logo search
ответы по документоведению

3. Понятие и функции «Документа»

Понятие "документ" является фундаментальным в документоведении, оно широко используется во всех сферах производственной и общественной деятельности. В зависимости от специфики отрасли "документ" понимают по-разному. На международном уровне признано было определение "документа", разработанное Международной организацией по стандартизации (ИСО): документ – записанная информация, которая может быть использована как единица в документационном процессе. Согласно стандарту ИСО информация может быть записана любым способом фиксирования (с точностью до знака, изображения, звука). Наиболее широкое определение по ГОСТу 8.04-98: документ - материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве.

Функции документа – это его место и роль в обществе, целепологание как материального объекта.

Общие функции:

  1. Информационная – фиксация, хранение и передача информации во времени и пространстве.

  2. Коммуникативная –передача, обмен информации.

  3. Социально-культурная (кумулятивная) – накапливание информации с целью ее сохранения для нынешнего и грядущего поколения.

Специальные функции:

  1. Правовая – одни документы – источники права, другие – доказательства и т.д.

  2. Организационная – установка правовых отношений.

  3. Управленческая – участие в реализации управленческих решений, имеющий гос.характер.

  4. Обучающая – передача знаний между людьми и поколениями.

  5. Познавательная – служить средством получения и передачи знаний в обществе для дальнейшего изучения процессов и явлений.

  6. Мемориальная (памятниковая) – передача исторических сведений об отдельных людях или обществе, док-ты, являющиеся историческим наследием.