logo search
УМПок

6.5. Организация управления внешней политикой в России

Внешняя политика России основана на принципе мирного сосуществования. Во взаимозависимом мире невозможно достичь внутреннего спокойствия посредством интенсивного заградительного огня по периметру государственной границы. Только честная и принципиальная позиция России в международной политике способна восстановить былой престиж державы.

Реалии, из которых должна исходить сегодня Россия, заключаются в:

— смене идеологического противостояния и блоковой конфронтации сложным сплетением новых противоречий;

— появлении новых мировых «центров силы» (прежде всего Индии и Китая);

— создании на постсоветском пространстве ряда независимых государств, не всегда проводящих дружественную России политику;

— проникновении в ближнее зарубежье агентов влияния и прямых посланцев других государств мира (США, Турции, Китая, Кореи, арабских стран);

— возникновении на российских границах «горячих точек»;

— растущем столкновении разнонаправленных интересов цивилизационных центров, культурных традиций и религиозных течений;

— угрозе оттеснения России на периферию мирового сообщества.

Исходя из этого полномочия правительства в области внешней политики определены как:

— руководство в сфере отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями и обеспечение представительства в них интересов страны;

— подготовка и подписание, в пределах своей компетенции, международных соглашений, обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдение за выполнением другими государствами указанных договоров и обязательств;

— отстаивание геополитических

интересов Российской Федерации, защита прав граждан Российской Федерации за ее пределами.

Головной фигурой, определяющей основные направления внешней политики, является президент Российской Федерации. В этой деятельности ему помогает Совет безопасности. Органом федеральной государственной власти, непосредственно реализующим внешнюю политику, является Министерство иностранных дел России (МИД).

В отличие от других министерств и ведомств основные подразделения МИД действуют не в российских регионах, а за рубежом. Система дипломатических

представительств России включает в себя постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, чрезвычайные и полномочные посольства Российской Федерации, миссии Российской Федерации. Помимо дипломатических организаций МИД руководит системой консульских

учреждений
, основными функции которых являются защита интересов граждан России на территории зарубежных государств и обеспечение визовой помощи иностранцам.

С точки зрения государственного суверенитета перед внешнеполитической службой России стоят, прежде всего, задачи сохранения современной пространственной конфигурации. Колоссальный ресурс — территория, хранящая несметные природные богатства,— выступает в качестве гаранта будущего процветания России.

Необходимость создания по периметру государственной границы «зоны безопасности», защищающей внутренние центры страны, требует проведения продуманной и сбалансированной политики в отношении ближнего зарубежья. Ключевыми моментами внешней политики России являются отношения с США и Европейским союзом. Не менее значимы для России является налаживание системы добрососедских отношений с независимыми государствами постсоветского пространства, прежде всего странами – членами Содружества Независимых Государств (СНГ). Для реализации этой задачи в ведении МИД находится Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Целям построение системы союзнических отношений с этими странами служат (кроме СНГ) созданные по инициативе РФ международные организации – ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество), а также ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). Последняя из названных, кроме постсоветских государств, включает и стратегически важных для России партнеров (Китай, Индию, Монголию, Иран, Пакистан).

Нельзя не учитывать, что во внешнеполитической стратегии современной России идет борьба двух тенденций: старой имперской, исходящей из традиционных представлений о великодержавном статусе нашей страны и использующей соответствующие инструменты внешней политики, и новой геостратегической, оперирующей новаторскими подходами к разрешению геополитических проблем страны.

Резюме

1. В общественном сознании наиболее значимой воспринимается исполнительная власть.

2. Фактором, объясняющим ее значимость является постоянная непосредственная связь ее представителей с гражданами.

3. Система исполнительной власти охватывает все наиболее важные сферы деятельности общества.

4. Реализация направлений деятельности сталкивается как с разным пониманием приоритетов развития, так и с различными моделями этой реализации (монетаризм и градуализм, монополизм и антимонополизм, фритредерство и протекционизм и т. п.).

5. Система исполнительной власти нуждается в постоянном обновлении структуры и кадров в связи с перманентно возникающими новыми проблемами и появлением современных моделей управления.