logo search
Конституционное право Бащкирии

Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции

Р.У.Диваев,

министр внутренних дел Республики Башкортостан

Строительство России как федеративного государства и формиро-1ание ее как правового государства обуславливают необходимость четкого )егулирования отношений федеральных государственных органов и орга-юв государственной власти республик в составе Российской Федерации в )бласти обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод -раждан.

Подписание Федеративного договора и принятие новой Конститу­ции Российской Федерации вывели проблемы взаимоотношений феде­рального центра с республиками Российской Федерации на качественно ювый уровень, в том числе и в сфере организации и деятельности мияи-дии, выполняющей значительный объем задач по реализации правоохра­нительной функции государства.

В условиях российского федерализма новая политическая, эконо­мическая и правовая система может успешно развиваться только при ак-гивном участии в этом процессе всех регионов страны.

Закрепление Конституцией Российской Федерации и Договором от iавгуста 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном де-эегировании полномочий между органами государственной власти Рос-;ийской Федерации и органами государственной власти Республики Баш­кортостан» защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения за­конности, правопорядка, общественной безопасности предполагает необ­ходимость определения «доли» участия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республики в решении общих вопросов, а также обеспечение согласованности в выпол­нении каждой стороной своих полномочий.

На практике правовое регулирование сферы организации и дея­тельности милиции осуществляется совместно органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Рес­публики Башкортостан.

Анализируя республиканское законодательство, можно выделить следующие направления правотворческой деятельности законодательного органа Республики Башкортостан - Государственного Собрания Республи­ки Башкортостан. •;

• Издание законов, иных нормативных правовых актов, устанавли­вающих административную ответственность за те или иные правонаруше­ния (в том числе и находящиеся в сфере юрисдикции милиции). Так, еще Верховным Советом Республики Башкортостан (органом законодательной власти республики, действовавшим до марта 1995 года) 19 июня 1991 года был принят Закон Республики Башкортостан «Об административной от­ветственности за нарушения правил дорожного движения», с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 2 сентября 1993 года. Ныне действует в этой области Закон Республики Башкортостан от 26 октября 1998 года «О вне­сении изменений в Закон Республики Башкортостан «Об админист­ративной ответственности за нарушения правил дорожного движения», который конкретно устанавливает административную ответственность за нарушения правил дорожного движения.

Большой блок Указов Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан, усиливающих административную ответственность, был принят в сентябре 1993 года в соответствии с Указом Президиума Верхов­ного Совета Республики Башкортостан от 24 августа 1993 «О неотложных мерах по борьбе с преступностью и правонарушениями». К их числу отно­сятся: Указы Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 21 сентября 1993 года «Об административной ответственности за наруше­ния установленного порядка управления», «Об усилении административ­ной ответственности за нарушение общественного порядка», «Об админи­стративной ответственности, направленной на борьбу с пьянством, алко­голизмом и наркоманией», «Об ответственности несовершеннолетних за совершение административных правонарушений». Действие этих указов было продлено постановлением Государственного Собрания Республики Башкортостан «О продлении действия указов Президиума Верховного Со­вета Республики Башкортостан» от 31 августа 1995 года и Постанов­лением Государственного Собрания Республики Башкортостан «О про­длении действия указов Президиума Верховного Совета Республики Баш­кортостан, принятых во исполнение Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 24 августа 1993 года «О неотложных мерах по борьбе с преступностью и правонарушениями» от 5 августа 1996 года. В последнем, в частности, указывается, что «до принятия и введения в

действие Кодекса Республики Башкортостан об административных право­нарушениях обжалование и опротестование постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных указами Прези­диума Верховного Совета Республики Башкортостан, принятых во испол­нение Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 24 августа 1993 года «О неотложных мерах по борьбе с преступностью и правонарушениями», осуществляется в соответствии с порядком, преду­смотренным Кодексом Российской Федерации об административных пра­вонарушениях.

* Издание законов, иныхнормативных правовых актов,устанавли­вающих организационно-правовые основы деятельности органов мили­ции. В Республике Башкортостан ещев 1994 году принят Закон «О мили­ции общественной безопасности (местной милиции)». Он устанавливает задачи, принципы деятельности, структуру местной милиции, ее обязанно­сти и права, применение милицией общественной безопасности физиче­ской силы, специальных средств и огнестрельного оружия,прохождение службы в милиции общественной безопасности, гарантии правовой и со­циальной защиты сотрудников, финансирование и материально-техническое обеспечениемилиции общественной безопасности, гарантии законности и обеспечения прав граждан в ее деятельности. В соответствии с Законом милиция общественной безопасности (местная милиция) явля­ется составной частью милиции Республики Башкортостан и входитв структуру Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, отде­лов внутренних дел Средневолжского управления внутренних дел на транспорте в состав Министерства внутренних дел Российской Федера­ции.

В районах и городах, районах города Уфы, на станции Уфа, в аэро­порту Уфы милиция общественной безопасности создается и функциони­рует в качестве самостоятельного структурного заена в составе соответст­вующих отделов (управлений) внутренних дел.

* Издание законови иных нормативных правовых актов, направ­ленных наусиление борьбы с преступностью (дополнительные меры по предупреждению и пресечению преступных проявлений, чрезвычайные меры по борьбе с преступностью). Так, в марте 1993 года Верховным Со­ветом Республики Башкортостан было принято Постановление Верховно­го Совета Республики Башкортостан «О мерах поборьбе с преступностью в Республике Башкортостан». В этих же целях было принято в июне 1994 года Постановление Президиума Верховного Совета Республики Башкор­тостан «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссиипо

координации деятельности правоохранительных, судебных и контроли­рующих органов Республики Башкортостан». По результатам парламент­ских слушаний, посвященных этой актуальной теме, была разработана и утверждена «Программа борьбы с преступностью в Республике Башкорто­стан на 1996-1997 годы».

В 1995 году Верховным Советом Республики Башкортостан был принят Закон Республики Башкортостан «О борьбе с коррупцией», кото­рый налагает на милицию (и ряд других государственных органов) задачу по осуществлению борьбы с коррупцией. Закон является актом прямого действия применительно к дисциплинарной, гражданско-правовой (иму­щественной) и административной ответственности за правонарушения, связанные с коррупцией, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством, регулирующим иной порядок привлечения к иной от­ветственности. В законе указывается, что «правонарушения, связанные с коррупцией, влекут дисциплинарную, гражданско-правовую, администра­тивную ответственность». Коррупционные правонарушения, содержащие признаки уголовно-наказуемых деяний, влекут за собой ответственность в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательст­вом о должностных и иных преступлениях. Кроме того, в законе регла­ментированы меры по предупреждению коррупции и устранению послед­ствий коррупционных правонарушений, в сфере применения закона.

В целях укрепления законности и правопорядка по месту жительст­ва граждан, обеспечения эффективного взаимодействия территориальных органов самоуправления с местной администрацией районов и городов, предприятиями, учреждениями, организациями, трудовыми коллективами в охране общественного порядка и профилактики правонарушений с 1 ян­варя 1994 года Указом Президиума Верховного Совета Республики Баш­кортостан от 21 сентября 1993 года «О возобновлении деятельности обще­ственных формирований правоохранительной направленности по месту жительства граждан» была возобновлена деятельность общественных формирований правоохранительной направленности по месту жительства граждан - путем создания социально-профилактических центров (СПЦ) микрорайона, которые призваны объединить «усилия народных дружин, отрядов содействия милиции, товарищеских судов, домовых уличных ко­митетов, инспекций по делам несовершеннолетних, других органов обще­ственной самодеятельности и трудовых коллективов по охране общест­венного порядка и профилактике правонарушений на закрепленной терри­тории».

• Издание законов и иных нормативных правовых актов, регламен­тирующих социальную защиту сотрудников милиции. Так, Указ Прези­диума Верховного Совета Республики Башкортостан «Об освобождении Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, его органов и подразделений от передачи части вновь вводимого ими жилья местным администрациям» от 14 марта 1995 гласит:

«В целях создания условий для эффективного решения задач, опре­деленных Постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан от 31 марта 1993 «О мерах по борьбе с преступностью в Республике Баш­кортостан», Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан по­становляет:

- освободить Министерство внутренних дел Республики Башкорто­стан, его органы и подразделения, являющиеся самостоятельными заказ­чиками или долевиками в жилищном строительстве, от частичной переда­чи части вновь вводимого ими жилья местным администрациям городов и других административно-территориальных единиц Республики Башкорто­стан, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета Республи­ки Башкортостан от 19 ноября 1992 года».

Отметими другие акты в этой области, принятые высшим органом власти Республики Башкортостан. Например, в соответствии с Постанов­лением Президиума Верховного СоветаРеспублики Башкортостан «Об образовании Республиканского фонда «Кадры - правопорядку» при Уфимской высшей школе МВД РоссийскойФедерации» от 22 июня1993 года был создан республиканский фонд «Кадры - правопорядку» для мате­риального обеспечения подготовкивысококвалифицированных кадров для органов внутренних дел. Основнойзадачей этогофонда является объеди­нение средств и координация усилий государственных, хозяйственных ор­ганов, общественных организаций, самодеятельных формирований и от­дельных граждан по наращиванию кадрового и технического потенциала в целях противостояния преступности, профилактики правонарушений. В соответствии с Указом ПрезидиумаВерховного СоветаРеспублики Баш­кортостан «О поддержке развитияБашкирского филиала гуманитарного фонда «Ветеран МВД РФ»определены меры по поддержке в развитии Башкирского филиала гуманитарногофонда «Ветеран МВД РФ»,главная задача которого - социальная защита, оказаниематериальной и моральной помощи нуждающимся пенсионерам, инвалидам, семьям погибших со­трудников, привлечение ветеранов к борьбе с преступностью и охранеобщественного порядка.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным дальней­шее развитиереспубликанского законодательства, регламентирующего организацию и деятельность милиции. Стратегическими направлениямиэтого развитияявляется, по нашему мнению:

- совершенствование правового регулирования организации и дея­тельности структурных подразделений милиции, функционирующих на территории республики (порядок формирования, финансирование, пол­номочия органов власти республики по руководству ими и пр.), что можно сделать комплексным актом, каким мог бы быть Закон о милиции респуб­лики в новой редакции; -у

- организация (усиление) мер по борьбе с преступностью или с от­дельными ее проявлениями (коррупция, терроризм);

- социальная защита сотрудников милиции.

Принятие перечисленных нормативных правовых документов по­зволит милиции более успешно и эффективно решать стоящие перед ней задачи по борьбе с преступностью, обеспечению правопорядка и безопас­ности в Республике Башкортостан.