5.3. Понятие, виды и форма товарного знака. Основания для отказа в регистрации товарного знака
Правовой режим товарных знаков (знаков обслуживания) в Республике Беларусь и их охраны определяется в соответствии со статьями 1017–1023 ГК Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания», Соглашением о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний и другими актами.
Товарным знаком и знаком обслуживания признается обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одного лица от однородных товаров или услуг других лиц (пункт 1 ст. 1017 ГК Республики Беларусь).
Отличие товарного знака и знака обслуживания состоит лишь в том, что товарный знак идентифицирует товары, а знак обслуживания — работы и услуги по признаку их изготовителей, поэтому в дальнейшем будет использоваться термин «товарный знак».
В качестве товарных знаков регистрируются обозначения, которые могут быть представлены в графической форме:
― словесные, включая имена собственные, буквенные, цифровые, изобразительные, сочетания цветов, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
По форме своего выражения товарные знаки подразделяются следующим образом:
Словесные. Представляют собой оригинальные слова, словосочетания и фразы (например, «Майкрософт», «Из рук в руки», «Маленькие компьютеры для больших людей» и др.). При регистрации словесных товарных знаков охраняется не только само слово или словосочетание, но и их шрифтовое решение.
Изобразительные. Это обозначения в виде разнообразных значков, рисунков, орнаментов, символов, изображений животных, птиц, предметов и т. п.
Объемные. Представляют собой изображения товарного знака в трех изменениях (по длине, высоте и ширине).
Предметом объемного товарного знака может быть оригинальная форма изделия (например, мыла, свечи) либо его упаковка (форма бутылки, флакона). При этом (форма изделия должна быть оригинальной и способной выделить изделие конкретного изготовителя из ряда однородных товаров. Наиболее часто именно упаковка товара выступает в качестве объемного товарного знака.
Комбинированные. Сочетают в себе элементы названных выше знаков.
Кроме того, для обозначения товаров и услуг возможно использовать звуковые (мелодии и шумовые эффекты), световые (световые эффекты), обонятельные (оригинальный запах товара или его упаковки) и иные обозначения.
В зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование товарным знаком, различают индивидуальные и коллективные товарные знаки.
Индивидуальные товарный знак — обозначение, зарегистрированное на имя отдельного физического или юридического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.
Коллективным знаком является товарный знак объединения юридических лиц, предназначенный для обозначения выпускаемых и реализуемых им товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак и право его использования не могут быть переданы.
По степени известности товарные знаки подразделяются на обычные и общеизвестные.
В качестве обычных товарных знаков выступают любые новые оригинальные обозначения товаров, отвечающие всем критериям охраноспособности. Необходимым условием их признания и охраны является обязательная государственная регистрация обозначения.
Общеизвестным товарным знаком признается такое обозначение, которое знакомо широкому кругу потребителей благодаря его использованию для обозначения определенных товаров (например, Соса-Соlа, Ford и т. д.).
Независимо от формы товарного знака он должен быть относительно новым. Это требование следует из норм ст. 5 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания», согласно которым не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до их смещения:
― с зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Республике Беларусь на имя другого лица и обладающими более ранним приоритетом товарными знаками в отношении однородных товаров;
― с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Республике Беларусь на основе международных договоров, в отношении однородных товаров;
― с товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в Республике Беларусь в установленном патентным органом порядке, в отношении любых товаров.
Как и новизна иных объектов права промышленной собственности, новизна товарного знака определяется на дату приоритета. Правила определения приоритета товарного знака закреплены ст. 7 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания»:
1. Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в патентный орган.
2. Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки на товарный знак в иностранном государстве — участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если в патентный орган заявка поступила в течение шести месяцев с указанной даты.
3. Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств — участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет), если заявка подана в патентный орган в течение шести месяцев с указанной даты.
Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного или выставочного приоритета, обязан указать это при подаче заявки на регистрацию товарного знака или в течение двух месяцев с даты поступления заявки в патентный орган и приложить необходимые документы, подтверждающие правомерность такого требования, либо представить эти документы не позднее трех месяцев с даты поступления заявки в патентный орган. Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате приоритета международной заявки на регистрацию товарного знака, по данной в соответствии с международным договором Республики Беларусь.
В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы не любые и не все обозначения. В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» не допускается регистрация товарных знаков:
― не имеющих признаков различия;
― вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;
― являющихся общепринятыми символами и терминами;
― состоящих исключительно из знаков или указаний, используемых для обозначения вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности товаров, а также места и времени их производства или сбыта;
― представляющих собой форму товара или его упаковку, определяющихся исключительно или главным образом сущностью или природой товара, необходимостью достижения технического результата, существенной ценностью товара;
― состоящих только из обозначений, представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, флаги, эмблемы и сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, награды и другие знаки отличия или сходных с ними до степени смещения (такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца);
― являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара, места его происхождения или его изготовителя;
― представляющих собой или содержащих указание места происхождения вин или крепких спиртных напитков, охраняемых в силу международных договоров Республики Беларусь, для обозначения вин или крепких спиртных напитков, не происходящих из данного места;
― противоречащих публичному порядку, принципам гуманности и морали.
Если обозначение отвечает перечисленным признакам, это является абсолютным основанием для отказа в регистрации подобного обозначения в качестве товарного знака.
Кроме того, не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие:
― известные на территории Республики Беларусь в отношении однородных товаров фирменные наименования (или их части), принадлежащие другим лицам;
― промышленные образцы, права на которые в Республике Беларусь принадлежат другим лицам, если промышленный образец обладает более ранним приоритетом по сравнению с заявленными на регистрацию товарными знаками;
― наименования мест происхождения товаров, охраняемые в Республике Беларусь;
― названия известных в Республике Беларусь произведений науки, литературы и искусства, цитаты или персонажи из них, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя (обладателей) авторского права или его (их) правопреемника (правопреемников);
― названия зарегистрированных в Республике Беларусь средств массовой информации без разрешения их учредителей в отношении однородных товаров;
― фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных в Республике Беларусь лиц без согласия таких лиц или их наследников.
Статья 21 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» предусматривает возможность использования специальной маркировки, которая указывает на то, что применяемое обозначение является зарегистрированным товарным знаком.
Владелец товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы «R» или «R» в окружности либо словесных обозначений «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак». Однако прежде, чем использовать подобную предупредительную маркировку, необходимо зарегистрировать обозначение в качестве товарного знака.
- Министерство здравоохранения республики беларусь
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Общие положения об интеллектуальной
- Система объектов права интеллектуальной собственности
- Национальное и международное законодательство в области регулирования отношений нтеллектуальной собственности
- Самоконтроль усвоения темы
- 2.1. Понятие и принципы авторского права
- 2.2. Объекты авторского права
- 2.3. Субъекты авторского права
- 2.4. Авторское право на служебные, производные, составные и аудиовизуальные произведения
- 2.5. Права автора
- 2.6. Ограничения имущественных прав на произведения
- 2.7. Срок действия авторского права
- 2.8. Переход произведения в общественное достояние
- 2.9. Понятие и виды авторских договоров
- 2.10. Стороны, предмет, существенные условия, форма и срок авторского договора
- 2.11. Права, обязанности и ответственность сторон по авторскому договору
- 2.12. Прекращение авторского договора
- Самоконтроль усвоения темы
- Тема 3. Смежные права
- 3.1. Понятие сфера и срок действия смежных прав
- 3.2. Объекты и субъекты смежных прав
- 3.3. Смежные права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного (кабельного) вещания
- 3.4. Ограничение прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания
- 3.5. Виды произведений в области информационных технологий
- 3.6. Компьютерные программы как объекты авторского права
- 3.7. Правовая охрана баз данных, мультимедийных и сетевых произведений
- 3.8. Управление имущественными правами авторов
- И иных правообладателей на коллективной
- Основе. Назначение и основные принципы
- Коллективного управления
- Самоконтроль усвоения темы Контрольные вопросы темы
- Тестовый контроль
- 4.1. Система объектов права промышленной собственности
- 4.2. Понятие патентного права
- 4.3. Понятие изобретения, полезной модели, промышленного образца, критерии их патентоспособности
- 4.4. Служебные объекты патентного права
- 4.5. Субъекты патентного права
- 4.6. Процедура патентования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов
- 4.7. Права авторов изобретения, полезной модели, промышленного образца. Права и обязанности патентообладателей
- 4.8. Действия, не признаваемые нарушением исключительного права патентообладателя. Право преждепользования
- 4.9. Прекращение и восстановление действия патента. Право послепользования
- Самоконтроль усвоения темы Контрольные вопросы темы
- Тестовый контроль
- 5.2. Правовая охрана географических указаний
- 5.3. Понятие, виды и форма товарного знака. Основания для отказа в регистрации товарного знака
- 5.4. Порядок регистрации товарного знака. Недействительность и прекращение регистрации товарного знака
- Самоконтроль усвоения темы
- Тестовый контроль
- 13. Действие регистрации товарного знака (знака обслуживания) прекращается в случае:
- 6.2. Защита от недобросовестной конкуренции
- 6.3. Правовая охрана рационализаторских предложений
- 1. Любое техническое или организационное решение.
- 2. Новизна.
- 3. Полезность.
- 6.4. Особенности правовой охраны права на новые сорта растений и права на топологию интегральной микросхемы
- Самоконтроль усвоения темы
- 7.2. Патентная информация ее видовой состав и особенности
- 7.3. Международная патентная классификация
- 7.4. Патентные исследования. Патентно-информационный поиск
- Самоконтроль усвоения темы
- Тестовый контроль
- 8.2. Постановка объектов права интеллектуальной собственности на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов
- 8.3. Договор уступки исключительного права на объект права интеллектуальной собственности
- 8.4. Лицензионный договор
- 8.5 Договор о создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности
- 8.6. Договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)
- Самоконтроль усвоения темы
- Тестовый контроль
- 9.2. Досудебное (внесудебное) урегулирование споров по вопросам охраноспособности объектов прав промышленной собственности в патентном органе
- 9.2. Судебный порядок рассмотрения споров в сфере интеллектуальной собственности
- 9.3. Гражданско-правовые способы защиты прав интеллектуальной собственности
- 9.4. Административная и уголовная ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности
- Самоконтроль усвоения темы
- Тестовый контроль
- 13. Споры о нарушении исключительных прав на объекты права интеллектуальной собственности рассматриваются следующей коллегией Верховного Суда Республики Беларусь:
- 10.2. Государственное стимулирование лиц, создающих и использующих объекты права промышленной собственности, а также содействующих их созданию и использованию
- 10.3. Международные организации, содействующие охране интеллектуальной собственности
- 10.4. Общая характеристика международных соглашений в сфере интеллектуальной собственности
- Ответы к тестовой программе
- Темы рефератов
- Литература
- Нормативные правовые акты
- Формы заявлений
- Образец заявления на полезную модель
- Образец заявки на товарный знак
- Договор
- 1. Предмет договора
- 2. Права и обязанности участников
- 3. Ответственность участников и разрешение споров
- 4. Действие договора
- 5. Прочие условия
- 6. Адреса участников
- Размеры пошлин за поддержание патентов в силе
- Международные классификации объектов промышленной собственности
- Заявление о передаче права на заявку на выдачу патента на изобретение
- Пример договора
- Авторский договор
- 4. Территория использования
- 1. Определение терминов
- 2. Предмет договора
- 3. Объект договора
- 4. Техническая документация
- 5. Усовершенствования и улучшения
- 6. Обязательства и ответственность
- 7. Техническая помощь в освоении производства продукции по лицензии.
- 8. Порядок расчетов
- 9. Информация и отчетность
- 10. Обеспечение конфиденциальности
- 11. Защита передаваемых прав
- 12. Реклама
- 13. Форс-мажорные обстоятельства
- 14. Разрешение споров
- 15. Срок действия договора и условия его расторжения
- 16. Прочие условия
- 17. Юридические адреса и банковские реквизиты
- Учебно-методическое пособие