logo search
Конституционное право Бащкирии

Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан

И.А.Кузнецов,

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин У ЮМ МВД РФ

Реформа правовой системы в России, имеющая своей целью соз­дание правового государства, дебюрократизацию политической жизни и расширение демократии, развитие самоуправления народа, поставила перед наукой важные теоретические проблемы. Одна из таких проблем, требующая научного анализа, на наш взгляд, - политико-правовая куль­тура личности.

С нашей точки зрения, интерес к данной проблематике вызывается прежде всего тем обстоятельством, что политико-правовая культура не­изменно связана с общественно-политической активностью, Рост поли­тической активности в последние годы, создание большого числа поли­тических партий, движений, развитие политического плюрализма и са­моуправленческих начал в обществе демонстрируют разрыв между по­требностью граждан управлять делами в различных сферах обществен­ной и государственной жизни и относительно невысоким уровнем их по­литико-правовой культуры, отсутствием необходимых знаний и навыков. Наряду с радикальными изменениями в политической, экономической и правовой сферах жизнедеятельности общества, речь должна идти о фор­мировании адекватной обновляющемуся обществу правовой культуры и об овладении ею в процессе общественно-политической практики.

В политико-правовой культуре, уходящей своими корнями в про­шлое, доминировали: ориентации на конформизм, преклонение перед ав­торитарностью решений командно-бюрократических структур власти и управления, пассивное выжидательное поведение, иждивенческие отно­шения к государству. Вот почему «традиционная» политико-правовая культура становится препятствием в развитии самостоятельной, инициа­тивной и творческой социально-правовой деятельности людей, воспро­изводит стереотипы сознания, поведения и «отчужденной» от политики

личности.

Анализ экономических, социальных, политических, правовых и ду­ховных процессов, которые сегодня развиваются в нашем обществе, по­казывает, что меняются темпы, формы и методы общественного разви­тия, меняется само представление о характере и критериях прогресса.

Новые исторические реальности приводят, с одной стороны, к становле­нию качественно нового типа общественных отношений, с другой, - глу­боким изменениям в политико-правовой и ценностной ориентации соци­альных субъектов.

Актуальность исследований политико-правовой культуры опре­деляется не только реформированием правовой системы, но и вре­менным фактором. Современная политическая и правовая культура как культура демократических общественных связей и отношений находится в стадии становления. Интерес к изучению формирования и функциони­рования политико-правовой культуры личности, по нашему мнению, вы­зывается и тем, что она выступает, с одной стороны, как характеристика обновления общества, с другой, - как критерий мерысоциальной зрело­сти человека.

Необходимость анализа, осмысления состояния политико-правовой культуры личности и социальных групп вызвана еще и тем, что, во-первых, политическая и правовая культура как системы есть отражение и преломление в культурном фонде обшества качественных преобразова­ний политической надстройки в совокупности трех взаимосвязанных сторон; политико-правового сознания, правовых отношений и правовой системы общества; во-вторых, политико-правовая культура есть процесс и результат развития особой формы социальной активности людей - по­литико-правовой деятельности, в которой реализуется «духовно-практический способ» (К.Маркс) освоения окружающей действительно­сти; и, наконец, политико-правовая культура есть ценностное отношение людей к праву, определяющее единство их правовых ориентации, уста­новок и форм социально-правового поведения и деятельности.

Будущее нашей страны, ее успехи зависят не только от способности общества претворять в жизнь задуманные планы, динамично двигаться по пути социального и культурного прогресса, но и от духовного, интел­лектуального настроя народа. Ренессанс общества требует целеустрем­ленности и действия, серьезного критического анализа прошлого, реали­стически трезвой оценки нынешней и будущей культурной ситуации.

При всей неоднозначности понятия культуры в нашей литературе социологические и философские исследования, имеющие отношение к культуре, позволили определить основные направления развития всего социального организма политико-правовой культуры.

Политико-правовая культура " это, по существу, специфический срез творческо-практической и теоретической деятельности людей и че­ловека.

В литературе, посвященной анализу правовой культуры, обос­нованно указывается на три взаимосвязанных, но относительно са­мостоятельных явления:

- правовую культуру общества;

- правовую культуру определенной социальной группы (которая выделяется своими особенными характеристиками: возрастными, реги­ональными, профессиональными и т.д.);

- правовую культуру личности.

Одним из основных элементов проявления политико-правовой культуры является реализация конституционно-правовых норм.

Конституционно-правовые нормы - это стандарты желаемого и должного поведения. Статья 1 Конституции Республики Башкортостан закрепляет высшую юридическую силу конституционных норм: «Респуб­лика Башкортостан обладает высшей властью на своей территории, са­мостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику, принимает Конституцию Республики Башкортостан и республиканские законы, имеющие верховенство на всей ее территории».

В Конституции Республики Башкортостан права и свободы чело­века можно условно разделить на три большие взаимосвязанные между собой группы;

1)личные права и свободы; 2)политические; 3)экономические, культурные и социальные права и свободы.

Таким образом, политико-правовая культура - это, во-первых, пра­вовые знания, убеждения, принципы; во-вторых, - это способ дея­тельности людей, непосредственно работающих в правовом институте государства; в-третьих, " реализация конституционно-правовых норм в процессе жизнедеятельности.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, чтополитико-правовая культура отражает уровень развития общества в типах, формах, способах правовой • деятельности, связанной с правоисполнительной деятельно­стью, направленной на совершенствование правовой системы. Главным в определении понятия «политико-правовая культура» является способ правовой деятельности. Однакомы не отождествляем политико-правовую культуру каксо сферойправа, таки со сферой культуры, по­тому что она - лишьэлемент политико-правовых отношений, показатель реализации сущностных сил личности в сфере жизнедеятельности, мера овладения политико-правовой реальностью.