2.2. Виды товарных знаков
Классификация товарных знаков может быть проведена по нескольким основаниям:
1) по форме выражения различаются словесные, изобразительные, объемные, комбинированные, звуковые, обонятельные, световые знаки.
2) по числу субъектов права на использование товарного знака знаки делятся на индивидуальные и коллективные;
3) по степени известности среди потребителей товарные знаки подразделяются на обычные и общеизвестные.
Рассмотрим эти классификации более подробно.
1. Классификация товарных знаков по форме выражения. Несмотря на существующее многообразие форм выражения товарного знака действующее законодательство Республики Беларусь содержит ограничительный подход. Согласно ст.1 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» в качестве товарных знаков регистрируются обозначения, которые могут быть представлены в графической форме: словесные, включая имена собственные, буквенные, цифровые, изобразительные, сочетания цветов, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений.
Наиболее распространенными являются словесные товарные знаки. По оценкам специалистов на словесные обозначения приходится около 80% всех используемых в мире товарных знаков. Примерами словесных товарных знаков являются существующие слова, придуманные слова, имена, числа, аббревиатуры.
Изобразительные товарные знаки представляют собой различного рода обозначения, воспринимаемые только визуально. Примерами изобразительных товарных знаков могут быть обозначения с отвлеченным символическим содержанием, изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, комбинации линий или фигур на плоскости.
Объемные товарные знаки представляют собой трехмерные формы, относящиеся к товару либо его упаковке (форма бутылки, форма детского мыла в виде фигурки животного и др.).
Комбинированные товарные знаки представляют собой обозначения, создаваемые на основе возможных сочетаний словесных, изобразительных и объемных обозначений. Наиболее распространенными являются комбинированные товарные знаки, сочетающие словесные и изобразительные элементы.
2. Классификация товарных знаков по числу субъектов права на использование. Индивидуальным является товарный знак, право на использование которого принадлежит только одному лицу.
Коллективным является товарный знак объединения юридических лиц, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых им товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак призван индивидуализировать продукцию, полученную в результате совместной деятельности на рынке нескольких производителей.
3. Классификация товарных знаков по степени известности среди потребителей. В отличие от обычных, общеизвестные товарные знаки пользуются высокой степенью известности у потребителей, что требует предоставления таким знакам особых условий охраны. Недобросовестное использование общеизвестных знаков может вызвать отрицательные последствия в виде введения покупателей в заблуждение относительно товара или его производителя, соответственно, правовая охрана общеизвестных знаков устанавливается, в первую очередь, с целью пресечения недобросовестной конкуренции.
В Республике Беларусь признание товарного знака общеизвестным осуществляется в административном порядке. Решение принимается Апелляционным советом при патентном органе по результатам рассмотрения заявления о признании соответствующего товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь. В заявлении должна содержаться информация об обстоятельствах, на основании которых можно сделать вывод о том, что товарный знак является общеизвестным. Такая информация, в частности, может быть представлена сведениями о степени известности или признания товарного знака в соответствующем секторе общества, об узнаваемости товарного знака фактическими и (или) потенциальными потребителями соответствующего товара, о продолжительности использования товарного знака, об объеме реализации товаров (услуг), обозначенных товарным знаком, и др.
Признание товарного знака общеизвестным влечет предоставление такому знаку абсолютной правовой охраны. Владелец общеизвестного товарного знака вправе препятствовать регистрации в качестве товарного знака обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с его знаком в отношении любых категорий товаров и услуг, а также преследовать каждого, кто использует такое обозначения в отношении любых категорий товаров и услуг.
- Тема 1. Введение в интеллектуальную собственность
- 1. Определение интеллектуальной собственности
- 2. Система объектов интеллектуальной собственности
- 3. Роль интеллектуальной собственности в развитии общества
- Литература
- Тема 2. Авторское право и смежные права
- 1. Авторское право
- 1.1. Понятие и признаки произведения
- 1.2. Произведения, охраняемые авторским правом
- 1.3. Произведения, не являющиеся объектами авторского права
- 1.4. Авторы произведений. Соавторство.
- 1.5. Служебные произведения
- 1.6. Содержание авторского права
- 1.6.1. Личные неимущественные авторские права.
- 1.6.2. Имущественные авторские права.
- 1.7. Срок охраны авторского права
- 2. Смежные права.
- 2.1. Объекты смежных прав: исполнения, фонограммы, передачи организаций вещания
- 2.2. Смежное право исполнителей
- 2.3. Смежное право производителей фонограмм
- 2.4. Смежное право организаций вещания
- Вопросы для повторения
- Ответы на тесты
- 1.2. Полезные модели. Понятие и условия патентоспособности.
- 1.3. Промышленные образцы. Понятие и условия патентоспособности.
- 1.4. Сорта растений. Понятие и условия патентоспособности.
- 1.5. Топологии интегральных микросхем. Понятие и условия предоставления охраны.
- 2. Субъекты патентного права
- 2.1. Авторы объектов промышленной собственности.
- 2.2. Патентообладатели.
- 2.3. Служебные объекты промышленной собственности.
- 2.3.1. Основания признания объектов промышленной собственности служебными.
- 2.3.2. Права и обязанности работника и нанимателя при получении патентов на служебные объекты промышленной собственности.
- 2.3.3. Право авторов служебных объектов промышленной собственности на вознаграждение.
- 3. Патентование объектов промышленной собственности.
- 3.1. Патент и его функции.
- 3.2. Понятие и виды приоритета.
- 3.3. Содержание прав патентообладателей
- 3.4. Системы патентования
- 3.5. Процедура выдачи патентов
- 3.6. Прекращение действия патента
- 3.7. Право преждепользования и право послепользования.
- II. Средства индивидуализации участников гражданского оборота, их товаров, работ, услуг.
- 1. Фирменные наименования.
- 2. Товарные знаки и знаки обслуживания
- 2.1. Понятие и функции товарного знака
- 2.2. Виды товарных знаков
- 2.3. Порядок регистрации товарного знака. Абсолютные и иные основания для отказа в регистрации товарного знака.
- 2.4. Содержание права на товарный знак
- 2.5. Прекращение охраны товарного знака
- 3. Географические указания
- 3.1. Географические указания как средство индивидуализации товара
- 3.2. Наименование места происхождения товара
- 3.3. Указание происхождения товара
- III. Правовая охрана нераскрытой информации
- 1.1. Понятие нераскрытой информации и условия ее охраны
- 1.2. Правовая охрана секретов производства (ноу-хау)
- Тесты для самоконтроля
- 5. Лицо, обладающее нераскрытой информацией, имеет право на ее защиту, если:
- Ответы на тесты
- Тема 4. Патентная информация и патентные исследования
- 1. Патентная информация и патентная документация.
- 2. Официальные издания патентного органа
- 3. Электронные патентно-информационные ресурсы и базы данных.
- 4. Международные классификации.
- 4.1. Международная патентная классификация (мпк)
- 4.2. Международная классификация промышленных образцов (мкпо)
- 4.3. Международная классификация товаров и услуг (мкту)
- 5. Патентные исследования.
- Литература
- Тема 5. Использование объектов интеллектуальной собственности в экономическом обороте
- 1. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности
- 1.1. Оценка рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности. Методы оценки.
- 1.2. Использование объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов
- 2. Распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности
- 2.1. Формы распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности
- 2.2. Договор уступки прав на объекты интеллектуальной собственности.
- 2.3. Лицензионный договор
- 2.4. Авторский договор.
- Вопросы для повторения
- Ответы на тесты
- Тема 6. Рассмотрение споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности.
- 1. Досудебное урегулирование споров по вопросам охраноспособности объектов промышленной собственности
- 2. Судебное рассмотрение споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности.
- 3. Гражданско-правовая защита прав интеллектуальной собственности.
- 4. Административная и уголовная ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности
- Литература
- Тема 7. Инфраструктура интеллектуальной собственности
- 1. Система государственного управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь. Национальный центр интеллектуальной собственности.
- 2. Патентные поверенные.
- 3. Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами.
- Литература
- Тема 8. Международная охрана прав интеллектуальной собственности
- 1. Роль Всемирной организации интеллектуальной собственности в осуществлении международного сотрудничества государств в сфере охраны интеллектуальной собственности.
- 2. Международные соглашения в области охраны авторских и смежных прав.
- 2.1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.
- 3.2. Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.
- 3.3. Договор воис по авторскому праву и Договор воис по исполнениям и фонограммам.
- 4. Международные соглашения в области охраны прав промышленной собственности.
- 4.1. Парижская конвенция по охране промышленной собственности.
- 4.2. Договор о патентной кооперации (рст).
- 4.3. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков.
- 5. Региональные патентные системы
- Литература
- Темы семинарских занятий
- Вопросы к зачету