logo search
teoria_gpp_otvety

46. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения судом дел, возникающих из публичных правоотношений.

Сущность названия данного вида гражданского судопроизвод­ства состоит в том, что суды в порядке, предусмотренном для этого вида судопроизводства (гл. 23-26 ГПК), рассматривают и разрешают не только дела, возникающие из административных правоотношений, но и дела, возникающие из конституционных, налоговых и других правоотношений (жалобы на действия изби­рательных комиссий, на действия налоговых органов, жалобы на отказ в регистрации недвижимости и т.д.)-

Новым названием этого вида судопроизводства в законе под­черкивается, с одной стороны, публичный характер правоотно­шений, являющихся объектом судебного исследования, с дру­гой — участие в гражданском деле носителя властных полномочий (должностного лица, государственного служащего, органа госу­дарственной власти и местного самоуправления, органа обще­ственного объединения).

Государство, призванное охранять и защищать права своих граждан, в то же время в лице своих органов, должностных лиц, государственных служащих способно нарушать их права. Приме­ром могут служить принимаемые неконституционные правовые нормы, ущемляющие права граждан или организаций, незакон­ные действия исполнительных органов, органов местного само­управления, органов общественных объединений, отдельных должностных лиц.

Потребность отдельного от искового правового регламента по делам, возникающим из публичных правоотношений, объясня­лась традиционно несколькими обстоятельствами: 1) неравно­правным положением участников (сторон) в регулятивных (конституционных, административных) и иных публичных пра­воотношений, поскольку в них выступают, с одной стороны, орган государства, должностное лицо, наделенное властными полно­мочиями, с другой — гражданин, организация, не имеющие та­ких полномочий; 2) специфической функцией суда при рассмот­рении этих дел, состоящей не в разрешении спора о праве, как в исковых делах, а в осуществлении судебного контроля за закон­ностью действий органов государства и организаций по отноше­нию к гражданам, а в отдельных случаях — и к другим субъектам права. Исковое производство ориентировано на форму рассмот­рения и разрешения споров прежде всего имущественного ха­рактера равных субъектов в регулятивных правоотношениях.

Указанными двумя причинами определяется и способ возбужде­ния дел данной категории — оспаривание путем подачи заявления, а не предъявление иска.

Публично-правовой характер отношений, подлежащих судеб­ному рассмотрению, порождает специфику процессуального ре­гулирования порядка рассмотрения и разрешения дел указанно­го вида судопроизводства: эти дела рассматриваются на основе применения норм искового производства, но с учетом действия специальных норм. Общие правила искового производства — принципы, письменная форма обращения в суд, постадийное развитие процесса, возможность отказаться от продолжения про­цесса и прекратить производство по делу — применяются при рассмотрении дел, вытекающих из публичных правоотношений.

С учетом непосредственного действия ст. 46 Конституции РФ и другого принятого на ее основе федерального законодательства к производству по делам, возникающим из публичных правоот­ношений относятся дела:

  1. по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспари­вании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных органов;

  2. по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездей­ствия) органов государственной власти, органов местного са­моуправления, должностных лиц, государственных и муници­пальных служащих;

  3. по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

  4. иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда, например, об обжаловании действий должностных лиц в связи с приме­нением административного наказания .

Порядок рассмотрения и разрешения всех дел, возникающих из публичных правоотношений, характеризуют специфические по сравнению с исковым порядком правила, отражающие повы­шенную активность суда и прокурора в процессе.

При рассмотрении и разрешении этих дел не применяются правила о заочном производстве. Суд может признать обязатель­ной явку в судебное заседание представителя органа государствен­ной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан доводами и основа­ниями заявленных требований.

При рассмотрении и разрешении публично-правовых требо­ваний суд может истребовать доказательства по своей инициативе, а обязанность по доказыванию возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт или лиц, которые приняли оспарива­емое решение, или совершили действие (допустили бездействие).