Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
Р.У.Диваев,
министр внутренних дел Республики Башкортостан
Строительство России как федеративного государства и формиро-1ание ее как правового государства обуславливают необходимость четкого )егулирования отношений федеральных государственных органов и орга-юв государственной власти республик в составе Российской Федерации в )бласти обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод -раждан.
Подписание Федеративного договора и принятие новой Конституции Российской Федерации вывели проблемы взаимоотношений федерального центра с республиками Российской Федерации на качественно ювый уровень, в том числе и в сфере организации и деятельности мияи-дии, выполняющей значительный объем задач по реализации правоохранительной функции государства.
В условиях российского федерализма новая политическая, экономическая и правовая система может успешно развиваться только при ак-гивном участии в этом процессе всех регионов страны.
Закрепление Конституцией Российской Федерации и Договором от iавгуста 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном де-эегировании полномочий между органами государственной власти Рос-;ийской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности предполагает необходимость определения «доли» участия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республики в решении общих вопросов, а также обеспечение согласованности в выполнении каждой стороной своих полномочий.
На практике правовое регулирование сферы организации и деятельности милиции осуществляется совместно органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан.
Анализируя республиканское законодательство, можно выделить следующие направления правотворческой деятельности законодательного органа Республики Башкортостан - Государственного Собрания Республики Башкортостан. •;
• Издание законов, иных нормативных правовых актов, устанавливающих административную ответственность за те или иные правонарушения (в том числе и находящиеся в сфере юрисдикции милиции). Так, еще Верховным Советом Республики Башкортостан (органом законодательной власти республики, действовавшим до марта 1995 года) 19 июня 1991 года был принят Закон Республики Башкортостан «Об административной ответственности за нарушения правил дорожного движения», с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 2 сентября 1993 года. Ныне действует в этой области Закон Республики Башкортостан от 26 октября 1998 года «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «Об административной ответственности за нарушения правил дорожного движения», который конкретно устанавливает административную ответственность за нарушения правил дорожного движения.
Большой блок Указов Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан, усиливающих административную ответственность, был принят в сентябре 1993 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 24 августа 1993 «О неотложных мерах по борьбе с преступностью и правонарушениями». К их числу относятся: Указы Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 21 сентября 1993 года «Об административной ответственности за нарушения установленного порядка управления», «Об усилении административной ответственности за нарушение общественного порядка», «Об административной ответственности, направленной на борьбу с пьянством, алкоголизмом и наркоманией», «Об ответственности несовершеннолетних за совершение административных правонарушений». Действие этих указов было продлено постановлением Государственного Собрания Республики Башкортостан «О продлении действия указов Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан» от 31 августа 1995 года и Постановлением Государственного Собрания Республики Башкортостан «О продлении действия указов Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан, принятых во исполнение Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 24 августа 1993 года «О неотложных мерах по борьбе с преступностью и правонарушениями» от 5 августа 1996 года. В последнем, в частности, указывается, что «до принятия и введения в
действие Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях обжалование и опротестование постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных указами Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан, принятых во исполнение Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 24 августа 1993 года «О неотложных мерах по борьбе с преступностью и правонарушениями», осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
* Издание законов, иныхнормативных правовых актов,устанавливающих организационно-правовые основы деятельности органов милиции. В Республике Башкортостан ещев 1994 году принят Закон «О милиции общественной безопасности (местной милиции)». Он устанавливает задачи, принципы деятельности, структуру местной милиции, ее обязанности и права, применение милицией общественной безопасности физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия,прохождение службы в милиции общественной безопасности, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников, финансирование и материально-техническое обеспечениемилиции общественной безопасности, гарантии законности и обеспечения прав граждан в ее деятельности. В соответствии с Законом милиция общественной безопасности (местная милиция) является составной частью милиции Республики Башкортостан и входитв структуру Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, отделов внутренних дел Средневолжского управления внутренних дел на транспорте в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В районах и городах, районах города Уфы, на станции Уфа, в аэропорту Уфы милиция общественной безопасности создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного заена в составе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел.
* Издание законови иных нормативных правовых актов, направленных наусиление борьбы с преступностью (дополнительные меры по предупреждению и пресечению преступных проявлений, чрезвычайные меры по борьбе с преступностью). Так, в марте 1993 года Верховным Советом Республики Башкортостан было принято Постановление Верховного Совета Республики Башкортостан «О мерах поборьбе с преступностью в Республике Башкортостан». В этих же целях было принято в июне 1994 года Постановление Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссиипо
координации деятельности правоохранительных, судебных и контролирующих органов Республики Башкортостан». По результатам парламентских слушаний, посвященных этой актуальной теме, была разработана и утверждена «Программа борьбы с преступностью в Республике Башкортостан на 1996-1997 годы».
В 1995 году Верховным Советом Республики Башкортостан был принят Закон Республики Башкортостан «О борьбе с коррупцией», который налагает на милицию (и ряд других государственных органов) задачу по осуществлению борьбы с коррупцией. Закон является актом прямого действия применительно к дисциплинарной, гражданско-правовой (имущественной) и административной ответственности за правонарушения, связанные с коррупцией, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством, регулирующим иной порядок привлечения к иной ответственности. В законе указывается, что «правонарушения, связанные с коррупцией, влекут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную ответственность». Коррупционные правонарушения, содержащие признаки уголовно-наказуемых деяний, влекут за собой ответственность в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством о должностных и иных преступлениях. Кроме того, в законе регламентированы меры по предупреждению коррупции и устранению последствий коррупционных правонарушений, в сфере применения закона.
В целях укрепления законности и правопорядка по месту жительства граждан, обеспечения эффективного взаимодействия территориальных органов самоуправления с местной администрацией районов и городов, предприятиями, учреждениями, организациями, трудовыми коллективами в охране общественного порядка и профилактики правонарушений с 1 января 1994 года Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 21 сентября 1993 года «О возобновлении деятельности общественных формирований правоохранительной направленности по месту жительства граждан» была возобновлена деятельность общественных формирований правоохранительной направленности по месту жительства граждан - путем создания социально-профилактических центров (СПЦ) микрорайона, которые призваны объединить «усилия народных дружин, отрядов содействия милиции, товарищеских судов, домовых уличных комитетов, инспекций по делам несовершеннолетних, других органов общественной самодеятельности и трудовых коллективов по охране общественного порядка и профилактике правонарушений на закрепленной территории».
• Издание законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих социальную защиту сотрудников милиции. Так, Указ Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан «Об освобождении Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, его органов и подразделений от передачи части вновь вводимого ими жилья местным администрациям» от 14 марта 1995 гласит:
«В целях создания условий для эффективного решения задач, определенных Постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан от 31 марта 1993 «О мерах по борьбе с преступностью в Республике Башкортостан», Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан постановляет:
- освободить Министерство внутренних дел Республики Башкортостан, его органы и подразделения, являющиеся самостоятельными заказчиками или долевиками в жилищном строительстве, от частичной передачи части вновь вводимого ими жилья местным администрациям городов и других административно-территориальных единиц Республики Башкортостан, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 19 ноября 1992 года».
Отметими другие акты в этой области, принятые высшим органом власти Республики Башкортостан. Например, в соответствии с Постановлением Президиума Верховного СоветаРеспублики Башкортостан «Об образовании Республиканского фонда «Кадры - правопорядку» при Уфимской высшей школе МВД РоссийскойФедерации» от 22 июня1993 года был создан республиканский фонд «Кадры - правопорядку» для материального обеспечения подготовкивысококвалифицированных кадров для органов внутренних дел. Основнойзадачей этогофонда является объединение средств и координация усилий государственных, хозяйственных органов, общественных организаций, самодеятельных формирований и отдельных граждан по наращиванию кадрового и технического потенциала в целях противостояния преступности, профилактики правонарушений. В соответствии с Указом ПрезидиумаВерховного СоветаРеспублики Башкортостан «О поддержке развитияБашкирского филиала гуманитарного фонда «Ветеран МВД РФ»определены меры по поддержке в развитии Башкирского филиала гуманитарногофонда «Ветеран МВД РФ»,главная задача которого - социальная защита, оказаниематериальной и моральной помощи нуждающимся пенсионерам, инвалидам, семьям погибших сотрудников, привлечение ветеранов к борьбе с преступностью и охранеобщественного порядка.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным дальнейшее развитиереспубликанского законодательства, регламентирующего организацию и деятельность милиции. Стратегическими направлениямиэтого развитияявляется, по нашему мнению:
- совершенствование правового регулирования организации и деятельности структурных подразделений милиции, функционирующих на территории республики (порядок формирования, финансирование, полномочия органов власти республики по руководству ими и пр.), что можно сделать комплексным актом, каким мог бы быть Закон о милиции республики в новой редакции; -у
- организация (усиление) мер по борьбе с преступностью или с отдельными ее проявлениями (коррупция, терроризм);
- социальная защита сотрудников милиции.
Принятие перечисленных нормативных правовых документов позволит милиции более успешно и эффективно решать стоящие перед ней задачи по борьбе с преступностью, обеспечению правопорядка и безопасности в Республике Башкортостан.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система