Тема 7. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти. Наиболее значимые качества, определяющие юридическую природу правового акта управления, следующие:
а) представляет собой юридический вариант управленческого решения. Путем его издания исполнительный орган (должностное лицо) решает тот или иной вопрос (общий или индивидуальный), возникающий в процессе его деятельности, в интересах реализации задач и функций исполнительной власти;
б) издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством либо административно-правовыми нормами;
в) это юридически властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности;
г) представляет одностороннее волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризующими исполнительную власть в целом;
д) содержит в себе юридически властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он императивен;
е) определяет правила должного поведения в сфере государственного управления;
ж) может либо создавать юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений (административно-правовые нормы), либо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа;
з) он подзаконен, т.е. может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения;
и) занимает определенное место в иерархической системе такого рода актов, что означает соответствие акта данного органа исполнительной власти (должностного лица) актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;
к) представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц). Эти документы (различного рода справки, отчетные материалы, докладные записки, удостоверения, протоколы, акты ревизий и проверок и т.п.) выражают определенные обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не превращаются тем самым в правовые акты управления со всеми присущими им юридическими качествами;
л) как правило, издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно (например, в системе военного управления, в рамках служебных отношений между руководителем и непосредственно подчиненными ему работниками аппарата управления;
м) с учетом ранее изложенных его качеств издается с соблюдением определенных, официально установленных правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения и проч. Общие правила такого рода, к сожалению, отсутствуют; существуют правила ведомственного характера либо предусматривающие процедуру подготовки и утверждения управленческих актов применительно к отдельным органам исполнительной власти (например, они содержатся в Регламенте Правительства РФ, в Положении о подготовке проектов его постановлений и распоряжений);
н) может быть в установленном действующим законодательством или подзаконными административно-правовыми нормами порядке опротестован или обжалован;
о) в случае несоблюдения содержащихся в нем юридически властных предписаний вызывает особое юридическое последствие правоохранительного характера, а именно наступление ответственности виновной стороны (как правило, наступает дисциплинарная или административная ответственность).
Таким образом, правовой акт управления есть основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций исполнительной власти.
Правовые акты управления по масштабности их действия не ограничиваются сферой государственного управления. В ряде случаев с их помощью регламентируются отдельные стороны общественных отношений, составляющих предмет не административного, а иных отраслей российского права. В наибольшей степени это касается финансовых отношений, частично трудовых, земельных и др. В частности, именно на их основе возникают налоговые, природоохранительные правоотношения.
Правовые акты управления отличаются от актов судебных органов государственной власти своим преимущественно позитивным характером, выражающимся в том, что с их помощью организуется процесс функционирования механизма исполнительной власти с целью упорядочивающего воздействия на различные стороны государственной и общественной жизни. Судебные акты имеют ярко выраженный юрисдикционный характер; для управленческих актов юрисдикция не является приоритетной. Кроме того, правовые акты управления не могут отменить либо изменить судебные акты, в то время как последние такую возможность в отношении их имеют. Наконец, правовые акты нередко играют роль доказательств в судебном процессе (например, по жилищным, трудовым, административным делам).
- Административное право
- Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть
- 1.1. Общее понятие управления. Функции управления.
- 1.2. Государственное управление
- 1.3. Исполнительная власть.
- Тема 2. Сущность и основные институты административного права
- 2.1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- 2.2. Метод административного права
- 3.3. Функции и принципы административного права
- 2. 4. Понятие и система субъектов административного права
- 2. 5. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
- Тема 3. Административно-правовые нормы
- 3.1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- 3. 2. Виды административно-правовых норм
- 3.3. Реализация административно-правовых норм
- 3. 4. Источники административного права
- Тема 4 . Административно-правовые отношения
- 4.1. Основные черты административно-правовых отношений
- 4. 2. Юридические факты в административном праве
- 4.3. Виды административно-правовых отношений
- Тема 5 субъекты административного права
- 5.1. Административно-правовой статус гражданина
- 5.1.1 Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации
- 5.1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 5.1.3. Административно-правовая защита прав и свобод граждан
- 5.1.4. Обращения граждан
- 5.1. 5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 5.2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти
- 5.2.1. Понятие органов исполнительной власти
- 5.2.2. Виды органов исполнительной власти
- 5.2.3. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
- 5.2. 4. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 5.2.5. Правительство Российской Федерации
- 5.2.6. Федеральные органы исполнительной власти
- 5.2. 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- 5.2.8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Тема 6. Административно-правовой статус государственных служащих
- 6.1. Понятие, система и принципы государственной службы
- 6.2. Понятие и классификация должностей государственной службы
- 6.3. Понятие и классификация государственных служащих
- 6. 4. Основы административно-правового статуса государственных служащих
- 6. 5. Административно-правовое регулирование поступления на государственную службу и ее прохождения
- 6. 6. Поощрение, награждение и ответственность государственных служащих
- Тема 7. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
- 7.1.Виды правовых актов управления
- 7.2. Действие правовых актов управления
- Тема 8. Административно-правовые методы
- 8.1. Понятие административно-правовых методов. Виды административно-правовых методов
- 8.2. Понятие и основания административного принуждения
- 8.2.1. Меры административного принуждения
- Тема 9. Административное правонарушение
- 9.1. Сущность и признаки административного правонарушения
- 9.2. Понятие и юридический состав административного правонарушения
- 9. 3. Виды административных правонарушений
- Тема 10. Административная ответственность
- 10.1. Понятие и основные черты административной ответственности
- 10. 2. Освобождение от административной ответственности
- 10.3. Административная ответственность юридических лиц
- Тема 11. Административное наказание
- 11.1. Понятие и цели административного наказания
- 11.2. Виды административных наказаний
- 11. 3. Назначение административного наказания
- Тема 12. Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- 12. 1. Понятие и система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
- 12. 2. Виды органов административной юрисдикции
- 12. 3. Подведомственность дел об административных правонарушениях
- Тема 13. Административно-процессуальная деятельность
- 13. 1. Административный процесс: сущность, виды
- 13.2. Правовое регулирование и принципы административного процесса
- Тема 14. Производство по делам об административных правонарушениях
- 14. 1. Общие положения
- 14. 2. Участники производства
- 14.3. Доказательства
- 14.4. Возбуждение дела об административном правонарушении, административное расследование
- 14.5. Рассмотрение дела и вынесение постановления
- 14. 6. Пересмотр постановлений и решений
- 14.7. Исполнение постановлений
- Тема 15. Понятие законности и способы ее обеспечения в деятельности органов исполнительной власти
- Тема 16. Организация государственного управления
- 16.1. Управление экономической сферой
- 16.1.1.Органы управления экономическим развитием, торговлей и государственным имуществом и их полномочия в сфере государственного управления
- 16.2. Управление в сфере финансовой деятельности
- 16.2.1. Органы управления в сфере финансовой деятельности и их полномочия в сфере государственного управления.
- 16.3. Управление в сфере образования и науки
- 16.3.1. Органы управления в сфере образования и науки
- 16.1.2. Образовательные, научные учреждения и организации
- Тема 17. Государственное управление в области обороны
- 17.1. Органы управления в области обороны и их полномочия в государственном управлении.
- Тема 18. Управление в области безопасности
- 18. 1. Органы управления в области безопасности
- Тема 19. Управление в области внутренних дел
- 19.1. Понятие общественного порядка и общественной безопасности
- 19.2. Органы управления внутренними делами
- 19.3. Правовое положение милиции
- 19.4. Внутренние войска
- 19.5. Федеральная миграционная служба
- Тема 20. Управление в области юстиции
- 20.1. Органы управления в области юстиции