Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
В.В.Гайдук,
аспирант Российской академии государственной службы и управления приПрезиденте Российской Федерации
Сегодня в Республике Башкортостан происходят глубокие преобразования в области государственного строительства, в сфере экономики и финансов. Конституция Республики Башкортостан 1993 года провозгласила преобразование Башкортостана в суверенное демократическое правовое государство в составе Российской Федерации.
В. этих условиях большую значимость приобретает решение широкого спектра задач, обусловленных политическими и экономическими взаимоотношениями между органами государственной власти. В Послании Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан 1998 года «О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития» указано, что одной из существенных форм взаимодействия должны стать законодательные инициативы Государственного Собрания, Кабинета Министров, Верховного суда Республики Башкортостан. Мы обязаны активнее предлагать Федеральному Собранию Российской Федерации законопроекты, направленные на развитие и укрепление конституционных принципов российского федерализма, основанных на договорном разграничении полномочий между Центром и регионами.
Одна из таких задач - формирование межбюджетных отношений, отвечающих нынешним процессам децентрализации власти. От ее решения зависит дальнейшее развитие российской государственности, укрепление территориальной целостности страны и преодоление политического кризиса.
Решение этойзадачи предполагает обоснованное распределение властных полномочий и источников дохода для финансирования расходов по осуществлению этих полномочий между уровнями государства.
До 1991 года в бывшем Союзе ССР существовал единый государственный бюджет, в состав которого входили союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республик и местные бюджеты. При этом каждый вышестоящий бюджет включал в себя нижестоящий- Бюджетная система того времени отличалась высокой степенью централизации финансовых средств на уровне союзного бюджета и бюджета союзных респуб-
лик, Такая ситуация в межбюджетных отношениях с вышестоящими бюджетами не позволяла республике эффективно развивать экономику и социальную сферу.
Необходимость в пересмотре межбюджетных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан возникла с провозглашением 11 октября 1990 года Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан и подписанием 31 марта 1992 года Федеративного договора и Приложения к нему от Республики Башкортостан, где для республики был установлен специальный бюджетный режим. В Приложении, в частности, содержится пункт о предоставлении «специального налогового режима» (пункт 3), который ранее был закреплен в Законе от 31 октября 1991 года «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Башкортостан», Необходимо отметить, что основные принципы межбюджетных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан, сформулированные в статье 7 Закона, в дальнейшем получили регламентацию а статьях 71, 149, 152, 153 и 154 Конституции Республики Башкортостан.
Началом нового этапа развития межбюджетных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан стало подписание 3 августа 1994 года Договора Российской Федерацией и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан», который также предусмотрел регулирование межбюджетных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Межправительственное Соглашение о бюджетных взаимоотношениях в рамках этого Договора предусматривает более четкий порядок участия Республики Башкортостан в формировании федерального бюджета. С 1994 года такие соглашения между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан заключаются ежегодно, в которых на конкретный финансовый год устанавливаются размеры взносов Республики Башкортостан в федеральный бюджет,
По Договору от 3 августа 1994 года к совместному ведению отнесены вопросы установления общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (пункт 3 статьи 4); к ведению Республики Башкортостан отнесено определение общих принципов налогообложения и сборов в бюджет Республики Башкортостан. Таким образом, был конкретизирован порядок реализации статьи 152 Конституции Республики Башкортостан и пункта 3 Приложения к Федеративному договору от Республики Башкортостан.
Характер межбюджетных отношений обусловлен главным образом федерализацией властных отношений органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Результатом этого стали существенные изменения в отношениях между бюджетами Российской Федерации и Республики Башкортостан, которые складываются в интересах обоих бюджетов, хотя их развитие проходит по сложному пути.
Сложившиеся на сегодняшний день взаимоотношения позволяют Республике Башкортостан осуществлять самостоятельную бюджетную политику, обеспечиваяфинансовыми ресурсами социально-экономическое и культурно-духовное развитие республики.
Будущее в России - за федерализмом. Именно федерализм как гибкая и действенная форма устройства и разделения государственной власти позволяет, с одной стороны, сохранять "уверенность, централизм, единство и неделимость государственной власти, с другой, - учитывать в единстве многообразие и специфику отдельных регионов столь многогранной по их разнообразию и обширной по территории России.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
В-А.Нчелинцев,
зам. Председателя Законодательной палаты Государственного Собрания. РеспубликиБашкортостан
Развитие местного самоуправления в Республике Башкортостан на базе принципов, заложенных в Конституции Республики Башкортостан 1993 года и развитых в Законе Республики Башкортостан от 1994 года «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», в основном прошло свой первый этап, этап выбора модели местного самоуправления, внедрения в мышление людей необходимости его существования.
Целенаправленные и настойчивые усилия сторонников самоуправления и демократических начал на местах, в Государственном Собрании, всесторонняя поддержка и последовательная политика со стороны Президента Республики Башкортостан привели к тому, что процесс формирования полноценных органов местного самоуправления начал уверенно набирать силу. Этот процесс стал необратимым конституционным явлением на территории республики.
В самой природе местного самоуправления справедливо реализуется главный и неотъемлемый признак демократического государства. Следуя положениям Конституции Республики Башкортостан о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, в республике идет интенсивное формирование институтов гражданского общества.
Республика Башкортостан будучи субъектом Российской Федерации одна из первых конституционно и законодательно определила свое место в становлении местного самоуправления. Прошло более четырех лет с того времени, когда развивая конституционные положения, Верховный Совет принял базовый нормативный правовой акт в области муниципального права - Закон Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан». Оглядываясь назад и оценивая роль, значимость этого Закона в становлении местного самоуправления на нашей территории, можно отметить его положительные начала.
Закон не решил, да и не мог решить все вопросы урегулирования правоотношений в области организации в республике местного само-
управления. Однако на этом отрезкевремени он сталправовым регулятором в созданиисамоуправляющегося местного сообщества,
Наш путь построения местного самоуправления пытались неоднократно подвергнуть критике, а избранную Конституцией республики модель поставить под сомнение. Но взятое направление выдержало, на мой взгляд, испытание временем и самой жизнью. Да, республика в строительстве местного самоуправления идет своим путем, несколько отличающимся от других субъектов.
В то же время, следуя хронике событий, надо отметить, что 28 августа 1995 года Государственная Дума приняла Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который по многим своим параметрам не соответствовал реальному положению в субъектах.
Во-первых, Закон не учитывал принятых к этому времени и действующих Конституций республик и уставов краев и областей Российской Федерации.
Во-вторых, по своей сути Закон мало учитывал требования статьи 72 Конституции Российской Федерации, где местное самоуправление является предметом совместного ведения и резкое форсирование его построения сверху без учета мнения на местах не могло быть принято и иметь соответствующий успех.
В-третьих, в Законепрактически не былобозначен механизм взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственнойвласти.
В-четвертых, на федеральном уровне не последовали иные законы, регулирующие более частные нормы в этой области.
Все это не могло не отразиться на выборе наших стратегических и тактических шагов в области построения местного самоуправления. Как известно, для законодателей республики было и остается первейшей задачей строго следовать в законотворческой деятельности требованиям своего Основного Закона.
В соответствии со статьями 108 и 111 Конституции Республики Башкортостан местное самоуправление на нашей территории как муниципальное образование базируется на уровне сельских поселений в границах сельских и поселковых Советов. Органам государственной власти было очень важно, чтобы местное самоуправление как власть было принято и поддержано снизу. Задача, которая стояла перед законодателями, особенно на первом этапе, заключалась в том, чтобы дать приближенную к реальности законодательную основу и изменить взгляды на местное самоуправление с тем, чтобы оно воспринималось не как элемент администра-
тивного, государственного управления, а как институт гражданского общества.
: 'Обстановкаскладывалась таким образом, что застремительностью происходящих изменений всоциально-экономической жизни уследить, тем более принять единственно правильное решение сверху в отношении малых населенных территорий стало делом затруднительным. Жители поселков, сел и деревень не всегда имели возможность выразить и реализовать свое непосредственное мнение об устройстве своей среды обитания, путях решения жизненно важных для них вопросов.Посредством огромной разъяснительной работы сельское население убедилось, что именно в муниципальных образованиях заложена возможность достижения столь нужного и стабилизирующего всюобщественную жизнь единства личности, общества и государства.
Потенциал местной инициативы, которым обладают муниципальные образования, огромен и сегодня эту истину, к счастью, доказывать уже не надо. Правовая обеспеченность, правовая защищенность местного самоуправления, инициатива местных жителей и властных структур на местном уровне - вот главные составляющие, давшие возможность законодателям продвинуть и укрепить законодательную базу местного самоуправления за последние годы.
В настоящее время в системе законодательства Республики Башкортостан имеется пакет законов, позволяющий реализовать в полной мере положение, предусмотренное статьей 8 Конституции Республики Башкортостан, о местном самоуправлении, среди них - законы Республики Башкортостан «О местном референдуме», «О сходах (собраниях) граждан в Республике Башкортостан», «О порядке регистрации устава сельсовета, поссовета». Особое место занимает Закон от 13 марта 1998 года «О местном самоуправлении» (редакция Закона 1994 года), который включает в себя 46 статей и существенно развивает ряд положений закона о местном самоуправлении (1994 года). Перед нами закон второго поколения по этой проблеме.
Так, в статье 3 заложены основные юридические понятия, используемые в законе, четко сформулированы базовые основы муниципального образования. Его составные включают территорию, муниципальную собственность и землю, местный бюджет и выборные органы. Закон подробно разграничивает полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления, раскрывает предметы владения собственностью муниципального образования.
Основным юридическим документом или малой конституцией сельсовета, поссовета признается устав. Устав, согласно статье 13 Закона, при-
нимается представительным органом местногосамоуправления либо непосредственно местным сообществом(путем референдума, схода) и подлежит государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Башкортостан.
Руководствуясь требованиями Закона от 13 марта 1998 года «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», практически все 979 сельсоветов и поссоветовпредставили в Министерство юстиции республики свои уставы для их регистрации. На основании уставов, Кодекса Республики Башкортостан о выборах и принятого решения Государственным Собранием в марте 1999 годав муниципальных образованиях впервые пройдут выборы глав администраций сельсоветов и поссоветов.
Таким образом, Конституция Республики Башкортостан в области местного самоуправления выдержала испытание временем. Республика, встав на путь самостоятельного развития, за истекшие пять лет в области демократических преобразований, становлении местного самоуправления проделала путь, равный десятилетиям.
В тоже время довольствоваться проделанным преждевременно. Длятого, чтобыместное самоуправление какединая система власти была боле эффективной в решении проблеммалых территорий и проживающих там людей, законодателям надо еще много поработать. Сегодня более активно посредством правовых норм предстоит решать полномочия органов местного самоуправления в области землепользования, правовых основ формирования финансовых ресурсов местного бюджета, определиться состатусом муниципального служащего и принять ряд других нормативных правовых актов.
С учетом происходящих процессов, на мойвзгляд, возникла необходимостьобразования в республике координирующего органа по проблемам местного самоуправления. Правомерно, чтобы этот орган осуществлял свои функциипод общим руководством Президента Республики Башкортостан. Следует разработать государственную программу поддержки местного самоуправления. Представляется, что эти и некоторые другие предложения будут способствовать реализации и претворению в жизнь конституционных положений о местном самоуправлении.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система