40. Понятие и способы обеспечения законности и дисциплины
Законность – это основополагающий принцип правового государства, подразумевающий всеобщее подчинение членов общества положению о необходимости неукоснительного соблюдения норм права.
Дисциплина – порядок вещей, при котором все субъекты административных правоотношений должны в соответствии с законом выполнять возложенные на них задачи и функции.
Формы обеспечения законности и дисциплины:
1) контрольная деятельность государства, т. е. наблюдение за деятельностью субъектов административных правоотношений с целью проверки с позиции законности, дисциплины и целесообразности фактического результата осуществления ими своих полномочий;
2) надзорная деятельность государства – наблюдение за деятельностью субъектов государственного управления с целью проверки только результата с точки зрения законности;
3) контрольно-надзорная деятельность, содержащая в себе как элементы контроля, так и элементы надзора. Виды контрольной деятельности:
1) по субъектам:
– контроль, осуществляемый Счетной палатой Федерального Собрания РФ;
– контроль Министерства по налогам и сборам РФ;
– контроль Министерства финансов РФ;
– судебный контроль;
2) по методам:
– контроль документов, издаваемых участниками управленческой деятельности;
– проверка непосредственно самой деятельности;
3) по времени осуществления:
– предварительные проверки, осуществляемые до реализации субъектов административных правоотношений своих прав и обязанностей;
– текущие проверки в процессе деятельности;
– последующие – контроль по результатам;
4) в зависимости от взаимоотношения контролирующего и контролируемого органа:
– межотраслевой (включает прокурорский, МВД и т. д.);
– функциональный, внутриотраслевой (надзор в банковской сфере, санитарно-эпидемиологический и т. д.).
Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.
Выделяют следующие методы:
– метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания и контролировать его;
– метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации. Рекомендации могут быть приняты к сведению, но не исполнены;
– метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;
– метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;
– метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;
– метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
- 1. Административное право в правовой системе российской федерации
- 2. Понятие «управление» в административном праве
- 3. Исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности
- 4. Понятие административного права. Предмет и метод административно-правового регулирования
- 5. Источники административного права
- 6. Соотношение административного права с другими отраслями права
- 7. Система административного права
- 8. Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
- 9. Функции и принципы административного права
- 10. Юридические факты в административном праве
- 11. Понятие и виды административно-правовых отношений
- 12. Субъекты административного права
- 13. Административно-правовые гарантии прав граждан
- 14. Понятие и виды общественных организаций и объединений
- 15. Административно-правовые формы и методы государственного управления
- 16. Понятие, особенности и виды административно-правового статуса гражданина рф, иностранных граждан и лиц без гражданства
- 17. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления), его компетенция и структура
- 18. Структура федеральных государственных органов исполнительной власти
- 19. Структура органов исполнительной власти субъектов рф
- 20. Понятие местного самоуправления
- 21. Административно-правовой статус президента рф как руководителя системы исполнительной государственной власти
- 22. Правовой статус, структура администрации президента рф
- 23. Правовой статус правительства рф
- 24. Понятие государственной службы и служащего
- 25. Понятие муниципальной службы и служащего
- 26. Поступление на службу и способы замещения должностей на государственной службе
- 27. Аттестация государственного служащего
- 28. Ответственность служащих
- 29. Основания и порядок прекращения должностных полномочий
- 30. Понятие и виды форм управленческой деятельности субъектов исполнительной власти
- 31. Понятие метода административного регулирования, виды методов
- 32. Понятие и виды актов государственного управления
- 33. Понятие и виды мер административного принуждения
- 34. Понятие административного правонарушения
- 35. Понятие и структура административной ответственности
- 36. Виды административной ответственности
- 37. Административная ответственность юридических лиц
- 38. Освобождение от административной ответственности
- 39. Понятие и назначение административного наказания
- 40. Понятие и способы обеспечения законности и дисциплины
- 41. Дисциплинарная и материальная ответственность
- 42. Понятие и виды административных взысканий
- 43. Порядок наложения административных взысканий
- 44. Характеристика российской рыночной экономики как объекта государственного регулирования и управления
- 45. Отраслевое регулирование, органы управления в промышленном и агропромышленном комплексе
- 46. Государственная стандартизация и сертификация
- 47. Отраслевое регулирование и органы управления в строительном комплексе
- 48. Понятие и система образования. Организация науки в рф
- 49. Правовой статус образовательных учреждений. Управление в области образования
- 50. Правовой статус организаций культуры. Министерство культуры и массовых коммуникаций рф
- 51. Административно-правовой статус средств массовой информации
- 52. Контроль и административная ответственность в социально-культурном комплексе
- 53. Социально-правовая характеристика системы здравоохранения
- 54. Понятие и способы государственного управления иностранными делами
- 55. Миграционное дело
- 56. Административно-правовое регулирование въезда в рф и выезда из рф
- 57. Органы государственного управления обороной
- 58. Воинская обязанность
- 59. Альтернативная гражданская служба
- 60. Охрана государственной границы, административно-правовой режим
- 61. Организация таможенного дела. Органы управления
- 62. Служба внешней разведки рф
- 63. Федеральная служба безопасности рф
- 64. Понятие «управление юстицией», система, полномочия органов
- 65. Понятие лицензирования. Лицензирование отдельных видов деятельности
- 66. Организация службы судебных приставов
- 67. Органы внутренних дел в рф
- 68. Правовой статус служащих органов внутренних дел (права, обязанности, ответственность)
- 69. Правовые основы регулирования управления в области труда и занятости населения
- 70. Органы управления и контроля в области труда и социального обеспечения
- 71. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 72. Государственный пожарный надзор
- 73. Организация паспортной системы
- 74. Правовой статус внутренних войск
- 75. Правовое положение министерства финансов рф
- 76. Понятие безопасности, обеспечение охраны и безопасности личности, общества, государства
- 77. Административно-правовой статус счетной палаты
- 78. Понятие и виды административного надзора
- 79. Разрешительная система
- 80. Сущность и виды административного процесса
- 81. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административном правонарушении
- 82. Участники административного производства
- 83. Протокол административного правонарушения
- 84. Понятие и виды доказательств в административном производстве
- 85. Обеспечительные меры в административном производстве
- 86. Возбуждение дела об административном правонарушении
- 87. Административное расследование
- 88. Рассмотрение дела об административном правонарушении
- 89. Обжалование, опротестование постановлений по делу об административном правонарушении
- 90. Исполнительное производство