logo search
Васильев КонстПраво_бака_01 04

11.2. Система и виды органов государства

С

овокупность всех государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему государственных органов Российской Федерации.

Сложность системы государственных органов в Российской Федерации обусловлена многими факторами: необходимостью реализации многообразных функций государственной власти; принципом разделения властей, требующим выделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; необходимостью координации и взаимодействия властей со стороны Президента Российской Федерации, что позволяет говорить о выделении особой, президентской ветви власти; федеративным государственным устройством России, обусловливающим создание самостоятельных органов государственной властив субъектах Российской Федерации, их разнообразие снациональными и региональными особенностями, как в названиях соответствующих органов, так и в их организационной структуре.

Можно выделить два основных классификационных признака государственных органов: функциональный и уровневый.

По функциональному признаку, обусловленному принципом разделения властей, выделяются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, необходимо отметить особую роль Президента Российской Федерации, который не входит ни в одну из ветвей власти, обладает специфическими полномочиями, установленными Конституцией и позволяющими ему как главе государства оказывать влияние на все ветви власти. Не относятся ни к одной ветви власти также органы прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов, и ряддругих государственных органов с особым статусом.

По уровню органа власти, обусловленному федеративным устройством, выделяются органы власти федеральные и субъектов Российской Федерации. Их взаимодействие обеспечивается на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между ними.

Итак, государственную власть в Российской Федерации в соответствии с Конституцией осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, система органов власти устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации власти в Российской Федерации. Теперь последовательно рассмотрим государственные органы различных ветвей власти — как федеральные, так и региональные в субъектах Российской Федерации.

1. Органы законодательной власти. Они формируются на основе свободных выборов, через них народ осуществляет свою власть. Эти органы обладают исключительным правом издавать законы, действуют на коллегиальной основе, решения принимают большинством голосов, независимы, среди них нет иерархической подчиненности.

Н

а федеральном уровне — это Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В субъектах Федерации законодательные органы различны по структуре и по названиям, но сущность их едина — они призваны осуществлять законодательное регулирование общественных отношений на территории каждого субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции.

2

. Органы исполнительной власти. Главной их функцией является исполнение законов в процессе управления страной, субъектом Российской Федерации. Высшим органом исполнительной власти является Правительство Российской Федерации, которое формируется Президентом Российской Федерации с участием Государственной Думы, а исполнительные органы в субъектах Российской Федерации формируются высшими должностными лицами с участием органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.

К

роме того, сформирована трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти, включающаяфедеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства. Министерства осуществляют функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Службы осуществляют функции по контролю и надзору, а агентства — по оказанию государственных услуг.

Федеральные органы исполнительной власти, в свою очередь, могут создавать свои территориальные органы, которые не подчиняются органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — администрации, правительства субъектов Федерации — также имеют свою разветвленную систему: министерства, департаменты, управления, комитеты, отделы.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации подчинены федеральным только по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации создается единая система исполнительной власти в Российской Федерации с подчиненностью снизу доверху, включающая как федеральные органы, так и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В

целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений была произведена реорганизация института полномочных представителей Президента Российской Федерации. Ранее они находились в каждом субъекте Федерации, а в 2000 г. было создано семь федеральных округов (теперь — восемь),1в которыхполномочные представители Президента Российской Федерации формируют весьма разветвленную систему органов для координации деятельности федеральных органов власти на местах и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными объединениями.

3

. Органы судебной власти
. Они осуществляют государственную власть специфическими методами — посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Судебная система устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 27 декабря 2009 г.) «О судебной системе Российской Федерации» (Рос. газ. от 6 января 1997 г.) и включает в себя: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, подведомственные им федеральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации.

В 2013 году принято решение о ликвидации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

и присоединении его к Верховному Суду с сохранением иных арбитражных судов.

К

роме того, создаются федеральные органы государственной власти с особым статусом, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти. По своему статусу они независимы и самостоятельны. К их числу относятся:

Прокуратура Российской Федерации— единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, подчиненная Генеральному прокурору Российской Федерации;

Следственный комитет Российской Федерации — является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Р

уководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент Российской Федерации. Однако этот же закон оставляет за Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами право осуществлять надзор за исполнением законов Следственным комитетом.

Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий денежную эмиссию, обеспечивает защиту рубля и его устойчивость, не подчиняется Правительству Российской Федерации, подотчетен Государственной Думе;

Счетная палата Российской Федерации— государственный орган, формируемый палатами Федерального Собрания на паритетных началах (по шесть аудиторов) для контроля за исполнением федерального бюджета и других финансовых законов;

Центральная избирательная комиссия, действующая на постоянной основе и осуществляющая руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, а также по проведению референдума;

Уполномоченный по правам человека, назначаемый Государственной Думой и призванный обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации также могут создаваться органы государственной власти с особым статусом.

Некоторые авторы относят все эти государственные органы к числу органов исполнительной власти.

(

О деятельности органов государственной власти с особым статусом смотри соответствующие федеральные законы).

*

* *

Федеративное государство — это конституционный или договорный союз нескольких государств или государственных образований, имеющих определенную самостоятельность, основанный на разграничении властных полномочий. Каждый субъект Федерации имеет свою конституцию или устав и свое законодательство, признавая при этом высшую юридическую силу федеральной конституции и федеральных законов. При этом Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в своих постановлениях подчеркивал, что субъекты Федерации не имеют государственного суверенитета.