logo search
Основы предприн

1.2. Сущность и функции предпринимательства

Это самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, выполненных работ, продажи товаров или оказанных услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (по Гражданскому Кодексу).

Характерные черты предпринимательской деятельности:

  1. Самостоятельная деятельность дееспособных граждан и объединений;

  2. Инициативная деятельность, направленная на реализацию своих потребностей, а так же потребностей др. лиц и общества;

  3. Предпринимательская деятельность является рисковой;

  4. Предпринимательство – это процесс, предполагающий компетентную длительную и профессиональную деятельность;

  5. Законная деятельность.

Предпринимательская деятельность шире, чем разрешенная законом деятельность. Можно выделить незаконную предпринимательскую деятельность полезную, бесполезную (должен совершенствоваться закон) и вредную для общества (должна пресекаться законом).

Предпринимательство как явление отражает всю совокупность отношений: экономических, социальных, личностных и др., связанных с организацией предпринимательского дела, с производством товаров и получением желаемого результата в виде прибыли, дохода.

Предпринимательство, как процесс, представляет собой сложную цепочку целенаправленных действий предпринимателей, начиная с возникновения идей и до ее реализации в конкретном проекте.

По Шумпетеру осуществление новых комбинаций функций производства охватывает пять случаев:

  1. изготовление нового, неизвестного потребителю продукта (блага), качества нового блага;

  2. внедрение нового способа производства;

  3. освещение нового рынка сбыта;

  4. получение нового источника сырья или полуфабрикатов;

  5. обеспечение монопольного положения предприятия или подрыв монопольного положения др. предприятия.

Функции предпринимательства:

  1. Общеэкономическая функция, которая аддитивно обусловлена ролью индивидуального предпринимателя как субъекта рынка.

  2. Ресурсная функция для эффективного использования как воспроизводственных, так и ограниченных ресурсов.

  3. Инновационная функция (творческо-поисковая). Существует три аспекта:

    • выработка новых идей,

    • новое комбинирование функций производства для производства идей,

    • творческий процесс достижения поставленных целей;

  4. Организаторская функция.