Конституционные проблемы правовой охраны природы
Э.Ф.Шаретдинов,
член Комитета Законодательной палатыГосударственного СобранияРеспубликиБашкортостан
Экологические права человека являются новым словом в конституционализме. Осознание их конституционной значимости стало приходить только в конце 70-х годов, в эпоху тяжелых экологических кризисов и катастроф.
Изучение этой проблемы показывает, что в последние годы экологические права, право на благоприятную окружающую среду стали непременным атрибутом едва ли не всех новейших Конституций. Эти права включают, как правило, право на здоровую окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями (статья 42 Конституции Российской Федерации, статья 49 Конституции Республики Башкортостан).
К современным проблемам законотворческой деятельности в республике следует отнести создание собственного законодательства об ох-.| ране окружающей среды как составной части самостоятельной системьи республиканского законодательства. В настоящее время законодательство! об охране окружающей среды Республики Башкортостан включает в себя 1 десятки законов и иных нормативных правовых актов. И все-таки говорить о наличии сложившейся и устоявшейся системы законодательства, обеспечивающей право граждан на благоприятную окружающую среду, ещё рано.
Республиканское природоохранное законодательство основывается, естественно, наположениях Конституции Республики Башкортостан, котораяутверждает, что «граждане Республики Башкортостан имеют правона благоприятнуюокружающую среду, достоверную информацию о ее состояниии на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Следуя давним «традициям»,обязанностьгосударства обеспечить это право законодатель в Конституции Республики Башкортостан не предусмотрел. Кстати сказать, соответствующее упоминание об этомне предусмотрено и в Конституции РоссийскойФедерации. Несвязан ли с этим тот факт, чтопринимаемые в нашей стране экологические программы были изначально неэффективны. В числе прочихпричин стоит выделить такой момент, когдапроводимая
экологическаяполитика не быланаправлена на формирование у человека особого типа мышления, который можно былобы назвать «экологическим», не способствовала развитию у индивида экологической этики.
Долгое'время главными критериями общественного прогресса были рентабельность, производительность труда и другие частные показатели экономической эффективности. Социальным и экономическим факторам уделялось второстепенное значение, хотя задачи экологизации и социальной ориентации производства постоянно декларировались в программных правительственных документах. Страна обладала огромными запасами природного сырья, поэтому создавалась иллюзия, что оно никогда не иссякнет. В производство вовлекалось большое количество природных ресурсов, технологические процессы практически не изменялись. Хозяйственная и природоохранительная деятельности предприятий были разделены. Причем последняя, как правило, носила компенсационный характер. Экологические и социальные программы были обречены на остаточный принцип инвестирования, В результате всего этого атропогенное воздействие на окружающую среду достигло уровня, превышающую самовосстановительные силы природы.
Сегоднястановится болеечем ясно,что необходимо пересмотреть отношение человека к природе.Еще в прошлом векепроблема обеспечения сбалансированного взаимодействия человека и природы рассматривалась как основная проблема общественного прогресса. Карл Маркс отмечал, что не следует слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждуютакую победу она наммстит, каждая победаимеет непредвиденные последствия. Фактына каждом шагу напоминают о том, что мы отнюдь не властвуем над природой, как кто-либо, находящийся вне природы, мы принадлежим ейи находимся внутри ее, а наше отличие от других существ - в способности познавать ее законы и правильно их применять.
В дискуссиях о возможном выборе стратегии в области охраны окружающей среды на данный момент отчетливо выявились три различных подхода. Первый исходит из того, что жесткие меры экологического контроля необходимо проводить немедленно, не взирая на затраты и возможные экономические последствия.
Согласно второмуподходу ситуация в сфере охраны окружающей среды не оценивается как критическая, «поэтому жесткие меры не только не нужны, нои вредны, так как будут сдерживать экономический роста. Этот подход обычно критикуется за то,что краткосрочные экономические выгоды заслоняют собой перспективу получить внаследство многиеэкономические выгоды.
Третийподход направлен на активизацию мер поохране окружающей среды, но не путем ограничений или запретов, а на основевведения в рыночный механизм системы объективной оценки экологических последствий производства ипотребления. Надоотметить, что в настоящее время стимулы загрязняющей деятельности сильнее стимулов «не загрязнять» как у производителей, так и у потребителей. Поэтому более широкое использование налогов(на органическое топливо, определенные виды загрязнений продуктов) и других экономических мер позволит сориентировать рыночный механизм на цели охраны окружающей среды. Взаимосвязь экономических и экологических проблем диктует необходимостьиспользованиякак преимуществ рыночного механизма, так и мер государственного регулирования для обеспечения экологически сбалансированного развитияэкономики.
Конституция Республики Башкортостан в числе приоритетных направлений развития системы республиканского законодательства определила законодательство, обеспечивающее развитие экономических (имущественных) отношений и иных, связанных с ними отношений, а также законодательство, обеспечивающее рациональное использование и надежную охрану природной среды.
Таким образом в Основном Законе Республики Башкортостан отражена растущая потребность интегрировать экологические цели в механизм хозяйствования.
Дальнейшего развитияв законодательстве требуют новыеконституционные нормы, обеспечивающие на деле права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, имуществу и требоватьпрекращения экологически вредной деятельности, В этих условиях обязанность государства пообеспечению этих прав граждан должна стать важнейшей, а ряд норм Конституции Республики Башкортостан - прямогодействия.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система