logo search
ГП для ОРсМ-лекц

4. Авторские правомочия

Эти правомочия можно разделить на личные неимущественные, т.е. не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности автора, и правомочия имущественного характера, которые включают правомочия по использованию произведения.

Важнейшим среди этих прав является право авторства, которое по существу определяет все остальные авторские правомочия. Для него характерны исключительность и абсолютный характер, поскольку именно право авторства дает возможность создателю произведения считать себя автором данного произведения, требовать признания в этом качестве со стороны других лиц, а также использовать предусмотренные Законом способы для охраны этого права в случае присвоения его другими лицами (плагиата). Простое неупоминание имени автора, в частности, при цитировании не является присвоением авторства.

Право авторства носит исключительный и абсолютный характер. Исключительность права авторства означает, что никто другой, кроме самого автора, не может быть носителем этого права на тот же объект. Абсолютный характер права авторства вытекает из предоставляемой автору возможности требовать от всех третьих лиц признания и уважения того факта, что он является создателем соответствующего произведения. Как и любое другое нематериальное благо, право авторства является неотчуждаемым и непередаваемым иным способом.

Споры об авторстве нередко длятся десятилетиями и встречаются в истории мирового и отечественного искусства, литературы и науки.

Право на имя (его следует отличать от права авторства) состоит в том, что автор может опубликовать произведение под собственным именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени (анонимно). При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случаев, когда псевдоним автора не оставляет сомнений в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве уполномочен защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Имя включает указание фамилии, имени и отчества автора либо его фамилии и инициалов. В ряде случаев произведение выпускается в свет с подписью (парафом) автора. Параф не является псевдонимом, поскольку не ставит своей целью скрыть имя автора. Однако его нельзя считать и именем, поскольку из парафа не всегда можно узнать точное имя автора. В ряде случаев указывается только имя юридического лица, выпустившего в свет произведение, что совершенно неправомерно.

ГК РФ, как и ЗоАП, не устанавливает каких-либо ограничений при выборе псевдонима - в качестве псевдонима может быть использовано любое имя. Однако ограничения этого права очевидны и обусловлены самим смыслом гражданского законодательства. Так, вряд ли правомерным будет использование в качестве псевдонима имени, которое совпадает с именем известного человека и тем самым вводит публику в заблуждение относительно авторства данного произведения (например, использование псевдонима В.В. Путин или А.Б. Пугачева). Разумеется, выбор такого псевдонима будет нарушать права и интересы других лиц и может рассматриваться как злоупотребление правом. В общем виде запрет ненадлежащего осуществления гражданских прав, включая и злоупотребление правом, установлен ст. 10 ГК РФ.

Произведение может быть использовано и без обозначения имени автора (анонимно), что представляет собой третий способ реализации права автора на имя.

Действующее законодательство предусматривает право на защиту репутации. Это право дает возможность воспрепятствовать любому искажению произведения, которое могло нанести ущерб чести и достоинству автора. Сами критерии являются достаточно размытыми. Однако на практике предполагается прежде всего, что никто кроме автора не имеет права вносить изменения и дополнения в произведение, снабжать его иллюстрациями, примечаниями, послесловием и предисловием.

Право на обнародование (выпуск в свет неопубликованного произведения) состоит в том, что только автор принимает решение о доведении произведения до всеобщего сведения. С помощью этого права произведение вводится в экономический оборот. Кроме того, обнародование влечет определенные юридические последствия, которые состоят в том, что в случаях, указанных в Законе, произведение, созданное автором, может быть использовано без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения. Право обнародования можно реализовать только раз. После этого произведение переходит в другой правовой режим.

Автор имеет право на отзыв, суть которого состоит в том, что создатель произведения, выпустивший его в свет и изменивший по каким-либо причинам свое мировоззрение, вправе за свой счет изъять экземпляры произведения из обращения при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду.

Особым личным неимущественным правом является право доступа к произведению изобразительного искусства. Речь идет об авторах произведений изобразительного искусства, которые не являются собственниками оригиналов этих произведений. Такие авторы вправе требовать, чтобы их допустили к оригиналам своих произведений для снятия копий. Прекращается это право в момент смерти автора. Следует отметить, что снятие самим автором копий с созданного им оригинала является достаточно распространенным. В качестве примера можно привести картину Айвазовского "Девятый вал". Как известно, сам автор создал несколько копий этой картины.

Исключительное право на произведение означает прежде всего исключительное право на использование произведения (началом использования считается выпуск произведения в свет). Конкретные виды использования произведения включают воспроизведение произведения (повторное придание произведению объективной формы, хотя бы и не совпадающей с первоначальной, в том числе издание и переиздание, тиражирование звукозаписей и видеозаписей); распространение произведения путем продажи или иного отчуждения экземпляров, представляющих собой материальный носитель произведения, в том числе импорт экземпляров произведения; публичный показ (выставление, экспонирование и т.п.) произведения; запись произведения при помощи технических средств; трансляция или ретрансляция произведения либо его записи по радио или телевидению, в том числе по кабелю или через спутник; перевод произведения; переработка произведения; практическая реализация градостроительного, архитектурного, дизайнерского проекта; помещение произведения в телекоммуникационную сеть и (или) базу данных.

Под публичным исполнением понимается такое воспроизведение музыкального или драматического произведения, когда образы его воплощаются в звуки или определенные телодвижения. Восприятие такого воспроизведения является непосредственным и осуществляется неопределенным кругом лиц (зрителей).

Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств в месте, открытом для свободного посещения (например, картинная галерея), или в месте, где присутствует неопределенный круг лиц. Таким образом, публично показываются прежде всего произведения изобразительного искусства, а также аудиовизуальные произведения.