logo search
2014_2015 / 1

7.5. Применение современных международных стандартов и мер в области защиты прав потребителей

Появившееся в начале 60-х годов ХХ века общественное движение в защиту прав и законных интересов потребителей (консьюмеризм) получило в настоящее время правовую основу в законодательстве многих государств и в международных юридических документах.

15 марта 1962 года президент США Джон Ф. Кеннеди подписал Декларацию о защите интересов потребителей, которая стала свидетельством признания того, что все граждане, независимо от их доходов и социального положения, имеют определенные права как потребители. С тех пор эта дата отмечается как Всемирный день прав потребителей. В 1973 году на 25-й сессией консультативной ассамблеи ЕС принята Хартия защиты потребителей. Она утверждает пять основных положений: право потребителей на защиту и помощь, право на компенсацию в случае ущерба, на консьюмерскую информацию, на консьюмерское образование, а также право на представительство и консультацию. 9 апреля 1985 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию «Руководящие принципы для защиты потребителей», закрепившую основополагающие права потребителей, связанные с удовлетворение следующих законных потребностей: a) защита потребителей от ущерба их здоровью и безопасности; b) содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов; c) доступ потребителей к соответствующей информации, необходимой для компетентного выбора в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями; d) просвещение потребителей; e) наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб потребителей; f) свобода создавать потребительские и другие соответствующие группы или организации, и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы. В ноябре 1989 г. была принята «Варшавская декларация потребителей», в которой представители организаций потребителей Восточной и Западной Европы, Вьетнама, Австралии и США выработали общие принципы и направления деятельности, а также договорились о совместных действиях и взаимной поддержке.

В настоящее время обособленный комплекс прав потребителей включает в себя: право на безопасность товаров; право на информацию; право на выбор товаров; право на выражение своих интересов; право на удовлетворение основных потребностей; право на возмещение ущерба; право потребителя на образование; право на здоровую окружающую среду.

Наряду с этим международное сообщество приходит к все большему осознанию того, что потребление должно рассматриваться в глобальном измерении и не приводить к опасному загрязнению окружающей среды.

В Экологической программе для Европы, принятой в Софии, 23-25 октября 1995 г., отмечено, что устойчивое потребление означает удовлет-ворение потребностей и устремлений нынешнего и будущих поколений в пределах допустимой интенсивности использования ресурсов Земли; оно, таким образом, охватывает количество, качество и структуру распределения потребления.

26 мая 2000 г., ООН принимая Декларацию и Программу действий Форума тысячелетия «Мы, народы: Укрепление Организации Объединенных Наций в двадцать первом веке», призвала гражданское общество: «Активно добиваться осознания того факта, что после удовлетворения основных потребностей смысл развития человеческого потенциала заключается не в накоплении материальных ценностей, а в укреплении духовных. Наиболее эффективным средством избавления от культуры потребительства являются радикальные изменения в системе человеческих ценностей».

9 апреля 1985 г. ООН были приняты Руководящие принципы для защиты интересов потребителей. Цели этого документа сформулированы следующим образом:

«1. Принимая во внимание интересы и нужды потребителей во всех странах, особенно в развивающихся странах; признавая, что потребители зачастую находятся в неравном положении с точки зрения экономических условий, уровня образования и покупательной способности; и учитывая, что потребители должны иметь право на доступ к безопасным товарам, а также важность содействия справедливому, равноправному и устойчивому экономическому и социальному развитию, эти руководящие принципы защиты интересов потребителей имеют следующие цели:

a) содействовать странам в установлении или дальнейшем обеспечении надлежащей защиты своего населения как потребителей;

b) способствовать созданию структур производства и распределения, способных удовлетворять потребности и запросы потребителей;

c) поощрять высокий уровень этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров и услуг для потребителей;

d) содействовать странам в борьбе с вредной деловой практикой всех предприятий на национальном и международном уровнях, которая отрицательно сказывается на потребителях;

e) способствовать созданию независимых групп потребителей;

f) расширять международное сотрудничество в области защиты интересов потребителей;

g) поощрять создание рыночных условий, предоставляющих потребителям больший выбор при более низких ценах».

В разделе А, имеющим название «Физическая безопасность», определено, чтодля обеспечения того, чтобы товары были безопасны как при их предназначаемом, так и другом разумно возможном использовании, правительствам следует принять соответствующие меры или поощрять их принятие, включая правовые системы, положения о безопасности товаров, национальные или международные нормы, добровольные нормы и ведение учета случаев небезопасного использования отдельных товаров (п. 9).

Надлежащая политика должна обеспечить, чтобы производимые производителями товары были безопасны как при их предназначаемом, так и другом разумно возможном использовании. Те, кто несет ответственность за выход товаров на рынок, в частности поставщики, экспортеры, импортеры, розничные торговцы и т.п. (далее именуемые распределителями), должны обеспечить, чтобы эти товары, в период нахождения у них, не становились небезопасными из-за неправильного обращения или хранения и чтобы в период нахождения у них они не становились опасными из-за неправильного обращения или хранения. Потребителей следует инструктировать о правильном использовании товаров и информировать о возможном риске при предназначаемом или другом разумно возможном использовании. Там, где это возможно, потребителям должна сообщаться важнейшая информация о безопасном использовании с помощью понятных в международных масштабах обозначений (п. 10).

Надлежащая политика должна обеспечить, чтобы производители или распределители, если им стало известно о возникновении непредвиденной опасности уже после выхода товаров на рынок, незамедлительно уведомляли об этом соответствующие органы власти и, в случае необходимости, общественность. Правительствам также следует рассмотреть пути обеспечения того, чтобы потребители были должным образом информированы о такой опасности (п. 11).

Правительствам следует при необходимости принять политику, при которой, в случае обнаружения серьезного дефекта в каком-либо товаре и / или существенной и серьезной опасности даже при его правильном использовании, производители и/или распределители должны изъять его из обращения и устранить дефект или заменить, или предложить другой товар; если в разумные сроки это сделать невозможно, потребителю должна быть выплачена соответствующая компенсация (п. 12).