logo search
ответы по документоведению

5. Коллежное делопроизводство (19 в).

В начале 18 в. в России в период царствования Петра 1, происходит реформа приказного делопроизводства. В замен устаревшей системы приказов 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определнной отраслью или сферой управления и подчинялась сенату. В 1720 г был подготовлен и подписан Петром 1 «генеральный регламент» который определял задачи, функции, структуру и порядок работы коллегий. В этом документе имелась глава о структуре и функции канцелярии В «генеральном регламенте» давались общие правила составления документов, устанавливались требования к подписанию отдельных реквизитов. Для многих документов были установлены официальные бланки и разработан формуляр – правила расположения реквизитов на листе бумаге.  Появилось понятие гербовая бумага, на которой изготавливались документы для высших органов управления. В генеральном регламенте был подробно описаны правила удостоверения отдельных документов, например, что протоколы подписываются всеми членами коллегии. Также был установлен порядок пользования печатями. Появились порядочные системы регистрации. Регистрация велась в специальных журналах. В период колежного делопроизводства были заложены основы организации учета и хранения документов, именно в этот период появилось название АРХИВ.  В коллежном делопроизводстве появились совершенно новые названия документы: векселя, облигации, рапорты, журналы, протоколы, корреспонденция и т.д. Между собой коллегии переписывались промемориями, в подведомственные места направляли указы, получая от них рапорты.