logo search
Конституционное право Бащкирии

Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан

В.В.Гайдук,

аспирант Российской академии государственной службы и управления приПрезиденте Российской Федерации

Сегодня в Республике Башкортостан происходят глубокие преобра­зования в области государственного строительства, в сфере экономики и финансов. Конституция Республики Башкортостан 1993 года провозгласи­ла преобразование Башкортостана в суверенное демократическое право­вое государство в составе Российской Федерации.

В. этих условиях большую значимость приобретает решение широ­кого спектра задач, обусловленных политическими и экономическими взаимоотношениями между органами государственной власти. В Посла­нии Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан 1998 года «О положении в республике и основ­ных направлениях ее дальнейшего развития» указано, что одной из суще­ственных форм взаимодействия должны стать законодательные инициати­вы Государственного Собрания, Кабинета Министров, Верховного суда Республики Башкортостан. Мы обязаны активнее предлагать Федерально­му Собранию Российской Федерации законопроекты, направленные на развитие и укрепление конституционных принципов российского федера­лизма, основанных на договорном разграничении полномочий между Цен­тром и регионами.

Одна из таких задач - формирование межбюджетных отношений, от­вечающих нынешним процессам децентрализации власти. От ее решения зависит дальнейшее развитие российской государственности, укрепление территориальной целостности страны и преодоление политического кри­зиса.

Решение этойзадачи предполагает обоснованное распределение властных полномочий и источников дохода для финансирования расходов по осуществлению этих полномочий между уровнями государства.

До 1991 года в бывшем Союзе ССР существовал единый государст­венный бюджет, в состав которого входили союзный бюджет, государст­венные бюджеты союзных республик и местные бюджеты. При этом каж­дый вышестоящий бюджет включал в себя нижестоящий- Бюджетная сис­тема того времени отличалась высокой степенью централизации финан­совых средств на уровне союзного бюджета и бюджета союзных респуб-

лик, Такая ситуация в межбюджетных отношениях с вышестоящими бюд­жетами не позволяла республике эффективно развивать экономику и соци­альную сферу.

Необходимость в пересмотре межбюджетных отношений Россий­ской Федерации и Республики Башкортостан возникла с провозглашением 11 октября 1990 года Декларации о государственном суверенитете Респуб­лики Башкортостан и подписанием 31 марта 1992 года Федеративного до­говора и Приложения к нему от Республики Башкортостан, где для рес­публики был установлен специальный бюджетный режим. В Приложении, в частности, содержится пункт о предоставлении «специального налого­вого режима» (пункт 3), который ранее был закреплен в Законе от 31 ок­тября 1991 года «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Рес­публике Башкортостан», Необходимо отметить, что основные принципы межбюджетных отношений Российской Федерации и Республики Башкор­тостан, сформулированные в статье 7 Закона, в дальнейшем получили рег­ламентацию а статьях 71, 149, 152, 153 и 154 Конституции Республики Башкортостан.

Началом нового этапа развития межбюджетных отношений Россий­ской Федерации и Республики Башкортостан стало подписание 3 августа 1994 года Договора Российской Федерацией и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полно­мочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан», который также предусмотрел регулирование межбюджетных отношений Россий­ской Федерации и Республики Башкортостан.

Межправительственное Соглашение о бюджетных взаимоотношени­ях в рамках этого Договора предусматривает более четкий порядок уча­стия Республики Башкортостан в формировании федерального бюджета. С 1994 года такие соглашения между Российской Федерацией и Республи­кой Башкортостан заключаются ежегодно, в которых на конкретный фи­нансовый год устанавливаются размеры взносов Республики Башкорто­стан в федеральный бюджет,

По Договору от 3 августа 1994 года к совместному ведению отнесе­ны вопросы установления общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (пункт 3 статьи 4); к ведению Республики Башкор­тостан отнесено определение общих принципов налогообложения и сбо­ров в бюджет Республики Башкортостан. Таким образом, был конкретизи­рован порядок реализации статьи 152 Конституции Республики Башкорто­стан и пункта 3 Приложения к Федеративному договору от Республики Башкортостан.

Характер межбюджетных отношений обусловлен главным образом федерализацией властных отношений органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Результатом этого стали существенные измене­ния в отношениях между бюджетами Российской Федерации и Республики Башкортостан, которые складываются в интересах обоих бюджетов, хотя их развитие проходит по сложному пути.

Сложившиеся на сегодняшний день взаимоотношения позволяют Республике Башкортостан осуществлять самостоятельную бюджетную политику, обеспечиваяфинансовыми ресурсами социально-экономическое и культурно-духовное развитие республики.

Будущее в России - за федерализмом. Именно федерализм как гиб­кая и действенная форма устройства и разделения государственной власти позволяет, с одной стороны, сохранять "уверенность, централизм, единст­во и неделимость государственной власти, с другой, - учитывать в един­стве многообразие и специфику отдельных регионов столь многогранной по их разнообразию и обширной по территории России.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

В-А.Нчелинцев,

зам. Председателя Законодательной палаты Государственного Собрания. РеспубликиБашкортостан

Развитие местного самоуправления в Республике Башкортостан на базе принципов, заложенных в Конституции Республики Башкортостан 1993 года и развитых в Законе Республики Башкортостан от 1994 года «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», в основном про­шло свой первый этап, этап выбора модели местного самоуправления, вне­дрения в мышление людей необходимости его существования.

Целенаправленные и настойчивые усилия сторонников самоуправ­ления и демократических начал на местах, в Государственном Собрании, всесторонняя поддержка и последовательная политика со стороны Прези­дента Республики Башкортостан привели к тому, что процесс формирова­ния полноценных органов местного самоуправления начал уверенно наби­рать силу. Этот процесс стал необратимым конституционным явлением на территории республики.

В самой природе местного самоуправления справедливо реализуется главный и неотъемлемый признак демократического государства. Следуя положениям Конституции Республики Башкортостан о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государ­ственной власти и органы местного самоуправления, в республике идет интенсивное формирование институтов гражданского общества.

Республика Башкортостан будучи субъектом Российской Федерации одна из первых конституционно и законодательно определила свое место в становлении местного самоуправления. Прошло более четырех лет с того времени, когда развивая конституционные положения, Верховный Совет принял базовый нормативный правовой акт в области муниципального права - Закон Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан». Оглядываясь назад и оценивая роль, значи­мость этого Закона в становлении местного самоуправления на нашей тер­ритории, можно отметить его положительные начала.

Закон не решил, да и не мог решить все вопросы урегулирования правоотношений в области организации в республике местного само-

управления. Однако на этом отрезкевремени он сталправовым регулято­ром в созданиисамоуправляющегося местного сообщества,

Наш путь построения местного самоуправления пытались неодно­кратно подвергнуть критике, а избранную Конституцией республики мо­дель поставить под сомнение. Но взятое направление выдержало, на мой взгляд, испытание временем и самой жизнью. Да, республика в строитель­стве местного самоуправления идет своим путем, несколько отличающим­ся от других субъектов.

В то же время, следуя хронике событий, надо отметить, что 28 авгу­ста 1995 года Государственная Дума приняла Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации», который по многим своим параметрам не соответство­вал реальному положению в субъектах.

Во-первых, Закон не учитывал принятых к этому времени и дейст­вующих Конституций республик и уставов краев и областей Российской Федерации.

Во-вторых, по своей сути Закон мало учитывал требования статьи 72 Конституции Российской Федерации, где местное самоуправление являет­ся предметом совместного ведения и резкое форсирование его построения сверху без учета мнения на местах не могло быть принято и иметь соответ­ствующий успех.

В-третьих, в Законепрактически не былобозначен механизм взаи­моотношений органов местного самоуправления и органов государствен­нойвласти.

В-четвертых, на федеральном уровне не последовали иные законы, регулирующие более частные нормы в этой области.

Все это не могло не отразиться на выборе наших стратегических и тактических шагов в области построения местного самоуправления. Как известно, для законодателей республики было и остается первейшей зада­чей строго следовать в законотворческой деятельности требованиям своего Основного Закона.

В соответствии со статьями 108 и 111 Конституции Республики Башкортостан местное самоуправление на нашей территории как муни­ципальное образование базируется на уровне сельских поселений в гра­ницах сельских и поселковых Советов. Органам государственной власти было очень важно, чтобы местное самоуправление как власть было приня­то и поддержано снизу. Задача, которая стояла перед законодателями, осо­бенно на первом этапе, заключалась в том, чтобы дать приближенную к реальности законодательную основу и изменить взгляды на местное само­управление с тем, чтобы оно воспринималось не как элемент администра-

тивного, государственного управления, а как институт гражданского об­щества.

: 'Обстановкаскладывалась таким образом, что застремительностью происходящих изменений всоциально-экономической жизни уследить, тем более принять единственно правильное решение сверху в отношении малых населенных территорий стало делом затруднительным. Жители по­селков, сел и деревень не всегда имели возможность выразить и реализо­вать свое непосредственное мнение об устройстве своей среды обитания, путях решения жизненно важных для них вопросов.Посредством огром­ной разъяснительной работы сельское население убедилось, что именно в муниципальных образованиях заложена возможность достижения столь нужного и стабилизирующего всюобщественную жизнь единства лично­сти, общества и государства.

Потенциал местной инициативы, которым обладают муниципальные образования, огромен и сегодня эту истину, к счастью, доказывать уже не надо. Правовая обеспеченность, правовая защищенность местного само­управления, инициатива местных жителей и властных структур на мест­ном уровне - вот главные составляющие, давшие возможность законодате­лям продвинуть и укрепить законодательную базу местного самоуправле­ния за последние годы.

В настоящее время в системе законодательства Республики Башкор­тостан имеется пакет законов, позволяющий реализовать в полной мере положение, предусмотренное статьей 8 Конституции Республики Башкор­тостан, о местном самоуправлении, среди них - законы Республики Баш­кортостан «О местном референдуме», «О сходах (собраниях) граждан в Республике Башкортостан», «О порядке регистрации устава сельсовета, поссовета». Особое место занимает Закон от 13 марта 1998 года «О мест­ном самоуправлении» (редакция Закона 1994 года), который включает в себя 46 статей и существенно развивает ряд положений закона о местном самоуправлении (1994 года). Перед нами закон второго поколения по этой проблеме.

Так, в статье 3 заложены основные юридические понятия, исполь­зуемые в законе, четко сформулированы базовые основы муниципального образования. Его составные включают территорию, муниципальную соб­ственность и землю, местный бюджет и выборные органы. Закон подробно разграничивает полномочия органов государственной власти в сфере мест­ного самоуправления, раскрывает предметы владения собственностью му­ниципального образования.

Основным юридическим документом или малой конституцией сель­совета, поссовета признается устав. Устав, согласно статье 13 Закона, при-

нимается представительным органом местногосамоуправления либо непо­средственно местным сообществом(путем референдума, схода) и подле­жит государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Башкортостан.

Руководствуясь требованиями Закона от 13 марта 1998 года «О ме­стном самоуправлении в Республике Башкортостан», практически все 979 сельсоветов и поссоветовпредставили в Министерство юстиции республи­ки свои уставы для их регистрации. На основании уставов, Кодекса Рес­публики Башкортостан о выборах и принятого решения Государственным Собранием в марте 1999 годав муниципальных образованиях впервые пройдут выборы глав администраций сельсоветов и поссоветов.

Таким образом, Конституция Республики Башкортостан в области местного самоуправления выдержала испытание временем. Республика, встав на путь самостоятельного развития, за истекшие пять лет в области демократических преобразований, становлении местного самоуправления проделала путь, равный десятилетиям.

В тоже время довольствоваться проделанным преждевременно. Длятого, чтобыместное самоуправление какединая система власти была боле эффективной в решении проблеммалых территорий и проживающих там людей, законодателям надо еще много поработать. Сегодня более активно посредством правовых норм предстоит решать полномочия органов мест­ного самоуправления в области землепользования, правовых основ форми­рования финансовых ресурсов местного бюджета, определиться состату­сом муниципального служащего и принять ряд других нормативных пра­вовых актов.

С учетом происходящих процессов, на мойвзгляд, возникла необхо­димостьобразования в республике координирующего органа по пробле­мам местного самоуправления. Правомерно, чтобы этот орган осуществлял свои функциипод общим руководством Президента Республики Башкор­тостан. Следует разработать государственную программу поддержки мест­ного самоуправления. Представляется, что эти и некоторые другие пред­ложения будут способствовать реализации и претворению в жизнь консти­туционных положений о местном самоуправлении.