла трудно, они прочные и можно пораниться;
выбираясь из вагона вещи не брать, кроме документов, денег и необходимой одежды;
выбравшись из вагона, помогите другим пассажирам разбить окна вагонов снаружи и выбраться наружу
При пожаре в вагоне пассажир должен помнить правила и действовать так:
при задымлении или пожаре срочно подготовить защиту для дыхания – шарф, любую ткань, намочить их любой жидкостью (кроме горючей);
постоянно дышать через смоченную в жидкости ткань, помня о том, что температура в замкнутом пространстве поднимается быстро, можно обжечь легкие одним вдохом и потерять сознание, а выделяемый при горении малминита (облицовка вагона) газ является токсичным;
покидать вагон через тамбур, но только если там не толпятся люди; лучше покидать вагон через аварийные окна-выходы;
если эвакуация проводится в соседний вагон, действуйте по указанию проводника;
выбравшись из вагона, включайтесь в спасательные работы, соблюдайте меры безопасности при прохождении встречных поездов, остерегайтесь поражения шаговым напряжением, если на земле лежат оборванные провода и если земля сырая (обычно отходят от проводов на расстояние 30-50 м);
если на пути оказалось разлитым топливо, то необходимо отойти на безопасное расстояние (более 100 м), так как может произойти объемный взрыв.
Автотранспортные аварии и катастрофы. Наиболее распространенными видами дорожно-транспортных происшествий являются столкновения транспортных средств или их опрокидывание, наезды на пешеходов, наезды на препятствия.
Рекомендации водителю легкового автомобиля по выживанию во время дорожно-транспортного происшествия:
уклоняясь от лобового столкновения с другим автомобилем, не подставьте свой бок другому автомобилю;
постарайтесь не столкнуться с другим автомобилем в том месте, где у него бензобак. Это может вызвать взрыв и (или) пожар;
если столкновение с препятствием неизбежно, постарайтесь врезаться правым или левым краем капота (это уменьшит силу удара, хотя автомобиль может развернуться и даже опрокинуться);
во время столкновения с препятствием должны быть напряжены все мышцы; руки и ноги в полусогнутом положении;
сделать все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на вас автомобиля;
если перед вами есть альтернатива столкнуться с неподвижным препятствием или врезаться в хвост тормозящего перед вами автомобиля, чаще безопаснее столкнуться с автомобилем;
при неизбежном лобовом столкновении руками упереться в руль, левой ногой – в кожух левого колеса, правой – в педаль тормоза;
если вы после остановки способны оказать помощь другим пассажирам, то приступайте немедленно. Если машина загорелась, то надо быстрее извлечь раненого и оттащить от машины на безопасное расстояние.
Рекомендации пассажиру легкового автомобиля при дорожно-транспортном происшествии:
во время дорожно-транспортного происшествия все мышцы должны быть напряжены и не должны расслабляться до полной остановки;
при лобовом столкновении: если сидите сзади, упритесь руками и ногами в переднее сиденье, прижмите голову к рукам; если сидите спереди, упритесь в передний щиток, но не в стекло; не хватайтесь руками за ручку двери, она может быть сорвана;
если автомобиль вот-вот опрокинется, прижмитесь к сиденью и держитесь за него руками;
если с вами сидит ребенок, и если удар с другим автомобилем или предметом неизбежен, то закрыть голову руками и завалиться на бок, ребенка прижать и накрыть собой;
помните, что при дорожно-транспортном происшествии главное – беречь голову от травм;
не пытайтесь покинуть машину во время движения навстречу препятствию (шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при катапультировании);
если автомобиль упал с моста в воду, не паникуйте, а ждите, пока салон заполнится водой, вдохните остатки воздуха и выбирайтесь вплавь.
Рекомендации пассажиру автобуса, троллейбуса, трамвая во время дорожно-транспортного происшествия:
в момент удара, сидя в кресле, упритесь руками и ногами в переднее сидение; если в момент удара вы стоите, постарайтесь ухватиться за поручень и удержаться, присев на корточки; если приходится падать, постарайтесь не удариться головой;
все мышцы должны быть напряжены и не должны ослабляться до полной остановки;
после аварии или катастрофы постарайтесь быстрее выбраться из транспортного средства, так как оно может загореться. Обычно в дверях при аварии бывает давка или дверь заклинивает. Поэтому лучше выбираться через аварийное окно (выдернув шнур из резинового уплотнителя окна и выдавить стекло) или через аварийный выход. Можно проще – разбить стекло молотком; можно выбраться и через форточку, если позволяют габариты вашего тела. В автобусах и троллейбусах можно эвакуироваться и через верхние вентиляционные люки;
при возникновении пожара в салоне, приготовьте носовой платок, часть ткани одежды для защиты органов дыхания; если в салоне находится огнетушитель или ящик с песком приступайте к тушению пожара (если нет реальной угрозы вашей жизни);
в случае короткого замыкания, вспышки в салоне трамвая или троллейбуса покидать транспортное средство лишь тогда, когда водитель остановит его и отключит электрические цепи;
если ваш автобус упал в воду, то главная опасность для вас не вода, а другие пассажиры. Они забьют все выходы своими телами. Оставайтесь на месте, пока салон не заполнится водой, потом выбирайтесь через форточку или верхние вентиляционные люки. Если нет рядом открытой форточки, выбейте ногой или другим предметом окно. До заполнения салона автобуса водой дышите глубже и чаще, чтобы насытить организм кислородом.
Авиационные катастрофы. Пассажир самолета после посадки в самолет должен принять следующие меры безопасности: быть в верхней одежде (она может спасти вас от ожогов) ; оставайтесь в обуви (возможно вам придется идти по осколкам); необходимо снять галстук, шарф, очки, заколки, не держать в кармане авторучки; тщательно подогнать ремень безопасности; поинтересуйтесь, где находится кислородная маска.
Рассмотрим правила поведения в типовых ситуациях.
Декомпрессия (разреженный воздух в салоне). После того, как появились признаки декомпрессии: свист, боль, шум и звон в ушах, боль в кишечнике, потепление и пощипывание кожи, оглушительный рев (уходит воздух) необходимо немедленно надеть кислородную маску и меньше двигаться. После этого помочь надеть маски другим людям. Декомпрессию экипаж самолета обычно начинает устранять, снижая высоту полета до 3 км.
Авария при взлете и посадке. В этом случае обычно экипаж самолета успевает оповестить пассажиров о возможной аварии. Тогда пассажир перед аварией должен принять безопасную фиксированную позу (согнуться, плотно сцепить руки под коленями, максимально наклонив голову или упереться руками в переднее кресло, голову положить на руки, а ногами упереться в пол). В момент удара максимально напрячься. После остановки самолета необходимо уходить через ближайший путь выхода.
При аварийном выходе из самолета соблюдают следующие правила:
открыть аварийный люк, достать спасательный канат и выбросить его наружу;
прежде чем покинуть самолет, надо снять обувь на высоком каблуке и синтетические чулки;
соблюдать правила выхода: сначала ноги, потом голова;
растянуть матерчатый желоб, сесть на порог надувного трапа и спуститься по нему вниз;
во избежание ожога не держитесь за бортовой окантованный шнур.
Пожар в самолете. При пожаре в салоне самолета соблюдайте следующие правила:
защитите свою кожу (на вас должна быть верхняя одежда);
не дышите дымом, защищайтесь одеждой;
двигайтесь к выходу после того, как самолет остановился;
если в салоне много дыма, двигайтесь на четвереньках или, пригнувшись; помните, что дым, а не огонь – главная опасность;
не стойте в толпе у выхода; если очередь не двигается, помните, что есть другие выходы;
не открывайте запасные люки в том месте, где снаружи огонь и дым;
не берите с собой ручную кладь, это может стоить вам жизни;
боритесь с паникой и апатией. Помните! Апатия встречается чаще;
помните, что самолет надо покинуть за 5 минут и удалиться от самолета на расстояние до 1,5 км, пока не взорвалось топливо.
- Раздел 1 « Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций»
- Тема 1. Лекция 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека
- 1.2 Основные положения теории риска.
- Системный анализ проблем безопасности. Уровни безопасности. Принципы, методы, способы и средства обеспечения безопасности. Понятие комплексной безопасности.
- Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
- Нормативно-правовая основа деятельности государства в области защиты населения и объектов от чрезвычайных ситуаций.
- Законы Республики Беларусь:
- Постановление Совета Министров:
- Ведомственные нормативно правовые документы:
- Межгосударственные стандарты:
- Физиологические и психологические возможности выживания в чрезвычайных ситуациях
- Особенности функционирования при взаимодействии с окружающей средой. Степень уязвимости биологических систем при воздействии внешних факторов риска.
- 1.6.3 Философия и психология выживания
- Способы саморегуляции поведения и психического состояния человека в чс.
- 1.6.5 Обучение выживанию в чс
- Тема 2 Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций
- 2.1 Классификация чс.
- 2) Скорости распространения
- 3) Ведомственной принадлежности
- 4) Масштабам последствий.
- 2.2 Природные чс. Опасные процессы и явления в геосфере, как источники природных чс, их возможные последствия для здоровья населения, экономики и природной среды в рб.
- Грозы, молнии и другие опасные атмосферные явления
- 2.3 Биолого-социальные чс
- 3.1. Техногенная чс
- 3.2 Экологическая чс
- 4.1 Ядерное оружие и его характеристики. Поражающие факторы ядерного взрыва. Возможные последствия ядерной войны.
- 4.2 Химическое оружие и возможные последствия его применения
- 4.3 Биологическое оружие и возможные последствия его применения
- 4.4. Обычные средства поражения.
- 4.5 Новейшие средства поражения
- Тема3. Предупреждение чс и реагирование на них
- 5.1 Государственная, национальная и общественная безопасность.
- 5.2 Государственная система предупреждения и ликвидации чс(гсчс)
- 5.3. Гражданская оборона
- 5.4. Алгоритмы действий государственных структур и населения по предупреждению чс в мирное и военное время.
- 5. 5. Планирование видов деятельности для решения проблем безопасности.
- 5.6 Прогнозирование чс
- 5. 7. Прогнозирование некоторых природных процессов и
- Лекция 6. Основные направления деятельности органов государственного управления, организаций всех форм собственности и населения по предупреждению чс
- 6.1 Предупреждение чс.
- 6.2 Меры по предотвращению чс биолого-социального характера.
- 6.3 Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях
- 6.4 Предупреждение чс, вызванных террористическими действиями. Меры безопасности при проведении массовых общественных мероприятий.
- Лекция 7. Промышленная безопасность - элемент системы национальной безопасности. Устойчивость функционирования объекта
- 7.1Стратегия устойчивого развития экономики
- 7.2 Промышленная безопасность - элемент системы национальной безопасности.
- 7.3 Устойчивость работы объекта экономики
- 7.4 Безопасность объектов энергетики, транспорта
- Тема 4: Действия органов управления, сил гсчс, го, населения в чс Лекция 8. Основные мероприятия защиты населения в чс и условия их применения.
- 8.1.Общие положения по обеспечению безопасности людей в чс.
- 8.2 Содержание отдельных способов защиты населения.
- 8.2.1Эвакуационные мероприятия
- Лекция 9.Ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий силами гсчс и го.
- 9.1Ликвидация чс и их последствий силами гсчс и го. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ.
- Введение в действие планов
- 9.2 Приемы и способы спасательных и других работ в очагах разрушений, пожаров, химического, радиоактивного и биологического заражения, в зонах эпидемий, природных и экологических бедствий.
- 9.2.4 Приемы и способы спасательных и других работ в зоне радиоактивного загрязнения
- Лекция10. Рекомендуемые правила поведения и способы обеспечения безопасности людей и объектов в природных, техногенных, экологических, биолого-социальных чс, а также в условиях терроризма.
- 10.1 Действия населения по выживанию в природных чс
- 10.2 Рекомендуемые правила поведения и способы обеспечения безопасности людей и объектов в техногенных чс
- 10.3. Действия населения по выживанию в биолого-социальных чс
- Правила поведения людей при инфекционных заболеваниях. Рассмотрим особенности поведения человека при возникновении некоторых наиболее опасных инфекционных болезней.
- Псевдочума птиц – инфекционное заболевание семейства куриных.
- Правила выживания в условиях терроризма
- 1. Правила поведения в условиях терроризма:
- Действия граждан при применении террористами стрелкового оружия
- 3. Меры, обеспечивающие безопасность водителей
- 4. Действия граждан при получении информации об угрозе террористического акта
- 5. Некоторые рекомендации руководителям объектов по действиям в условиях терроризма
- Особенности защиты населения и объектов в условиях чрезвычайного положения. Правила поведения граждан.
- 10.6 Особенности защиты людей, объектов и природной среды в условиях военного положения.
- Лекция 11. Обеспечение пожарной безопасности на объектах производственного и социального назначения.
- 11.2 Системы обеспечения пожарной безопасности и организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
- 11.3 Технические средства противопожарной защиты и противоаварийной защиты
- 11.4 Противопожарные требования технических нормативных правовых актов при проектировании и эксплуатации объектов.
- 11.5 Обучение руководителей, работников и населения правилам
- 11.6 Внештатные пожарные формирования и организация их работы (добровольные пожарные дружины, боевые расчеты)
- Надзор и контроль в области обеспечения пожарной безопасности
- Перечень основных документов по пожарной безопасности, которые должны быть в организации, учреждении и предприятии
- 1. Приказ «о мерах пожарной безопасности».
- 2. План эвакуации.
- 3. План действий работников при пожаре.
- 4. Общеобъектовая инструкция о мерах пожарной безопасности.
- 5. Инструкция о мерах пожарной безопасности для отдельных помещений, лабораторий, складов и других помещений.
- 7. Памятка о мерах пожарной безопасности в кабинете.
- 8. Паспорт пожарной безопасности.
- 9. Указатель категории по взрывопожарной и пожарной опасности и класса зоны по пуэ.
- 10. Информационная карточка мер пожарной безопасности.
- 11. План размещения веществ и материалов в складах.
- 12. Акты проверки на работоспособность путём пуска воды пожарных кранов и гидрантов.
- 13. Журнал регистрации проверки пожарных насосов.
- 19. План расстановки автотранспортных средств на территории, автозаправочных пунктах, гаражах.
- Действия в случае возникновения пожара
- Раздел 2 «радиационная безопасность»
- Тема1 Источники радиационной опасности и физическая природа ионизирующих излучений Лекция1. Физическая природа ионизирующих излучений
- 1.1 Радиоактивные превращения ядер
- 1.2 Радиоактивный распад и радиоактивные превращения
- Лекция 2. Виды и характеристики ионизирующих излучений. Взаимодействие ионизирующих излучений с веществом. Базовые, нормируемые и рабочие величины в радиационной безопасности
- 2.1 Виды и характеристики ионизирующих излучений
- 2.2. Взаимодействие радиоактивных излучений с веществом
- 2.3 Базовые, нормируемые и рабочие величины в радиационной безопасности
- 2.3.2 Нормируемые дозиметрические величины
- Лекция 3. Источники ионизирующего излучения. Методы и приборы для обнаружения и измерения характеристик ионизирующих излучений
- 3.1 Источники ионизирующего излучения
- 3.2.1 Методы и приборы для обнаружения и измерения характеристик ионизирующих излучений
- Тема 2. Основы радиационной безопасности живых организмов Лекция 4. Биологическое действие ионизирующих излучений
- 4.1 Воздействие ионизирующей радиации на атомном и молекулярном уровнях
- 4.2 Радиочувствительность органов и систем человека
- 4.3 Реакции органов и систем человека на облучение
- 1) Почки
- 2) Печень
- 3) Иммунная система
- 4) Кровеносная система
- 4.4 Возможные последствия облучения большими и малыми дозами. Детерминированные и стохастические эффекты
- 4.4.1 Действие больших доз радиации на организм человека. Детерминированные эффекты. Лучевая болезнь
- Лекция 5. Основные принципы, нормы и критерии радиационной безопасности. Организация радиационного контроля
- 5.1 Основные принципы и критерии радиационной безопасности
- 5.2 Уровни вмешательства. Радиационные защитные мероприятия
- 5.3 Основные нормативно – правовые акты, отражающие радиационную безопасность Республики Беларусь
- 5.3.1 Нормативно – правовые акты
- 5.3.2 Нормирование облучения для практической деятельности человека
- 5.3.3 Требования к защите от природного облучения в производственных условиях
- 5.3.4 Санитарные нормы и правила
- 2) Радиационная безопасность работающего персонала обеспечивается:
- 3) Радиационная безопасность населения, обеспечивается:
- 4) Радиационная безопасность населения при воздействии природных источников излучения
- 5) Радиационная безопасность при радиационной аварии
- 5.4 Регулирующий контроль в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности
- 5.4.1 Контроль и идентификация радиационной обстановки
- 5.4.2 Радиационный контроль над природными источниками радиации
- 5.4.3 Постоянный мониторинг радиационно – гигиенической и радиоэкологической обстановки
- Тема 4. Мероприятия по защите персонала, населения от ионизирующего излучения. Лекция 7. Мероприятия по противорадиационной защите
- 7.1 Мероприятия по радиационной защите персонала и населения
- 7.2 Способы защиты от ионизирующего излучения (ии)
- 7.3 Дезактивация
- 7.4 Реабилитация загрязненных территорий и проживающего населения. Социальная защита населения