2. Правовой статус субъектов Российской Федерации
В соответствии с принципом конституционности федеральные конституционные
законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут
передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные
Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного
ведения.
Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое
наименование подлежит включению в ст.65 Конституции РФ. Исчерпывающим и
точным перечислением наименований всех субъектов Федерации в Конституции РФ
подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую
Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все
субъекты Федерации.
Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве
всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения)
в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого
субъекта РФ), а также в порядке формирования Государственного совета
Российской Федерации, который состоит из высших должностных лиц
(руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всех
субъектов РФ.
Равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них определении
предметов ведения, которое вытекает из ст.71, 72 и 73 Конституции РФ. Субъекты
РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной
власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего
многонационального народа России, в том числе — всех субъектов Федерации.
[2] Последние представлены в Федеральном Собрании, а, следовательно,
участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе
с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое
регулирование и управление по предметам совместного ведения. При этом до
принятия федеральных законов субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам
собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего
федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ
приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Вне пределов ведения
Российской Федерации и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой
государственной власти.
Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят конституция (в
республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты.
Правовая система субъектов РФ как бы образует собственное конституционное
право, которое, однако, не разрывает единого поля конституционного права
Российской Федерации, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты
субъекты принимают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы
и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам,
находились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов, ведения
субъектов Федерации.[3]
Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его
территории особой экономической зоны.
По своей юридической силе конституции республик и уставы других субъектов
Федерации равнозначны, различия только в терминах, присущих государствам и
государственным образованиям. К тому же бывшие автономные республики,
из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои
конституции, что повлияло на их желание сохранить эту традицию в условиях
расширения самостоятельности республик. Республики вправе иметь государственный
язык, в то время как другие субъекты РФ —- нет. Конституции и уставы субъектов
РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (разделения властей,
правового социального государства и др.).
Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью
территории Российской Федерации. Границы между субъектами Федерации могут
быть изменены только с их взаимного согласия.
Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации
самостоятельно. Есть, однако, конституционные требования, которые они при этом
должны соблюдать. Во-первых, чтобы эта система соответствовала основам
конституционного строя Российской Федерации, что, в частности, означает
разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и
судебной. Во-вторых, система органов власти должна строиться на основе общих
принципов организации представительных и исполнительных органов государственной
власти, установленных федеральным законом. Такие требования Конституции РФ,
весьма характерные для всех федеративных государств, призваны обеспечить
принципиальное единообразие организации государственной власти в Федерации на
всех уровнях.[4]
Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие
возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В
законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области
государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина,
развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки населения,
культуры.
- 4 Вопрос
- 4. Политическая система общества
- 3. Место и роль государства в политической системе общества
- 14 Вопрос
- 19 Вопрос
- 24 Вопрос
- 25 Вопрос
- 31 Вопрос
- 110 Глава III. Конституционное право
- § 1 Конституция Российской Федерации общая характеристика 111
- 112 Глава III Конституционное право
- § 1 Конституция Российской Федерации общая характеристика 113
- 114 Глава III Конституционное право
- § 2 Конституционный строй России 115 § 2. Конституционный строй России
- 116 Глава III. Конституционное право
- § 2. Конституционный строй России 117
- 118 Глава III. Конституционное право
- § 2 Конституционный строй России 119
- 120 Глава III. Конституционное право
- § 2 Конституционный строй России 121
- 122 Глава III. Конституционное право
- § 2. Конституционный строй России 123
- 124 Глава III Конституционное право
- § 2 Конституционный строй России 125
- 126 Глава III. Конституционное право
- § 3 Конституционный статус личности 127
- 32 Вопрос
- [Править]Разработка проекта
- [Править]Принятие (1993)
- [Править]Конституция Российской Федерации 1993 года Структура
- [Править]Отличия от Конституции 1978 года в последней редакции
- Конституционные поправки и пересмотр Конституции
- [Править]Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта России
- Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:
- [Править]Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России
- [Править]Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации
- [Править]Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции
- [Править]Отличие Конституции от законов
- Конституция и ограничение прав и свобод человека
- 33 Вопрос
- Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы
- 34 Вопрос
- Особенности федеративного устройства России
- 35 Вопрос
- 36 Вопрос Реферат: Особенности конституционно-правового статуса субъектов рф
- 1. Состав субъектов Российской Федерации
- 2. Правовой статус субъектов Российской Федерации
- 3. Особенности правового статуса республик
- 4. Особенности правового статуса автономий
- 37 Вопрос
- 38 Вопрос
- 39 Вопрос
- 1. Президент рф по Конституции 1993 года: общие подходы
- 2. Президент - как глава государства
- 3. Выборы Президента Российской Федерации
- 4. Компетенция Президента рф
- 40 Вопрос
- § 7. Компетенция Федерального Собрания
- Сновы конституционного статуса ФедеральногоСобрания, его место в системе органов государства
- 43 Вопрос
- 44 Вопрос
- 1. Понятие местного самоуправления.
- 2. Понятие основ местного самоуправления.
- 3. Правовые основы местного самоуправления.
- Часть 4 статьи 15 Конституции рф закрепляет то, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы рф.
- 55 Вопрос
- 22.1. Понятие и основания возникновения обязательств. Исполнение обязательств. Ответственность за нарушение обязательств
- 56 Вопрос
- Договор в гражданском праве
- [Править]Официальное толкование [править]Правовые акты России
- [Править]Новаторский подход
- 57 Вопрос
- Формы гражданско-правовой ответственности
- [Править]Принципы гражданско-правовой ответственности
- [Править]Условия гражданско-правовой ответственности
- [Править]Функции
- 58 Вопрос
- 59 Вопрос
- 60 Вопрос
- 67 Вопрос
- Понятие и основания прекращения брака
- 68 Вопрос
- 2. Семейные правоотношения
- 3. Брак в семейном праве
- 69 Вопрос
- Предмет административного права
- Система административного права
- 1. Источники административного права. Их виды
- 70 Вопрос
- Понятие административного правонарушения и его состава.
- Отграничение административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.
- Понятие и основание административной ответственности.
- 71 Вопрос
- Особенности административной ответственности
- [Править]Виды
- 74 Вопрос
- Глава 1. Понятие и признаки преступления
- Глава 2. Отграничение преступлений от иных видов правонарушений.
- Глава 3. Виды преступлений.
- 75 Вопрос
- 1.2 Понятие, признаки и сущность соучастия в преступлении
- Виды соучастия
- 2.1 Основания деления соучастия на виды
- 3.1 Основания деления и значение форм соучастия
- 76 Вопрос
- 77 Вопрос
- Принципы экологического права
- Система экологического права России
- 2.Понятие, виды и структура экологических правонарушений
- 78 Вопрос
- 1. Правовая основа института государственной тайны
- Защита государственной тайны в Российской Федерации
- Степени секретности
- [Править]Рассекречивание сведений
- [Править]Ограничения
- 79 Вопрос
- Ава IV. Законодательная и нормативно-правовая база защиты информации в российской федерации Направления развития законодательства
- 80 Вопрос
- Общие положения, касающиеся прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (рид)
- Развитие международного и отечественного законодательства об интеллектуальной собственности
- Авторское право
- Права, смежные с авторскими
- Общие вопросы патентного права. Изобретение
- Полезная модель
- Промышленный образец
- Право на селекционное достижение
- Право на топологии интегральных микросхем
- Право на секрет производства (ноу-хау)
- Право на фирменное наименование
- Право на товарный знак и знак обслуживания
- Право на наименование места происхождения товара
- Право на коммерческое обозначение
- Право использования рид в составе единой технологии
- Нарушения прав на рид и пресечение недобросовестной конкуренции