logo search
Документ Microsoft Word (4)

2. Правовой статус субъектов Российской Федерации

В соответствии с принципом конституционности федеральные конституционные

законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные

нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут

передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные

Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного

ведения.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое

наименование подлежит включению в ст.65 Конституции РФ. Исчерпывающим и

точным перечислением наименований всех субъектов Федерации в Конституции РФ

подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую

Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все

субъекты Федерации.

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве

всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения)

в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого

субъекта РФ), а также в порядке формирования Государственного совета

Российской Федерации, который состоит из высших должностных лиц

(руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всех

субъектов РФ.

Равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них определении

предметов ведения, которое вытекает из ст.71, 72 и 73 Конституции РФ. Субъекты

РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной

власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего

многонационального народа России, в том числе — всех субъектов Федерации.

[2] Последние представлены в Федеральном Собрании, а, следовательно,

участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе

с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое

регулирование и управление по предметам совместного ведения. При этом до

принятия федеральных законов субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам

собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего

федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ

приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Вне пределов ведения

Российской Федерации и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой

государственной власти.

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят конституция (в

республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты.

Правовая система субъектов РФ как бы образует собственное конституционное

право, которое, однако, не разрывает единого поля конституционного права

Российской Федерации, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты

субъекты принимают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы

и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам,

находились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов, ведения

субъектов Федерации.[3]

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его

территории особой экономической зоны.

По своей юридической силе конституции республик и уставы других субъектов

Федерации равнозначны, различия только в терминах, присущих государствам и

государственным образованиям. К тому же бывшие автономные республики,

из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои

конституции, что повлияло на их желание сохранить эту традицию в условиях

расширения самостоятельности республик. Республики вправе иметь государственный

язык, в то время как другие субъекты РФ —- нет. Конституции и уставы субъектов

РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (разделения властей,

правового социального государства и др.).

Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью

территории Российской Федерации. Границы между субъектами Федерации могут

быть изменены только с их взаимного согласия.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации

самостоятельно. Есть, однако, конституционные требования, которые они при этом

должны соблюдать. Во-первых, чтобы эта система соответствовала основам

конституционного строя Российской Федерации, что, в частности, означает

разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и

судебной. Во-вторых, система органов власти должна строиться на основе общих

принципов организации представительных и исполнительных органов государственной

власти, установленных федеральным законом. Такие требования Конституции РФ,

весьма характерные для всех федеративных государств, призваны обеспечить

принципиальное единообразие организации государственной власти в Федерации на

всех уровнях.[4]

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие

возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В

законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области

государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина,

развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки населения,

культуры.