8.2. Понятие и основания административного принуждения
Административное принуждение обладает рядом специфических признаков, которые позволяют выделить его в качестве самостоятельного вида государственного принуждения.
Административное принуждение - особый вид государственного принуждения, имеющий своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.
Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий.
Внешние формы проявления административного принуждения весьма различны. Это обусловливается разнообразием обеспечиваемых с их помощью отношений, целями, основаниями применения принуждения, содержанием компетенции органов и должностных лиц, которые наделены правом использования этих мер, и рядом других обстоятельств. Все меры административного принуждения применяются для того, чтобы заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них либо подчиниться установленным правоограничениям. Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.
Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.
Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами. Их круг строго определен правовыми актами. Как правило, к ним относятся исполнительные органы и их должностные лица, уполномоченные на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы). Таким образом, административное принуждение характеризуется множественностью органов и должностных лиц, полномочных применять меры такого принуждения.
Административное принуждение характеризует внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполнительной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции без обращения в суд. Вместе с тем правом административной юрисдикции наделены суды и единолично судьи, которые рассматривают значительную категорию дел об административных правонарушениях и применяют к виновным меры административного наказания, например, за мелкое хищение.
Административное принуждение осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений, складывающихся в сфере государственного управления и охватывающих права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется. Применение мер административного принуждения в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц ограничивается сферой защиты преимущественно общеобязательных правил поведения, не имеющих ведомственных границ, например правил пожарной безопасности, правил лицензионно-разрешительной системы, природоохранных правил и т.д.
Административное принуждение характеризует и то обстоятельство, что компетентный государственный орган и лица, к которым оно применяется, не связаны отношениями служебной подчиненности, что отличает его от дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках государственно-служебных отношений. Административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга субъектов административного права.
Административное принуждение применяется не только к физическим лицам (гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства), но и в отношении юридических лиц. В связи с переходом к рыночной экономике и появлением негосударственных организаций расширяется сфера применения административного принуждения в виде достаточно крупных штрафных санкций за нарушение юридическими лицами общеобязательных правил, установленных законодательными актами в области строительства, за нарушение земельного, налогового и таможенного законодательства, нарушения правил пожарной безопасности, законодательства о рекламе и т.д.
Основанием применения административного принуждения являются: во-первых, совершение административного правонарушения, во-вторых, наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации.
- Административное право
- Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть
- 1.1. Общее понятие управления. Функции управления.
- 1.2. Государственное управление
- 1.3. Исполнительная власть.
- Тема 2. Сущность и основные институты административного права
- 2.1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- 2.2. Метод административного права
- 3.3. Функции и принципы административного права
- 2. 4. Понятие и система субъектов административного права
- 2. 5. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
- Тема 3. Административно-правовые нормы
- 3.1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- 3. 2. Виды административно-правовых норм
- 3.3. Реализация административно-правовых норм
- 3. 4. Источники административного права
- Тема 4 . Административно-правовые отношения
- 4.1. Основные черты административно-правовых отношений
- 4. 2. Юридические факты в административном праве
- 4.3. Виды административно-правовых отношений
- Тема 5 субъекты административного права
- 5.1. Административно-правовой статус гражданина
- 5.1.1 Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации
- 5.1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 5.1.3. Административно-правовая защита прав и свобод граждан
- 5.1.4. Обращения граждан
- 5.1. 5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 5.2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти
- 5.2.1. Понятие органов исполнительной власти
- 5.2.2. Виды органов исполнительной власти
- 5.2.3. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
- 5.2. 4. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 5.2.5. Правительство Российской Федерации
- 5.2.6. Федеральные органы исполнительной власти
- 5.2. 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- 5.2.8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Тема 6. Административно-правовой статус государственных служащих
- 6.1. Понятие, система и принципы государственной службы
- 6.2. Понятие и классификация должностей государственной службы
- 6.3. Понятие и классификация государственных служащих
- 6. 4. Основы административно-правового статуса государственных служащих
- 6. 5. Административно-правовое регулирование поступления на государственную службу и ее прохождения
- 6. 6. Поощрение, награждение и ответственность государственных служащих
- Тема 7. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
- 7.1.Виды правовых актов управления
- 7.2. Действие правовых актов управления
- Тема 8. Административно-правовые методы
- 8.1. Понятие административно-правовых методов. Виды административно-правовых методов
- 8.2. Понятие и основания административного принуждения
- 8.2.1. Меры административного принуждения
- Тема 9. Административное правонарушение
- 9.1. Сущность и признаки административного правонарушения
- 9.2. Понятие и юридический состав административного правонарушения
- 9. 3. Виды административных правонарушений
- Тема 10. Административная ответственность
- 10.1. Понятие и основные черты административной ответственности
- 10. 2. Освобождение от административной ответственности
- 10.3. Административная ответственность юридических лиц
- Тема 11. Административное наказание
- 11.1. Понятие и цели административного наказания
- 11.2. Виды административных наказаний
- 11. 3. Назначение административного наказания
- Тема 12. Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- 12. 1. Понятие и система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
- 12. 2. Виды органов административной юрисдикции
- 12. 3. Подведомственность дел об административных правонарушениях
- Тема 13. Административно-процессуальная деятельность
- 13. 1. Административный процесс: сущность, виды
- 13.2. Правовое регулирование и принципы административного процесса
- Тема 14. Производство по делам об административных правонарушениях
- 14. 1. Общие положения
- 14. 2. Участники производства
- 14.3. Доказательства
- 14.4. Возбуждение дела об административном правонарушении, административное расследование
- 14.5. Рассмотрение дела и вынесение постановления
- 14. 6. Пересмотр постановлений и решений
- 14.7. Исполнение постановлений
- Тема 15. Понятие законности и способы ее обеспечения в деятельности органов исполнительной власти
- Тема 16. Организация государственного управления
- 16.1. Управление экономической сферой
- 16.1.1.Органы управления экономическим развитием, торговлей и государственным имуществом и их полномочия в сфере государственного управления
- 16.2. Управление в сфере финансовой деятельности
- 16.2.1. Органы управления в сфере финансовой деятельности и их полномочия в сфере государственного управления.
- 16.3. Управление в сфере образования и науки
- 16.3.1. Органы управления в сфере образования и науки
- 16.1.2. Образовательные, научные учреждения и организации
- Тема 17. Государственное управление в области обороны
- 17.1. Органы управления в области обороны и их полномочия в государственном управлении.
- Тема 18. Управление в области безопасности
- 18. 1. Органы управления в области безопасности
- Тема 19. Управление в области внутренних дел
- 19.1. Понятие общественного порядка и общественной безопасности
- 19.2. Органы управления внутренними делами
- 19.3. Правовое положение милиции
- 19.4. Внутренние войска
- 19.5. Федеральная миграционная служба
- Тема 20. Управление в области юстиции
- 20.1. Органы управления в области юстиции