44. Инвестиционный и концессионный договоры
В целях оказания инвесторам государственной поддержки при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих для государства важное значение, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор. Основания, порядок заключения и реализации инвестиционных договоров регулируются Инвестиционным кодексом (гл.10), Декретом Президента Республики Беларусь № 10 от 6 августа 2009г. «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Декрет N910), Указом Президента Республики Беларусь № 168 от 21 марта 2008г «О некоторых мерах по реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов (кредитов)», Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2008 г. № 1449 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009г. № 10» (далее - Постановление N2 1449) и другими нормативными актами.
Сторонами в Инвестиционном договоре выступают: Республика Беларусь в лице Правительства или уполномоченного им республиканского органа государственного управления и национальные или (и) национальные инвесторы.
Порядок заключения инвестиционных договоров урегулирован ст. 47 ИК, нормами Декрета № 10, а также Постановлением № 1449, которым утверждено «Положение о порядке заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь».
Инвестиционный договор заключается на основании решения:
1.республиканского органа государственного управления, облисполкома (Минского горисполкома) в пределах их компетенции, если инвестиционный проект реализуется в рамках соответствующей отрасли или административно-территориальной единицы;
2.Совета Министров в случаях, когда инвестиционным договором не предусматривается предоставление инвестору льгот и преференций, кроме предусмотренных законодательством. В этих случаях (1 и 2) не требуется разрабатывать бизнес-планы инвестиционного проекта и проводить государственную комплексную экспертизу инвестиционного проекта;
3.Если инвестиционный договор предусматривает предоставление инвестору специальных льгот и преференций, не установленных законодательными актами, инвестиционный договор заключается на основании решения Совета Министров, согласованного с Прецедентом Республики Беларусь (с предоставлением бизнес-плана и прохождением государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта) (п. 1 Декрета № 10).
Проекты всех заключаемых на территории Республики Беларусь инвестиционных договоров подлежат обязательной юридической экспертизе. Заключенные инвестиционные договоры регистрируются в Государственном реестре инвестиционных договоров, порядок ведения которого урегулирован Постановлением № 1449.
Перечень обязательных условий Инвестиционного договора содержится в подп. 1.4 Декрета № 10 и ст. 46 ИК. К таковым относятся:
-объект, объем и сроки вложения инвестиций, срок действия инвестиционного договора;
-права и обязанности сторон инвестиционного договора;
-ответственность сторон инвестиционного договора за несоблюдение его условий, а также право на односторонний отказ Республики Беларусь от выполнения своих обязательств согласно инвестиционному договору при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором его обязательств;
-порядок и орган рассмотрения споров между сторонами инвестиционного договора, связанных с положениями инвестиционного договора;
-порядок внесения изменений в инвестиционный договор;
-иные условия по соглашению сторон инвестиционного договора.
Иными условиями могут быть взаимные обязательства сторон по развитию производственной и социальной инфраструктуры региона, обязательства инвестора по найму и обучению работников из числа физических лиц Республики Беларусь, условия по использованию новейших технологий и др.
Согласно ст. 48 ИК, условия инвестиционных договоров сохраняют силу в течение всего срока действия этих договоров. Изменение условий договора допускается по соглашению сторон, а также по основаниям и на условиях, предусмотренных инвестиционным договором.
Инвестиционный договор составляется на русском или белорусском языке.
В целях стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь нормами Декрета № 10 предусмотрены специальные правила осуществления инвестором инвестиционной деятельности при реализации инвестиционных договоров. В целях сокращения сроков строительства объектов, предусмотренных инвестиционными договорами, строительство может вестись параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением проектносметной документации на, каждый из этапов строительства с параллельным проектированием последующих этапов данного строительства; права аренды земельного участка предоставляются инвестору без проведения конкурса с оформлением соответствующих документов по отводу земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству; размер арендной платы за земельный участок не может повышаться в течение всего срока действия инвестиционного договора.
Кроме того, инвестор освобощается от перечисления в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка; возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйсгвенного производства, вызванных изъятием земель для реализации инвестиционного проекта; уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для реализации инвестиционных договоров; от уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта, разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а сами эти лица - от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание в Республике Беларусь.
Одной из форм прямого участия государства в инвестиционной деятельности является предоставление концессий. Под концессией понимается договор, заключаемый Республикой Беларусь с концессионером о передаче на возмездной основе на определенный фок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь (ст.50 ИК). Концессия предоставляется на основе концессионного договора. Сторонами в концессионном договоре выступают Республика Беларусь в лице Правительства или уполномоченного им республиканского органа государственного управления (концессионный орган) - с одной стороны, и национальные инвесторы, в том числе юридические лица частной формы собственности либо (и) юридические лица, в имуществе которых доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также государственных организаций составляет не более 25 процентов,, ил и (и) иностранные инвесторы (концессионеры) (ст. 52 ИК).
Порядок заключения, требования к содержанию и особенности реализации концессионных договоров урегулированы нормами Инвестиционного кодекса (ст.ст.58-76), Указом Президента Республики Беларусь № 44 от 28 января 2008 г. «Об утверждении Перечня объектов, предлагаемых для передачи в концессию» (далее - Указ № 44), постановлениями Совета Министров Республики Беларусь № 806 от 5 июня 2008 г. «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 января 2008г. № 44» (далее - Постановление № 806), которым утверждены концессионные предложения по всем объектам концессий; от 28 сентября 2001 г. № 1430 « О порядке ведения Государственного реестра концессионных договоров» (далее - Постановление № 1430), другими нормативными актами, а также международными договорами Республики Беларусь.
В зависимости от характера и объема прав, передаваемых концессионеру, концессионные договоры подразделяются на:
-полный концессионный договор - за концессионером сохраняется право собственности на произведенную продукцию. Концессионер обязан уплатить все предусмотренные законодательством Республики Беларусь налоги и другие обязательные платежи;
-концессионный договор о разделе продукции - произведенная в соответствии с договором продукция делится между концессионером и Республикой Беларусь на условиях и в порядке, определяемом концессионным договором. Концессионер может быть полностью или частично освобожден от уплаты налогов и других обязательных платежей, поскольку Республике Беларусь передается право собственности на часть произведенной концессионером продукции;
-концессионный договор об оказании услуг (выполнении работ) - право собственности на произведенную в соответствии с договором продукцию передается Республике Беларусь. Концессионер за оказанные услуги (выполненные работы) получает вознаграждение.
Инвестиционный кодекс содержит специальные нормы, регулирующие порядок заключения концессионных договоров (гл.12 ИК). Решение о необходимости концессии принимается Президентом Республики Беларусь.
В настоящее время объектами концессий в Республике Беларусь, согласно Указу N244 являются: месторождение гипса «Бриневское» в Гомельской области, месторождения железных руд «Околовское» в Минской области и «Новоселковское» в Гродненской облас- |и, месторождение бентонитовых глин «Острожанское» в Гомельской области.
На основании решения Президента Правительство Республики Беларусь готовит концессионные предложения и организует заключение концессионных договоров. В настоящее время концессионные предложения содержатся в Постановлении Совета Министров № 806.
Концессионер определяется посредством проведения конкурса или аукциона - публично и гласно. Возможность выбора концессионер без проведения торгов предусмотрена для случаев, когда для участия в торгах подана одна заявка, а также с целью обеспечения безопасности государства. В этих случаях возможно проведение прямых переговоров.
Решение о победителе в аукционе или конкурсе принимает концессионный орган на основании заключения аукционной (конкурсной) комиссии. Концессионный договор должен быть подписан в течение трех месяцев после опубликования результатов конкурса или аукциона. Заключенные в надлежащем порядке концессионные договоры подлежат регистрации в Государственном реестре концессионных договоров.
Общие требования к содержанию концессионных договоров содержатся в ст. 67 ИК К
К оязательным условиям концессионного договора отнесены условия о:
-сроках действия концессионного договора;
-видах деятельности, осуществляемой в соответствии с договором, или описание имущества, являющегося объектом концессии;
-обязательствах концессионного органа перед концессионером по выдаче ему разрешительных документов, необходимых для осуществления предусмотренной договором деятельности;
-праве собственности на произведенную продукцию и полученную прибыль;
-территории Республики Беларусь или ее части, на которой концессионер имеет право, в том числе исключительное, осуществлять отдельные виды деятельности;
-обязанности концессионера соблюдать трудовое законодательство Республики Беларусь и правила техники безопасности, законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
-порядке проверки деятельности концессионера;
-ответственности сторон договора, порядке и органе разрешения споров, вытекающих из концессионного договора.
Помимо общих требований к обязательным условиям концессионного договора, ст.ст. 68-70 ИК содержат специальные требования к обязательным условиям в зависимости от вида заключаемого концессионного договора.
Помимо обязательных условий в концессионный договор могут включаться условия, предусматривающие обязательства концессионера по финансированию концессионной деятельности, формы и порядок государственного участия, обязательства концессионера по использованию новых технологий, по найму и обучению работников из числа физических лиц Республики Беларусь, взаимные обязательства по развитию производственной и социальной инфраструктуры региона и др.
Концессионный договор может заключаться на срок до 99 лет. Добросовестный концессионер пользуется преимущественным правом на перезаключение договора на тот же срок.
Концессионеры свободны в выборе способов осуществления деятельности, предусмотренной концессионным договором. Нормами 75 ИК в концессионных договорах с иностранным инвестором предусмотрена возможность отказа государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного или арбитражного решения.
- 1. Понятие и предмет хозяйственно-правового регулирования.
- 2. Принципы и методы правового регулирования хозяйственной деятельности.
- 3. Источники правового регулирования хозяйственной деятельности.
- 4. Понятие субъекта хозяйствования. Организационно-правовая форма субъекта хозяйствования.
- 5. Понятие и содержание права собственности. Формы собственности в Республике.
- 6. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования. Уставной фонд.
- 7. Правовое регулирование бухучета
- 8. Правовое регулирование отчетности субъектов хозяйствования.
- 9. Правовые основы аудиторской деятельности.
- 10. Понятие , признаки и виды юридических лиц.
- 11. Правовое положение хозяйственных товариществ.
- 12. Правовое положение унитарных предприятий
- 13. Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью.
- 14.15. Правовое положение акционерных обществ( виды, порядок создания и формирования уставного фонда). Управление акционерным обществом.
- 16. Правовое положение производственных кооперативов.
- 17. Правовое положение индивидуальных предпринимателей.
- 18. Порядок создания субъектов хозяйствования.
- 19. Прекращение деятельности субъектов хозяйствования. Реорганизация и ликвидация.
- 20. Объединения субъектов хозяйствования
- 21. Дочерние и зависимые организации
- 22. Правовое положение структурных подразделений юридических лиц. Филиалы и представительства
- 23. Основные направления государственного регулирования экономики. Акты государственного регулирования
- 24. Лицензирование деятельности субъектов хозяйствования
- 25. Правовое регулирование государственных закупок
- 26. Гражданско-правовая ответственность: понятие, особенности, виды
- 27. Понятие и порядок возмещения убытков
- 28. Правовая природа процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами
- 29. Понятие , виды и порядок взыскания неустойки
- 30. Порядок организации и проведения проверок деятельности субъектов хозяйствования.
- 31. Понятие экономической несостоятельности (банкротства). Заявление о банкротстве. Досудебное оздоровление.
- 32. Защитный период в процедуре экономической несостоятельности (банкротства)
- 33. Конкурсное производство: основания открытия, цели, процедуры.
- 34. Мировое соглашение в процедуре экономической несостоятельности (банкротства).
- 35. Правовое регулирование ограничения монополистической деятельности и развития добросовестной конкуренции .
- 36. Недобросовестная конкуренция: понятие, формы, ответственность.
- Гражданская и административная ответственность
- Уголовная ответственность
- 37. Правовое регулирование технического нормирования и стандартизации
- 38. Правовое регулирование оценки соответствия.
- 39. Обеспечение единства измерений.
- 40. Ответственность за нарушение законодательства о качестве.
- 41. Правовое регулирование ценообразования в рб.
- 42. Понятие, формы, объекты и субъекты инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
- 43. Основные формы участия государства в инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
- 44. Инвестиционный и концессионный договоры
- 45. Правовое положение иностранных инвестиций в Республике Беларусь
- 46. Хозяйственный договор: понятие, виды, содержание
- 47. Порядок заключения, изменения и расторжения хозяйственных договоров
- 48. Понятие и виды трудового договора. Порядок заключения.
- 49. Основания и порядок расторжение трудового договора
- 50. Трудовая дисциплина. Дисциплинарная ответственность
- 51. Трудовые споры
- 53. Подсудность дел в хозяйственном судопроизводстве.
- 54. Порядок обращение взыскания на денежные средства и имущество должника при исполнении судебных постановлений хозяйственного суда.