47. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения судом дел об оспаривании нормативных правовых актов.
Нормативными правовыми актами называются акты, принятые компетентными органами, устанавливающие правила поведения неопределенного круга лиц. Акты, не обладающие этими признаками, имеют индивидуальное значение, их оспаривают при рассмотрении и разрешении исковых дел.
Нормативные правовые акты, опубликованные и зарегистрированные в установленном законом порядке, могут быть оспорены с точки зрения их законности, в судебном порядке двумя способами.
Опосредованно при рассмотрении и разрешении исковых дел и непосредственно в порядке судопроизводства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, когда заинтересованные лица (группа лиц), объединения граждан, организация, прокурор оспаривают в суде законность нормативного правового акта или его части безотносительно к конкретному субъекту права и к спору о зашите субъективных прав лиц и просят признать акт или его часть недействующими.
Оспаривание нормативных правовых актов федерального уровня, т.е. нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Правительства РФ с точки зрения соответствия Конституции Российской Федерации может быть осуществлено исключительно в Конституционном Суде Российской Федерации и по запросам строго определенных лиц и органов.
Оспаривание законности нормативных правовых актов федерального уровня, принятых иными органами (министерствами, ведомствами, комитетами), подсудно Верховному Суду Российской Федерации.
Оспаривание нормативных правовых актов, принятых в субъектах Федерации, осуществляется в краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов и верховных судах республик.
Частным случаем реализации конституционного права на судебное обжалование решений органов государственной власти является обращение прокурора в суд на предмет признания противоречащим закону нормативного правового акта или его части. С учетом публичного характера рассматриваемых судом дел при рассмотрении заявлений о незаконности нормативного правового акта у суда имеются специфические функции.
По этим делам суд не устанавливает фактических обстоятельств дела, т.е. совокупности юридических фактов, необходимых для применения нормы права. Функция суда сводится к исследованию свойств нормативного правового акта, полномочий органа, издавшего акт, выяснению соответствия закрепленных в нормативном правовом акте норм Конституции РФ, федеральным законам, т.е. суд проводит правовую оценку акта.
Суд не связан доводами заявителя и его правовой позицией и проявляет инициативу в исследовании законности акта или его части.
Подсудность дел определяется уровнем обжалуемого акта. Заявления Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей, граждан, их объединений, организаций, оспаривающих нормативные правовые акты федерального значения, федеральных министерств и ведомств, подлежат рассмотрению в Верховном Суде Российской Федерации.
Заявления прокуроров субъектов Федерации, их заместителей, иных заинтересованных лиц, оспаривающих правовые акты органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации, рассматриваются и разрешаются соответственно краевыми, областными и приравненными к ним судами, т.е. судами субъектов Федерации.
В районных судах могут оспариваться нормативные правовые акты органов местного самоуправления и местной администрации.
Подача заявления. Гражданин, объединения граждан, организации, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
С аналогичным заявлением вправе обратиться в суд Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования (ст. 251 ГПК РФ).
О времени и месте судебного заседания извещаются заявитель, прокурор, руководитель органа, принявшего нормативный правовой акт, либо должностное лицо, их представители. В зависимости от обстоятельств дела неявка без уважительных причин надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению и разрешению дела по существу. Заявление рассматривается в течение месяца со дня его подачи.
Если при рассмотрении заявления о признании нормативного правового акта противоречащим закону будет установлено, что имеется спор о частном праве, подведомственный суду, заявление оставляется без рассмотрения.
Отказ лица от своего требования не влечет за собой прекращения производства по делу. Признание требования органом, принявшим оспариваемый акт, для суда необязательно (ч. 3 ст. 252 ГПК РФ).
Нормативный правовой акт может быть признан судом противоречащим закону и недействующим, если он издан органом или должностным лицом с превышением компетенции или с другими нарушениями действующего законодательства.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в его части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим вступает в законную силу по общим правилам (ст. 209 ГПК РФ). Вступившее в законную силу решение влечет утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящем его содержание.
Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Любое решение суда о признании незаконным полностью или в части нормальтивного акта может быть обжаловано в кассационном порядке.
- 2. Применение Конституции рф, а также общепризнанных принципов и норм международного права в гражданском процессе
- 3. Роль судебной практика в развитии гпп.
- 4. Законный интерес как предмет судебной защиты по делам особого производства.
- 5. Гражданская процессуальная форма.
- 6. Элементы Иска
- 7. Принцип диспозитивности.
- 8. Принцип доступности правосудия.
- 9. Гражданско-правовые правоотношения.
- 10. Субьекты гп правоотношений.
- 11. Стороны в гражданском процессе.
- 12. Третьи лица в гп.
- 13. Защита чужих интересов в гп.
- 14. Право на судебную защиту.
- 15. Понятия и виды судебной подведомственности. Общие правила разграничения судебной подведомственности.
- 16. Право на иск.
- 17. Подсудность.
- 18. Понятие, цель и предмет доказывания.
- 19. Распределение обязанностей по доказывания.
- 20. Понятия и виды доказательств.
- 21. Стадии и субьекты доказывания.
- 22. Понятия и значения процессуальных сроков.
- 23. Исковое производство.
- 24. Понятие иска и виды.
- 25. Процессуальные средства защиты ответчика.
- 26. Подготовка дела к судебному разбирательству.
- 27. Судебное решение.
- 28. Законная сила судебного решения.
- 29. Правовая природа дел возникающих из публичных правоотношений.
- 30. Особое производство: понятие, сущность, отличие от искового производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
- 31. Аппеляция в гражданском процессе.
- 32. Принцип правовой определенности в гражданском процессе.
- 33. Кассационная инстанция.
- 34. Место и значение норм о принудительном исполнении судебных актов.
- 35. Нотариат.
- 36. Понятия и сущность третейской формы защиты.
- 37. Судебное разбирательство.
- 38. Принцип состязательности.
- 39. Определение суда первой инстанции.
- 40. Порядок рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа.
- 41. Сущность заочного производства.
- 42. Заочное решение.
- 43. Особенности производства по делам об оспаривании решений третейских судов.
- 44. Судебный контроль в сфере нотариальной деятельности.
- 45. Приказное производство.
- 46. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения судом дел, возникающих из публичных правоотношений.
- 47. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения судом дел об оспаривании нормативных правовых актов.
- 48. Гражданские и процессуальные права и обязанности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, национальный правовой режим.
- 49. Правила нотариального производства и совершения нотариальных действий.
- 50. Порядок признания и приведения в исполнение рф решений иностранных судов…..
- 51. Гражданское судопроизводство.
- 52. Основания для отмены судебного постановления, его изменения или принятия нового решения судом кассационной инстанции.
- 53. Процессуальные особенности апелляционного производства.
- 54. Процессуальный порядок пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.
- 55. Этапы надзорного производства.
- 56. Сущность надзорного производства.
- 57. Субъекты, объекты пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.
- 59. Место производства, связанного с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов в системе гражданского процессуального права.
- 60. Рассмотрение дел об установлении юр. Фактов.
- 61. Процессуальные особенности рассмотрения дел о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании.
- 62. Законодательство, регулирующее деятельность третейских судов.
- 63. Подсудность гражданских дел с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций.
- 64. Общая характеристика гражданского процесса стран общего права.
- 65. Общая характеристика гражданского процесса романо-германской правовой семьи.