Задачи к практическим занятиям
(задачи приведены в редакции авторов писем и корректуре не подвергались)
Задача 1.
Г. обратился в суд с иском к ЗАО «ОРТ» о взыскании денежной компенсации за нарушение авторский прав. Он сослался на то, что 12 января 2009 г. в программе «ОРТ» «Королева красоты», посвященной песенному творчеству А. Бабаджаняна, прозвучали песни «Королева красоты» и «Солнцем опьяненный» без указания его имени (в дикторском тексте, в титрах передачи, «бегущей строкой») как автора текстов переданных в эфир песен. Программа в том же виде была повторно передана в эфир «ОРТ» 14 января 2009 г. отсутствие в программе ссылки на имя автора, по мнению истца, привело к нарушению его личного неимущественного права, предусмотренного авторским законодательством.
Между РАО и ЗАО «ОРТ» заключено лицензионное соглашение, в соответствие с которым РАО передает ОРТ разрешение на сообщение обнародованных произведений, относящихся к репертуару РАО, для всеобщего сведения путем их телевизионной передачи в эфир.
Останкинский районный суд г. Москвы 24 ноября 2009 г. в иске Г. отказал.
Проанализируйте ситуацию. Вынесете свое решение и обоснуйте его.
Задача 2.
Иванов И.И обратился в суд с заявлением об отмене регистрации Петрова П.П. в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы в связи с допущенными нарушениями п.1 ст. 64 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы …», а именно нарушением законодательства об интеллектуальной собственности.
В обосновании заявления указал на то, что 28 октября 2008 г. в типографии по заказу Петрова П.П. был изготовлен агитационный материал «Право на милосердие». В качестве иллюстрации к этой статье помещено изображение первой страницы его, Иванова И.И., агитационного печатного материала. Оригинал-макет листовки является произведением, авторские права на которое принадлежат ему, и является его интеллектуальной собственностью. Разрешения Петров П.П. у Иванова И.И. не получал.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 27 ноября 2008 г. в удовлетворении заявленного Ивановым И.И. требования было отказано.
Проанализируйте ситуацию. Вынесете свое решение и обоснуйте его.
Задача 3.
ЗАО «Институт экспериментального проектирования» обратилось в суд с иском к строительной компании о признании за ним исключительных прав на архитектурный проект, а также права на осуществление авторского надзора за строительством архитектурного объекта и запрещение ответчику использовать техническую документацию, разработанную другой организацией, для реализации проекта.
При разрешении спора судом установлено, что институт в соответствии с договором, заключенный со строительной компанией (заказчиком), создал архитектурный проект шумозащитного жилого дома. Авторами проекта являются работающие в институте архитекторы, трудовые договоры которых не предусматривали закрепления за ними исключительных прав на создаваемые произведения архитектуры.
Согласно условиям договора институтом была разработана документация для строительства первой очереди объекта. Данные материалы были переданы строительной компании, приняты и оплачены ею.
Документацию, подготовленную по договоренности для других этапов строительства, строительная компания не приняла со ссылкой на отсутствие надлежащего финансирования. Однако затем, не расторгая договора с институтом, без его согласия заказала изготовление документации другой проектной организации за меньшую цену и приступила к строительству объекта.
Суд первой инстанции отказал в иске, сославшись на то, что истец, являясь обладателем исключительных прав на архитектурный проект, не доказал их оспаривания или нарушения ответчиком.
Проанализируйте ситуацию. Вынесете свое решение и обоснуйте его.
Задача 4.
Представьте, что вы являетесь гражданином одной из стран, подписавших Бернскую конвенцию, и вы создаете литературное произведение. Какие шаги вы должны предпринять для получения авторского права на ваше произведение?
Задача 5.
Что охватывает договор «ДАП»? Какая организация осуществляет функции менеджера этого договора?
Задача 6.
Для строительства загородного дома Вы заказали проект ЗАО «Строитель». По этому проекту был возведен ваш дом. Архитектура дома очень понравилась соседу по улице, и он возвел точно такой же без вашего разрешения.
Имеет ли место здесь момент нарушения авторского права? Обоснуйте свой ответ.
Задача 7.
Перечислите международные договора и конвенции по авторскому праву.
Задача 8.
Владелец сайта не успел вовремя продлить срок регистрации домена. Его перекупили и теперь используют как каталог ссылок. Но на главной странице по-прежнему фотография и имя владельца, логотип его организации и статьи, написанные им и его коллегами. Сайт продолжает работать сейчас и влияет на репутацию человека. Посоветуйте, пожалуйста, есть ли способы вернуть сайт владельцу?
Задача 9.
Является ли перевод книги на иностранный язык нарушением авторских прав? Нужно ли разрешение автора на перевод его книги на иностранный язык?
Задача 10.
Я художник, по просьбе своей приятельницы вытатуировал у нее на спине свою картину. Через некоторое время я обнаружил в журнале статью, повествующую о конкурсе "Татуированная роза", в котором моя приятельница заняла призовое место. Статья сопровождалась фотографиями победителей конкурса, в том числе и фотографией спины с татуировкой моей знакомой, причем о том, что татуировка на ней выполнена мной, не было сказано ни слова. Я, задетый этим, обратился с претензиями к редакции журнала и к знакомой, считая, что совершено посягательство на мою интеллектуальную собственность. Удивленная девушка возразила, что обладает правом собственности на свое тело и может делать с ним все, что хочет. Кто из нас прав в данной ситуации?
Задача 11.
Я ставлю спектакль по рассказу автора, сделанный по своей инсценировке. Спектакль студенческий (т.к. учусь на Театрально-режиссерском факультете) 4 курс. Эта моя преддипломная работа. Ставлю исключительно в учебных целях. Но для спектакля снял сцену. Могу ли я играть спектакль с указанием имени автора, но без его согласия, с учетом данных факторов?
Задача 12.
Я хочу заняться записью аудиокниг, какие юридические документы мне для этого необходимы, и необходимо ли мне для этого становиться юридическим лицом?
Задача 13.
Я написал песню и спродюсировал трек для артиста. Хочу ему передать права на использование песни в любом виде, возможность переделывать песню и т.д. При этом я хочу сохранить за собой право на передачу песни любому артисту и т.д. Какой вид имущественных прав мне передавать артисту?
Задача 14.
Мой друг сделал пародию на известную песню (сыграл часть мелодии на подручных предметах), я на основе этой пародии создала видеоролик. Нарушаем ли мы чьи-либо права, создав такое произведение и выложив его в интернет? Применима ли к данной ситуации концепция "добросовестного использования"?
Задача 15.
Мне 20 лет, я недавно работала на сеть баров, мой друг предложил мне работу как бы, через свою знакомую. Она искала срочно второго фотографа. Потому что нужно было сфотографировать много баров за одну ночь, и их фотограф один просто не мог это все успеть. Я созвонилась с ней, она объяснила мне суть работы: за ночь я должна была объехать 5 баров, потом до утра обработать все фотографии и выслать их. Мы устно договорились о 5.000 руб. Она послала эту сумму как заявку в бар, там согласились, мы как бы договорились, по телефону все. Я сделала свою работу, и отослала им утром чуть более 100 фотографий. В итоге фотографии сейчас размещены на официальном сайте этих баров. А зарплату я так и не получила. Не раз звонила этой тете, списывались с ней "в контакте" и она все говорит, что у них там что то не то и по-моему вообще мне платить не собираются! А ведь у них не 10, не 20, а 100 моих фотографий! Это нарушение моих авторских прав! Я ведь могу доказать что они мои, потому что у меня есть и сырые образцы так сказать, и обработанные, и что по почте я им все высылала. Скажите, пожалуйста, если я обращусь в суд, сколько я могу требовать денег от этого бара!?
Задача 16.
Спрашивает Желудова Ксения (30 апреля 2010 г.): Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, является ли нарушением авторских прав использование сюжета (спектакля или фильма), возможно в видоизмененном состоянии? К примеру, для создания спектакля в качестве основы берется сюжет фильма. Ни сценарий, ни режиссура при этом никоим образом не используются.
Задача 17.
Спрашивает Арефа Елена (29 апреля 2010 г.): Здравствуйте. После смерти писательницы еще не прошло 70 лет, подскажите, пожалуйста, допускается ли свободное воспроизведение в личных целях без извлечения прибыли части ее произведения в интернете, в моем случае в "Живом Журнале"? Если да, то, в каком объеме (в романе около 600 страниц)? Извините, забыла добавить, что книга редкая, в библиотеках РФ ее найти не удалось, в России последний раз переиздавалась в 1915 году.
Задача 18.
Спрашивает Болотников Александр (27 апреля 2010 г.): Правильно и я понял, что моментом возникновения авторского права на содержание сайта и предоставляемых на нем сервисов является момент регистрации сайта и(или) начала его работы и при этом регистрация с получением официальных регистрационных документов желательна, но не обязательна? Если это так, то распространяется ли эта норма и для других стран? Вопрос для нас актуален в связи с тем, что мы работаем над созданием сайта, сервисы которого могут быть востребованы не только в России и конечно есть желание максимально защитить свои авторские права.
Задача 19.
Спрашивает Ефимова Анна (26 апреля 2010 г.): Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, вот в каком вопросе. Допустим, я собираюсь организовать картинную галерею, состоящую из работ местных художников с дальнейшей перепродажей этих картин. Как правильно это сделать, дабы избежать претензий о нарушении их авторских прав и возможно ли такое?
Задача 20.
Спрашивает Короткова Ирина (25 апреля 2010 г.): Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, необходима ли регистрация авторских прав в РФ на литературное произведение, авт. права на которое уже зарегистрированы в Молдавии?
Задача 21.
Спрашивает Балак Светлана (22 апреля 2010 г.): Добрый день, я заместитель директора по информатизации в Российской государственной библиотеке. Столкнулись с вопросом: закон об Авторских правах распространяется на сборники, выпущенные Государственной думой? Например, сборник: Депутаты фракции КПРФ на защите интересов России. У издания есть составитель Арефьев. Если распространяется закон, то кто имеет авторские права Дума или Арефьев? Заранее спасибо за ответ. Светлана.
Задача 22.
Спрашивает Ilizarov Aden (19 апреля 2010 г.): Является ли нарушением авторских прав, если я размещу у себя на Сервере в сети в свободном доступе для скачивания пользователей фильмы, музыку в сжатом формате (т.е. изменив формат оригинала), а главное напишу, что материал представлен в рекламных целях только для ознакомления?
Задача 23.
Спрашивает Иванов Иван (18 апреля 2010 г.): Здравствуйте. Я хочу перевести с английского книгу по популярной/народной/медицине. Книга уже готова на 90%.Издавать думаю на свои средства. Так как подобной практики раньше у меня не было, не знаю, каким образом решить проблему авторских прав. Написать автору? Написать американскому издателю? А если попросят непомерную для меня плату? Слышал, что, например, в Белоруссии на эти вопросы смотрят без особых предубеждений, и можно отпечатать тираж там, а затем привезти в Москву и продавать здесь. Так ли это?
Задача 24.
Спрашивает Перевалова Любовь (18 апреля 2010 г.): Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как урегулировать вопрос с авторскими правами при воспроизведении песен в эфире радиостанции? Следует ли договариваться с каждым исполнителем? Существуют ли стандарты для отчислений, если такие бывают?
Задача 25.
Спрашивает Новоспасский Александр (15 апреля 2010 г.): Здравствуйте! Возможна ли регистрация авторства на новый вид спорта? Или его название? Если да, то целесообразно ли заниматься оформлением права с целью извлечения коммерческой выгоды?
Задача 26.
Спрашивает Андрей Жуковский (31 марта 2010 г.): Здравствуйте! Я дома занимаюсь творческой деятельностью - создаю программы (игры). Зарубежная компания, не резидент, распространяет нематериальные копии моих программ на своем сайте, и ежемесячно выплачивает мне авторские гонорары (роялти). Обязан ли я регистрировать данную деятельность в качестве ИП, или мне достаточно декларировать эти доходы и выплачивать 13% налогов, как обычному физическому лицу?
Задача 27.
Спрашивает Белобородова Галина (28 марта 2010 г.): Здравствуйте! Пробую себя на поприще журналистики, печатные издания публикуют мои статьи, но оплачивать не очень-то хотят. "Комсомольская правда" оплатила гонорар, только после моего письменного требования. Журнал "Личный бюджет" откупился стопкой издаваемых журналов. Имею ли я 100% право на получение гонорара за мои опубликованные работы? Оплачиваются ли опубликованные письма читателей? Спасибо.
Задача 28.
Спрашивает Селиванова Светлана (28 марта 2010 г.): Без разрешения правообладателя литературное произведение было переведено с иностранного языка на русский и проиллюстрировано, причем иллюстрированный перевод был отпечатан в единственном экземпляре для личных нужд заказчика. Нарушили ли законодательство об авторских правах переводчик и иллюстратор указанного произведения, если за свои действия они получили гонорар от пользователя проиллюстрированного перевода?
Задача 29.
Спрашивает Мiroshnikova Мarina (26 марта 2010 г.): Здравствуйте! 2,5 года назад записала песню на студии. Слова мои, музыку написал другой человек, но подарил мне ее (никакие бумаги не подписывали). Я зарегистрировала эту песню на сайте narod.ru полностью на себя (с датой создания), а 5 месяцев назад сняла клип на нее, он выложен на сайте youtube 4,5 месяца назад, неделю назад позвонил этот человек, который написал музыку и хочет, чтобы я теперь заплатила ему деньги за эту музыку, если я откажусь и он продаст ее другому лицу могу ли я быть спокойна что закон на моей стороне и выложенного аудиоматериала с датой в интернете и видеоклипа достаточно будет для доказательства если вдруг дело дойдет до суда?
Задача 30.
Спрашивает Рохлин Михаил(22 марта 2010 г.): Хотел уточнить: Можно ли и в каком объеме цитировать чужое произведение в издаваемом мной пособии (в целях анализа оного)? В ст. 1274 пар.1-1 не упомянуты "учебные цели", а в пар.1-2 упомянуты, но речь идет о "иллюстрации"... Не очень понятно как это применимо к тексту?
Задача 31.
Спрашивает Arriazu Eugenio(10 апреля 2010 г.): Я иностранный издатель. Нужно мне приобретать авторское право Ю. Тынянова, который умер 1944 г., если я хочу издавать перевод книги его? Вообще, нужно ли приобретать авторские права произведений опубликованных прежде Бернского договора, чтобы издавать переводы их?
Задача 32.
За несколько месяцев до смерти, отец передал свои песни по лицензионному договору простая (неисключительная) лицензия, но авторские права сохранились за ним... Так как я считаюсь наследником, и авторское право перешло ко мне, могу ли я предотвратить переспевание его песен?
Задача 33.
Прокомментируйте, пожалуйста, следующую ситуацию. Литературные произведения автора были опубликованы в коллективном сборнике. Впоследствии представитель одного журнала выразил желание опубликовать часть этих произведений в своем журнале, на что автор ответил отказом. Тем не менее, произведения все равно были опубликованы. Часть произведений была опубликована в искаженном виде (нарушено деление стихотворения на строки). Имело ли место нарушение авторских прав в данном случае? Как следует поступить, какие претензии предъявить журналу?
Задача 34.
Скажите, являются ли фундаментальные открытия в теоретической физике интеллектуальной собственностью и можно ли их продать?
Задача 35.
Хотим использовать в рекламе символику, в прошлом государственную: серп и молот. Можем ли мы их беспрепятственно использовать или с какими-то ограничениями?
Задача 36.
25.11.2010
Красноярская студия «Город» обвинила волгоградское управление ФСБ в нарушении авторских прав. По словам генпродюсера «Города» Павла Стаброва, приславшего в «Ленту.Ру» письмо, серия мультфильмов для детей, авторство которых приписывалось сотрудникам спецслужбы, на самом деле была создана его студией.
О создании волгоградским ФСБ серии мультфильмов было объявлено двумя днями ранее, 23 ноября. В них на примере главного героя, «маленького мальчика», рассказывается о том, как следует себя вести в экстренных ситуациях, при обнаружении бесхозных предметов и в других случаях. Предполагалось, что ролики будут демонстрироваться на местном телевидении, а также на расположенных в общественных местах экранах.
В беседе с «Коммерсантом» Стабров рассказал, что на самом деле мультфильмы были созданы еще в 2005 году для показа в Красноярском крае. Заказ на ролики оформила местная администрация. При этом, подчеркнул он, в мультфильмах были указаны их авторы. Именно эта информация, добавил глава студии, и была изменена в волгоградском варианте.
Назовите вид права, объект права, субъект права. Кто является правообладателем на данный объект права? Как это доказать?
В соответствии с рабочим учебным планом по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (МГЭИ, 2011 г.) в качестве формы промежуточного контроля является зачет. Зачет проводится в форме тестирования или традиционной форме.
В соответствии с Положение «О кредитно-рейтинговой системе оценки знаний, умений и навыков студентов» зачет может быть проведен по результатам работы студента в период теоретического обучения.
- Московский гуманитарно-экономический институт
- Оглавление
- Рабочая программа учебной дисциплины
- Цели и задачи дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Содержание дисциплины
- Содержание разделов дисциплины
- Тема 1. Понятие права интеллектуальной собственности
- Тема 2. Понятие авторского права. Субъекты и объекты авторского права
- Тема 3. Субъективные авторские права. Авторский договор
- Тема 4. Права, смежные с авторскими. Защита авторских и смежных прав
- Тема 5. Понятие патентного права. Субъекты и объекты патентного права
- Тема 6. Права авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Защита прав авторов и патентообладателей
- Тема 7. Общая характеристика нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Правовая охрана селекционных достижений. Право на топологии интегральных микросхем
- Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
- Разделы дисциплин и виды занятий
- 6. Планы практических занятий Занятие №1. «Понятие авторского права»
- Занятие №2. «Объекты авторского права»
- Занятие №3. «Субъекты авторского права»
- Занятие №4. «Авторские права»
- Занятие №5. «Авторский договор»
- Занятие №6. «Понятие, объекты и субъекты смежных прав»
- Занятие №7. «Защита авторских и смежных прав»
- Занятие №8. «Понятие и правовое регулирование промышленной собственности»
- Занятие №9. «Субъекты патентного права»
- Занятие №10. «Объекты патентного права»
- Занятие №11. «Изобретение. Промышленные образцы и полезные модели»
- Занятие №12. «Права авторов изобретений, промышленных образцов и полезных моделей»
- Занятие №13. «Оформление патентных прав»
- Занятие №14. «Распоряжение исключительным правом на изобретение, полезную модель и промышленный образец»
- Занятие №15. «Защита патентных прав»
- Занятие №16. «Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности. Селекционные достижения»
- Занятие №17. «Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности. Топология интегральных микросхем»
- Занятие №18 «Право на средства индивидуализации юридических лиц, работ, товаров и услуг»
- Занятие №19 «Секреты производства. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии»
- Тематика курсовых работ
- Рекомендуемая литература
- 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Алгоритм самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Право интеллектуальной собственности»
- Карта обеспеченности литературой
- Фонды оценочных средств
- Матрица оценочных средств
- Типы контроля
- Задачи к практическим занятиям
- Пример тестов по смежному праву
- Вопросы к зачету
- Формы контроля
- Инновационные оценочные средства
- Примерные темы деловых игр
- Примеры проектной деятельности