logo search
Конституционное право Бащкирии

Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан

А.И.Романов,

Председатель Комитет

'• Законодательной палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан

Все мы свидетели того, как в последние годы в республике осущест­вляется земельная реформа и последовательно складывается собственное земельное законодательство.

Исходные позиции земельного законодательства Республики Баш­кортостан определены в Конституции республики 1993 года и в Договоре российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полно­мочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан».

В Конституции Республики Башкортостан статья 10 закрепляет сле­дующие важнейшие положения: «Земля, недра, природные богатства, дру­гие ресурсы на территории Республики Башкортостан являются достояни­ем (собственностью) ее многонационального народа.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными богатствами, другими ресурсами регулируются законода­тельством Республики Башкортостан.

Соглашения с федеральными органами власти Российской Федера­ции по этимвопросам заключаются на добровольной основе».

Посути дела аналогичные положения содержатся и в Договоре отЗавгуста1994 года:

«В ведении Республики Башкортостан находятся;

...5. решение вопросов владения, пользования и распоряжения зем­лей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами рес­публики, являющимися достоянием (собственностью) ее многонациональ­ного народа, в соответствии с законодательством Республики Башкорто­стан и соглашениями с федеральными органами власти российской Феде­рации».

Начало земельной реформе в нашей республике положили принятые в марте 1991 года Верховным Советом Башкирской ССР (с февраля 1992 года - Республика Башкортостан) важнейшие законы «О земельной ре­форме в Башкирской ССР», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве в

Башкирской ССР». В развитие этих базовых документов Верховным Сове­том Республики Башкортостан были приняты Законы «Об аренде» (18 ию­ня 1991 года) и «О плате за землю» (28 февраля 1992 года), согласно кото­рому использование земли в Республике Башкортостан является платным. Формами платы являются; земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, об­лагаются ежегодным земельным налогом.

К концу 1998 года в республике действовали 1 320 915землевла­дельцев и землепользователей, в том числе 1 381 сельскохозяйственное предприятие, 12 538 несельскохозяйственных предприятий, более 3 539 крестьянских (фермерских) хозяйств), 523 884 личных подсобных хозяй­ства, 534 745 садоводови 393826 занятых индивидуальным жилищным и гаражным строительством.

Согласно Земельному кодексу республики 1991года задачами зе­мельного законодательства Башкортостана являются регулирование зе­мельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучше­ния природной среды, создания равноправных условий для эффективного и устойчивого развития всех форм хозяйствования, охраны прав граждан, предприятий, учреждений и организаций, укрепления законности в облас­ти земельных отношений.

После принятия Земельного кодекса в жизни республики произошли серьезные изменения, что оказало заметное влияние на регулирование зе­мельных отношений. 5 августа 1996 года Государственным Собранием Республики Башкортостан был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Башкирской ССР». В статье 3 этого Зако­на было закреплено, что земля в Республике Башкортостан может нахо­диться в государственной и частной собственности.

В частнуюсобственность могут предоставляться земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, дачного и гаражного строи­тельства. Условия и порядок предоставления гражданам в собственность земельных участков определяются законодательством Республики Баш­кортостан.

Согласно этой статье граждане -собственники земельных участков имеют право совершать с этими участками сделки, предусмотренные гра­жданским и земельным законодательством. В 1996 году рядизменений и дополнений был внесен такжев Закон «О земельнойреформе в Башкир­ской ССР».

Biсоответствии с законом о земельной реформе из земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий передано в ведение сельских и поселковых советов I 380 тыс.га земель, сформирован специ­альный земельный фонд районных Советов на площади 684 тыс,га, Каби­нетом Министров Республики Башкортостан утверждена новая городская черта 12 городов республики с передачей в ведение городских Советов дополнительно 70.0 тыс.га земель. Разрабатывается новый генеральный план развития столицы Республики Башкортостан города Уфы.

При осуществлении земельной реформы активно действовали зако­ны республики «Об аренде», «О плате за землю», «О местном самоуправ­лении и местном хозяйствовании», Был принят также ряд Указов Прези­диума Верховного Совета и Президента Республики Башкортостан, а так­же нормативные акты Совета Министров и Кабинета Министров Респуб­лики Башкортостан, содействовавших проведению земельной реформы.

Исключительное значение имеет проведенный в республике 17 де­кабря 1995 года референдум по земле. На референдум был внесен вопрос «Должна ли земля в Республике Башкортостан быть объектом неограни­ченной купли-продажи?». Граждане республики активно участвовали в референдуме. Более 80 процентов всех граждан, имеющих право голоса, пришли к урнам. Из них отрицательно ответили I млн.754 тыс. человек или 84,4 процента. Накануне референдума был издан Указ Президента Республики Башкортостан «О передаче гражданам в собственность зе­мельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводст­ва, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, дачного и гаражного строительства», На этих участках граждане ведут личное под­собное хозяйство, строят индивидуальные дома, дачи, гаражи.

Сегодня завершается многолетняя интенсивная работа по внесению изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Башкортостан-

За период работы Государственного Собрания, т.е. с апреля 1995 го­да по декабрь 1998 года. Комитет Законодательной Палаты по аграрным вопросам, продовольствию, экологии, природным ресурсам и природо­пользованию готовил к рассмотрению Палатой 33 законопроекта из облас­ти аграрного, экологического права и природопользования. На сегодняш­ний день Комитетом подготовлено, рассмотрено в Законодательной пала­те, доведено до окончательного принятия Государственным Собранием 23 закона. .

Из них к сфере земельного законодательства относятся следующие Законы Республики Башкортостан:

«О мелиорации земель». Законодательство в этой областирегулиру­ет отношения,возникающие в процессе осуществления мелиоративных

мероприятии на землях сельскохозяйственного назначения, землях лесно­го фонда, землях водного фонда и иных землях, в соответствии с земель­ным, водным, лесным законодательством республики и законодательством об охране окружающей природной среды.

«О сельскохозяйственной кооперации в Республике Башкортостан». Этот закон определяет правовые и экономические основы создания и дея­тельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляю­щих систему сельхозкооперации Республики Башкортостан, гарантирует гражданам и юридическим лицам право на их создание и государственную поддержку,

«Об ответственности за нарушение земельного законодательства» -закон устанавливает ответственность граждан, должностных и юридиче­ских лиц за самовольное занятие земельных участков, самовольное строи­тельство на них зданий, гаражей и иных сооружений; засорение земель сорными растениями, захламление земель; порчу и уничтожение плодо­родного слоя почвы; загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами и т.д.

«Об административной ответственности за потраву посевов и сено­косов, порчу или уничтожение собранного урожая, повреждение насажде­ний и пастбищ».

Внесены ряд существенных изменений и дополнений в действую­щие акты земельного законодательства. Законами Республики Башкорто­стан трижды (в 1995, 1996 и 1998 годы) были внесены коррективы и до­полнения в Закон Республики Башкортостан «О плате за землю». В июле 1996 года изменения и дополнения внесены в Земельный кодекс Башкир­ской ССР и Закон о земельной реформе в Башкирской ССР-

Работа над новой редакцией Земельного кодекса, внесенного в Го­сударственное Собрание Кабинетом Министров республики, началась в Комитете с начала 1997 года. 20 мая 1997 года Кодекс был одобрен в пер­вом чтении Законодательной палатой. С учетом важности этого основопо­лагающего правового акта летом он был опубликован в республиканской печати для всенародного обсуждения. Сегодня с учетом поправок депута­тов, предложений и замечаний министерств, ведомств, организаций, уче­ных, а также мнения общественности законопроект находится на завер­шающей стадии рассмотрения в Законодательной палате. К проекту новой редакции Земельного кодекса было получено более трехсот поправок, предложений и пожеланий, Особый интерес у депутатов и аграриев вызы­вает дискуссия, начатая вокруг права продажи земли в частные руки. Можно сказать, что Комитет практически завершил работу над новой ре­дакцией Земельного кодекса Республики Башкортостан.

Комитет продолжает работу над проектами законов «О садоводче­ских и огороднических некоммерческих объединениях граждан», «О госу­дарственном регулировании агропромышленного производства», «О про­довольственной безопасности Республики Башкортостан», «О личном подсобном хозяйстве граждан».

Говоря о перспективах развития земельного законодательства рес­публики, следует сказать, что пакет по подготовке в 1999 - 2000 годах пер­воочередных законопроектов по регулированию земельных отношений должен включать, на наш взгляд, следующие законопроекты: о государст­венном земельном кадастре, о государственных и муниципальных землях, о гражданском обороте земель в городах, об оценке земель, о землеуст­ройстве, об аренде земельных участков, о залоге сельскохозяйственных земель, об охране земель и другие.

Жизнь ие стоит на месте, постоянно внося коррективы. Успешное развитие колхозов, совхозов и всех форм хозяйствования, благополучие членов их коллективов, вывод их из кризисной ситуации во многом будут зависеть от понимания и умения руководителей хозяйств, глав местных администраций организовать на территории конкретного сельскохозяйст­венного предприятия, сельского и поселкового Советов эффективное функционирование в едином комплексе - партнерство и взаимодополнение общественного и частного секторов. Назрела необходимость в будущем году выработать четкую научно обоснованную аграрную политику и госу­дарственную программу реформирования сельского хозяйства и всего аг­ропромышленного комплекса. А парламентарии будущего созыва на этой основе разработают концепцию и программу законодательной работы по обновлению и развитию земельного законодательства Республики Баш­кортостан.