logo search
шпорище

44. Инвестиционный и концессионный договоры

В целях оказания инвесторам государственной поддержки при реализации отдель­ных инвестиционных проектов, имеющих для государства важное значение, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор. Основания, порядок заключения и реа­лизации инвестиционных договоров регулируются Инвестиционным кодексом (гл.10), Декретом Президента Республики Беларусь № 10 от 6 августа 2009г. «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Декрет N910), Указом Президента Республики Беларусь № 168 от 21 марта 2008г «О некоторых мерах по реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государ­ственных займов (кредитов)», Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2008 г. № 1449 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Бела­русь от 6 августа 2009г. № 10» (далее - Постановление N2 1449) и другими нормативными актами.

Сторонами в Инвестиционном договоре выступают: Республика Беларусь в лице Правительства или уполномоченного им республиканского органа государственного управ­ления и национальные или (и) национальные инвесторы.

Порядок заключения инвестиционных договоров урегулирован ст. 47 ИК, нормами Декрета № 10, а также Постановлением № 1449, которым утверждено «Положение о поряд­ке заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь».

Инвестиционный договор заключается на основании решения:

1.республиканского органа государственного управления, облисполкома (Минского горисполкома) в пределах их компетенции, если инвестиционный проект реализуется в рамках соответствующей отрасли или административно-территориальной единицы;

2.Совета Министров в случаях, когда инвестиционным договором не предусматри­вается предоставление инвестору льгот и преференций, кроме предусмотренных законода­тельством. В этих случаях (1 и 2) не требуется разрабатывать бизнес-планы инвестицион­ного проекта и проводить государственную комплексную экспертизу инвестиционного проек­та;

3.Если инвестиционный договор предусматривает предоставление инвестору специ­альных льгот и преференций, не установленных законодательными актами, инвестицион­ный договор заключается на основании решения Совета Министров, согласованного с Пре­цедентом Республики Беларусь (с предоставлением бизнес-плана и прохождением госу­дарственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта) (п. 1 Декрета № 10).

Проекты всех заключаемых на территории Республики Беларусь инвестиционных договоров подлежат обязательной юридической экспертизе. Заключенные инвестиционные договоры регистрируются в Государственном реестре инвестиционных договоров, порядок ведения которого урегулирован Постановлением № 1449.

Перечень обязательных условий Инвестиционного договора содержится в подп. 1.4 Декрета № 10 и ст. 46 ИК. К таковым относятся:

-объект, объем и сроки вложения инвестиций, срок действия инвестиционного дого­вора;

-права и обязанности сторон инвестиционного договора;

-ответственность сторон инвестиционного договора за несоблюдение его условий, а также право на односторонний отказ Республики Беларусь от выполнения своих обяза­тельств согласно инвестиционному договору при несоблюдении или ненадлежащем соблю­дении инвестором его обязательств;

-порядок и орган рассмотрения споров между сторонами инвестиционного договора, связанных с положениями инвестиционного договора;

-порядок внесения изменений в инвестиционный договор;

-иные условия по соглашению сторон инвестиционного договора.

Иными условиями могут быть взаимные обязательства сторон по развитию произ­водственной и социальной инфраструктуры региона, обязательства инвестора по найму и обучению работников из числа физических лиц Республики Беларусь, условия по использо­ванию новейших технологий и др.

Согласно ст. 48 ИК, условия инвестиционных договоров сохраняют силу в течение всего срока действия этих договоров. Изменение условий договора допускается по соглашению сторон, а также по основаниям и на условиях, предусмотренных инвестиционным договором.

Инвестиционный договор составляется на русском или белорусском языке.

В целях стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь нормами Декрета № 10 предусмотрены специальные правила осуществления инвесто­ром инвестиционной деятельности при реализации инвестиционных договоров. В целях со­кращения сроков строительства объектов, предусмотренных инвестиционными договорами, строительство может вестись параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением проектносметной документации на, каждый из этапов строительства с параллельным про­ектированием последующих этапов данного строительства; права аренды земельного уча­стка предоставляются инвестору без проведения конкурса с оформлением соответствую­щих документов по отводу земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству; размер арендной платы за земельный участок не может повышаться в тече­ние всего срока действия инвестиционного договора.

Кроме того, инвестор освобощается от перечисления в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка; возмещения потерь сель­скохозяйственного и (или) лесохозяйсгвенного производства, вызванных изъятием земель для реализации инвестиционного проекта; уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для реализации инвестиционных договоров; от уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым инвестором для реали­зации инвестиционного проекта, разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а сами эти лица - от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание в Республике Беларусь.

Одной из форм прямого участия государства в инвестиционной деятельности явля­ется предоставление концессий. Под концессией понимается договор, заключаемый Рес­публикой Беларусь с концессионером о передаче на возмездной основе на определенный фок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида дея­тельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь (ст.50 ИК). Концессия предоставляется на основе концессионного договора. Сторонами в концесси­онном договоре выступают Республика Беларусь в лице Правительства или уполномочен­ного им республиканского органа государственного управления (концессионный орган) - с одной стороны, и национальные инвесторы, в том числе юридические лица частной формы собственности либо (и) юридические лица, в имуществе которых доля Республики Бела­русь, ее административно-территориальных единиц, а также государственных организаций составляет не более 25 процентов,, ил и (и) иностранные инвесторы (концессионеры) (ст. 52 ИК).

Порядок заключения, требования к содержанию и особенности реализации концес­сионных договоров урегулированы нормами Инвестиционного кодекса (ст.ст.58-76), Указом Президента Республики Беларусь № 44 от 28 января 2008 г. «Об утверждении Перечня объектов, предлагаемых для передачи в концессию» (далее - Указ № 44), постановлениями Совета Министров Республики Беларусь № 806 от 5 июня 2008 г. «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 января 2008г. № 44» (далее - Постановление № 806), которым утверждены концессионные предложения по всем объектам концессий; от 28 сентября 2001 г. № 1430 « О порядке ведения Государственного реестра концессионных договоров» (далее - Постановление № 1430), другими нормативными актами, а также меж­дународными договорами Республики Беларусь.

В зависимости от характера и объема прав, передаваемых концессионеру, концесси­онные договоры подразделяются на:

-полный концессионный договор - за концессионером сохраняется право собст­венности на произведенную продукцию. Концессионер обязан уплатить все предусмотрен­ные законодательством Республики Беларусь налоги и другие обязательные платежи;

-концессионный договор о разделе продукции - произведенная в соответствии с договором продукция делится между концессионером и Республикой Беларусь на условиях и в порядке, определяемом концессионным договором. Концессионер может быть полно­стью или частично освобожден от уплаты налогов и других обязательных платежей, по­скольку Республике Беларусь передается право собственности на часть произведенной концессионером продукции;

-концессионный договор об оказании услуг (выполнении работ) - право собст­венности на произведенную в соответствии с договором продукцию передается Республике Беларусь. Концессионер за оказанные услуги (выполненные работы) получает вознаграж­дение.

Инвестиционный кодекс содержит специальные нормы, регулирующие порядок за­ключения концессионных договоров (гл.12 ИК). Решение о необходимости концессии при­нимается Президентом Республики Беларусь.

В настоящее время объектами концессий в Республике Беларусь, согласно Указу N244 являются: месторождение гипса «Бриневское» в Гомельской области, месторождения железных руд «Околовское» в Минской области и «Новоселковское» в Гродненской облас- |и, месторождение бентонитовых глин «Острожанское» в Гомельской области.

На основании решения Президента Правительство Республики Беларусь готовит концессионные предложения и организует заключение концессионных договоров. В настоящее время концессионные предложения содержатся в Постановлении Совета Минист­ров № 806.

Концессионер определяется посредством проведения конкурса или аукциона - пуб­лично и гласно. Возможность выбора концессионер без проведения торгов предусмотрена для случаев, когда для участия в торгах подана одна заявка, а также с целью обеспечения безопасности государства. В этих случаях возможно проведение прямых переговоров.

Решение о победителе в аукционе или конкурсе принимает концессионный орган на основании заключения аукционной (конкурсной) комиссии. Концессионный договор должен быть подписан в течение трех месяцев после опубликования результатов конкурса или аукциона. Заключенные в надлежащем порядке концессионные договоры подлежат регистрации в Государственном реестре концессионных договоров.

Общие требования к содержанию концессионных договоров содержатся в ст. 67 ИК К

К оязательным условиям концессионного договора отнесены условия о:

-сроках действия концессионного договора;

-видах деятельности, осуществляемой в соответствии с договором, или описание имущества, являющегося объектом концессии;

-обязательствах концессионного органа перед концессионером по выдаче ему раз­решительных документов, необходимых для осуществления предусмотренной договором деятельности;

-праве собственности на произведенную продукцию и полученную прибыль;

-территории Республики Беларусь или ее части, на которой концессионер имеет право, в том числе исключительное, осуществлять отдельные виды деятельности;

-обязанности концессионера соблюдать трудовое законодательство Республики Бе­ларусь и правила техники безопасности, законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

-порядке проверки деятельности концессионера;

-ответственности сторон договора, порядке и органе разрешения споров, вытекаю­щих из концессионного договора.

Помимо общих требований к обязательным условиям концессионного договора, ст.ст. 68-70 ИК содержат специальные требования к обязательным условиям в зависимости от вида заключаемого концессионного договора.

Помимо обязательных условий в концессионный договор могут включаться условия, предусматривающие обязательства концессионера по финансированию концессионной деятельности, формы и порядок государственного участия, обязательства концессионера по использованию новых технологий, по найму и обучению работников из числа физических лиц Республики Беларусь, взаимные обязательства по развитию производственной и соци­альной инфраструктуры региона и др.

Концессионный договор может заключаться на срок до 99 лет. Добросовестный кон­цессионер пользуется преимущественным правом на перезаключение договора на тот же срок.

Концессионеры свободны в выборе способов осуществления деятельности, преду­смотренной концессионным договором. Нормами 75 ИК в концессионных договорах с ино­странным инвестором предусмотрена возможность отказа государства от судебного имму­нитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судеб­ного или арбитражного решения.