Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
А.И.Романов,
Председатель Комитет
•'• Законодательной палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан
Все мы свидетели того, как в последние годы в республике осуществляется земельная реформа и последовательно складывается собственное земельное законодательство.
Исходные позиции земельного законодательства Республики Башкортостан определены в Конституции республики 1993 года и в Договоре российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан».
В Конституции Республики Башкортостан статья 10 закрепляет следующие важнейшие положения: «Земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории Республики Башкортостан являются достоянием (собственностью) ее многонационального народа.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными богатствами, другими ресурсами регулируются законодательством Республики Башкортостан.
Соглашения с федеральными органами власти Российской Федерации по этимвопросам заключаются на добровольной основе».
Посути дела аналогичные положения содержатся и в Договоре отЗавгуста1994 года:
«В ведении Республики Башкортостан находятся;
...5. решение вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами республики, являющимися достоянием (собственностью) ее многонационального народа, в соответствии с законодательством Республики Башкортостан и соглашениями с федеральными органами власти российской Федерации».
Начало земельной реформе в нашей республике положили принятые в марте 1991 года Верховным Советом Башкирской ССР (с февраля 1992 года - Республика Башкортостан) важнейшие законы «О земельной реформе в Башкирской ССР», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве в
Башкирской ССР». В развитие этих базовых документов Верховным Советом Республики Башкортостан были приняты Законы «Об аренде» (18 июня 1991 года) и «О плате за землю» (28 февраля 1992 года), согласно которому использование земли в Республике Башкортостан является платным. Формами платы являются; земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
К концу 1998 года в республике действовали 1 320 915землевладельцев и землепользователей, в том числе 1 381 сельскохозяйственное предприятие, 12 538 несельскохозяйственных предприятий, более 3 539 крестьянских (фермерских) хозяйств), 523 884 личных подсобных хозяйства, 534 745 садоводови 393826 занятых индивидуальным жилищным и гаражным строительством.
Согласно Земельному кодексу республики 1991года задачами земельного законодательства Башкортостана являются регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, создания равноправных условий для эффективного и устойчивого развития всех форм хозяйствования, охраны прав граждан, предприятий, учреждений и организаций, укрепления законности в области земельных отношений.
После принятия Земельного кодекса в жизни республики произошли серьезные изменения, что оказало заметное влияние на регулирование земельных отношений. 5 августа 1996 года Государственным Собранием Республики Башкортостан был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Башкирской ССР». В статье 3 этого Закона было закреплено, что земля в Республике Башкортостан может находиться в государственной и частной собственности.
В частнуюсобственность могут предоставляться земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, дачного и гаражного строительства. Условия и порядок предоставления гражданам в собственность земельных участков определяются законодательством Республики Башкортостан.
Согласно этой статье граждане -собственники земельных участков имеют право совершать с этими участками сделки, предусмотренные гражданским и земельным законодательством. В 1996 году рядизменений и дополнений был внесен такжев Закон «О земельнойреформе в Башкирской ССР».
Biсоответствии с законом о земельной реформе из земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий передано в ведение сельских и поселковых советов I 380 тыс.га земель, сформирован специальный земельный фонд районных Советов на площади 684 тыс,га, Кабинетом Министров Республики Башкортостан утверждена новая городская черта 12 городов республики с передачей в ведение городских Советов дополнительно 70.0 тыс.га земель. Разрабатывается новый генеральный план развития столицы Республики Башкортостан города Уфы.
При осуществлении земельной реформы активно действовали законы республики «Об аренде», «О плате за землю», «О местном самоуправлении и местном хозяйствовании», Был принят также ряд Указов Президиума Верховного Совета и Президента Республики Башкортостан, а также нормативные акты Совета Министров и Кабинета Министров Республики Башкортостан, содействовавших проведению земельной реформы.
Исключительное значение имеет проведенный в республике 17 декабря 1995 года референдум по земле. На референдум был внесен вопрос «Должна ли земля в Республике Башкортостан быть объектом неограниченной купли-продажи?». Граждане республики активно участвовали в референдуме. Более 80 процентов всех граждан, имеющих право голоса, пришли к урнам. Из них отрицательно ответили I млн.754 тыс. человек или 84,4 процента. Накануне референдума был издан Указ Президента Республики Башкортостан «О передаче гражданам в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, дачного и гаражного строительства», На этих участках граждане ведут личное подсобное хозяйство, строят индивидуальные дома, дачи, гаражи.
Сегодня завершается многолетняя интенсивная работа по внесению изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Башкортостан-
За период работы Государственного Собрания, т.е. с апреля 1995 года по декабрь 1998 года. Комитет Законодательной Палаты по аграрным вопросам, продовольствию, экологии, природным ресурсам и природопользованию готовил к рассмотрению Палатой 33 законопроекта из области аграрного, экологического права и природопользования. На сегодняшний день Комитетом подготовлено, рассмотрено в Законодательной палате, доведено до окончательного принятия Государственным Собранием 23 закона. .
Из них к сфере земельного законодательства относятся следующие Законы Республики Башкортостан:
«О мелиорации земель». Законодательство в этой областирегулирует отношения,возникающие в процессе осуществления мелиоративных
мероприятии на землях сельскохозяйственного назначения, землях лесного фонда, землях водного фонда и иных землях, в соответствии с земельным, водным, лесным законодательством республики и законодательством об охране окружающей природной среды.
«О сельскохозяйственной кооперации в Республике Башкортостан». Этот закон определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельхозкооперации Республики Башкортостан, гарантирует гражданам и юридическим лицам право на их создание и государственную поддержку,
«Об ответственности за нарушение земельного законодательства» -закон устанавливает ответственность граждан, должностных и юридических лиц за самовольное занятие земельных участков, самовольное строительство на них зданий, гаражей и иных сооружений; засорение земель сорными растениями, захламление земель; порчу и уничтожение плодородного слоя почвы; загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами и т.д.
«Об административной ответственности за потраву посевов и сенокосов, порчу или уничтожение собранного урожая, повреждение насаждений и пастбищ».
Внесены ряд существенных изменений и дополнений в действующие акты земельного законодательства. Законами Республики Башкортостан трижды (в 1995, 1996 и 1998 годы) были внесены коррективы и дополнения в Закон Республики Башкортостан «О плате за землю». В июле 1996 года изменения и дополнения внесены в Земельный кодекс Башкирской ССР и Закон о земельной реформе в Башкирской ССР-
Работа над новой редакцией Земельного кодекса, внесенного в Государственное Собрание Кабинетом Министров республики, началась в Комитете с начала 1997 года. 20 мая 1997 года Кодекс был одобрен в первом чтении Законодательной палатой. С учетом важности этого основополагающего правового акта летом он был опубликован в республиканской печати для всенародного обсуждения. Сегодня с учетом поправок депутатов, предложений и замечаний министерств, ведомств, организаций, ученых, а также мнения общественности законопроект находится на завершающей стадии рассмотрения в Законодательной палате. К проекту новой редакции Земельного кодекса было получено более трехсот поправок, предложений и пожеланий, Особый интерес у депутатов и аграриев вызывает дискуссия, начатая вокруг права продажи земли в частные руки. Можно сказать, что Комитет практически завершил работу над новой редакцией Земельного кодекса Республики Башкортостан.
Комитет продолжает работу над проектами законов «О садоводческих и огороднических некоммерческих объединениях граждан», «О государственном регулировании агропромышленного производства», «О продовольственной безопасности Республики Башкортостан», «О личном подсобном хозяйстве граждан».
Говоря о перспективах развития земельного законодательства республики, следует сказать, что пакет по подготовке в 1999 - 2000 годах первоочередных законопроектов по регулированию земельных отношений должен включать, на наш взгляд, следующие законопроекты: о государственном земельном кадастре, о государственных и муниципальных землях, о гражданском обороте земель в городах, об оценке земель, о землеустройстве, об аренде земельных участков, о залоге сельскохозяйственных земель, об охране земель и другие.
Жизнь ие стоит на месте, постоянно внося коррективы. Успешное развитие колхозов, совхозов и всех форм хозяйствования, благополучие членов их коллективов, вывод их из кризисной ситуации во многом будут зависеть от понимания и умения руководителей хозяйств, глав местных администраций организовать на территории конкретного сельскохозяйственного предприятия, сельского и поселкового Советов эффективное функционирование в едином комплексе - партнерство и взаимодополнение общественного и частного секторов. Назрела необходимость в будущем году выработать четкую научно обоснованную аграрную политику и государственную программу реформирования сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса. А парламентарии будущего созыва на этой основе разработают концепцию и программу законодательной работы по обновлению и развитию земельного законодательства Республики Башкортостан.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система