logo
Религиозные правовые системы

1.2 Особенности государственного устройства Греческой республики на основе анализа действующей Конституции

Для того, чтобы определить государственный строй какого-либо государства, необходимо в первую очередь изучить его Конституцию (если таковая имеется).

Настоящая Конституция Греции была принята Пятым Ревизионным Парламентом эллинов и вступила в силу 11 июня 1975 года (в соотв. со ст. 120, 4 разд. Конституции).

Конституция Греции по структуре своей состоит из 4 частей, 6 разделов, включающих в себя 120 статей. Она закрепляет принцип разделения властей, регламентирует полномочия Президента, Правительства и Парламента; содержит положения об отношениях государства и церкви; закрепляет личные и социальные права граждан; описывает организацию и функции государства; также включает в себя специальные заключительные и переходные положения.

Итак, в соответствии со ст. 1 настоящей Конституции Греция является парламентской республикой, в которой вся власть исходит от народа, существует для народа и нации и осуществляется путём, определяемым Конституцией.

Законодательные функции осуществляются Парламентом и Президентом Республики; исполнительные функции - Президентом Республики и Правительством; судебные - судами, решения которых исполняются от имени греческого народа [6, ст. 26, разд. 1].

На сегодняшний день Президентом Греции является Каролос Папульяс, полномочия которого закреплены во 2 и 3 главах Конституции.

Президент Республики представляет государство на международной арене, объявляет войну, заключает мирные договоры, договоры о союзе, об экономическом сотрудничестве и участии в международных организациях или союзах [6, ст. 36, разд. 2]; назначает премьер-министра, а также имеет право отправлять его в отставку, как и других членов Правительства [6, ст. 37, разд. 2]. Президент регулярно созывает парламент [6,п. 1, ст. 40, разд. 2], а также может однократно прекратить парламентскую сессию, отложив либо прервав заседание [6, п. 3, ст. 6, разд. 2]; издает и публикует принятые Парламентом законы в месячный срок с момента их принятия; может вернуть в Парламент принятый им законопроект, изложив причины возврата [6, п. 1, ст. 42, разд. 2]. Президент также имеет законодательную инициативу. Он имеет право издавать необходимые декреты во исполнение законов [6, п. 1, ст. 43, ст. 44, разд. 2]; имеет право на объявление референдумов по наиболее важным вопросам общественной и политической жизни [6, ст. 44, разд. 2]. Президент Греческой республики возглавляет военные силы страны и присваивает звания военнослужащим[6, ст. 45]; в соответствии с законом назначает и увольняет государственных служащих [6, ст. 46, разд. 2]. В исключительных случаях Президент имеет право даровать осужденным помилование [6, ст. 47, разд. 2]. В Конституции сказано, что Президент не несёт никакой ответственности за исполнение своих обязанностей (исключая предумышленную государственную измену и намеренное нарушение Конституции); чтобы выдвинуть обвинение против Президента и привлечь его к ответственности перед судом, необходимо собрать не менее 2/3 голосов из числа депутатов Парламента [6, ст. 49, разд. 2].

Таким образом, следует отметить, что хоть полномочия Президента достаточно широки, но во многих своих решениях он ограничен Парламентом.

Парламент в Греции является представительным органом власти. Депутаты в Парламент избираются путём прямого, всеобщего, тайного голосования, гражданами, которые имеют право избирать, согласно закону. Закон не ограничивает избирательное право граждан, однако, лица, не достигшие определённого возраста, либо граждане, несущие уголовную ответственность за определённые преступления не имеют право избирать депутатов в Парламент. Избирательное право граждан является не только их "правом", но и обязанностью. В отдельных случаях могут применяться уголовные санкции [6, ст. 51, разд. 3]. Депутаты Парламента избираются на 4 года. Их полномочия утрачивают силу после издания Президентом специального декрета, подписанного Советом министров (Правительством). В случае войны срок полномочий Парламента продлевается вплоть до её окончания. А если же Парламент был распущен до её начала, то выборы должны быть отложены, а распущенный Парламент в это время созывается вновь [6, ст. 53, разд. 3].

Особое внимание уделяется качествам, которые должны быть присущи депутату. Так, например, стать депутатом Парламента может греческий гражданин, который имеет право быть избранным, а также, если ко дню избрания он достиг двадцатилетнего возраста [6, ст. 55, разд. 3]. Должность депутата Парламента не может совмещаться с должностью члена административного совета, управляющего или его заместителя [6, ст. 57, разд. 3].

В Греции даже сама процедура посвящения в депутаты Парламента представляет особый интерес. Прежде, чем приступить к своим обязанностям, депутат даёт публичную присягу, произнося определённую клятву [6, ст. 59, разд. 3].

Депутаты Парламента имеют неограниченное право на собственное мнение и право на преждевременный уход в отставку [6, ст. 60, разд. 3]. Депутаты Парламента могут подвергаться преследованию только за клевету. Их дела рассматриваются в апелляционном суде в особом порядке [6, ст. 61]. Депутаты имеют определённые привилегии. Они получают от государства различного рода вознаграждения и компенсации за расходы, понесённые ими во время исполнения своих обязанностей. Также депутаты Парламента освобождаются от оплаты транспортных средств, почтовых и телефонных сборов [6, ст. 63, разд. 3].

Парламент собирается каждый год в первый понедельник октября на очередную сессию. Сессия Парламентского заседания имеет продолжительность минимум пять месяцев [6, ст. 64, разд. 3]. Парламент регламентирует организацию своей деятельности собственным Уставом, который принимается на пленарном заседании и публикуется по распоряжению председателя Парламента в Правительственной газете. Из числа депутатов избирается председатель Парламента и остальные члены президиума [6, ст. 65, разд. 3].

Парламент может принимать решения только абсолютным большинством. В том случае, если голоса разделились поровну, проводится повторное голосование. Если происходит аналогичное деление, выдвинутое предложение отвергается [6, ст. 67, разд. 3]. На пленарном заседании Парламента принимаются или отвергаются законопроекты, обсуждается и принимается Устав Парламента; также принимается государственный бюджет и отчёт о его исполнении [6, ст. 72, разд. 3].

У Парламента есть право законодательной инициативы [6, ст. 73]. Каждый законопроект, который выносится на публичное обсуждение в Парламент, в обязательном порядке должен быть подкреплён каким-либо докладом с подробным описанием и разъяснением выдвигаемого проекта. Впоследствии, законопроект может быть отправлен на доработку для его усовершенствования [6, ст. 74, разд. 3]. У парламента также есть функция аутентичного толкования законов. Закон, который не требует толкования, вступает в силу сразу же после его публикации [6, ст. 77, разд. 3].

После всего вышеперечисленного, можно говорить о том, что полномочия Парламента значительно шире власти Президента Греческой Республики.

Правительством в Греции является Совет министров, во главе которого стоит Премьер-министр. Премьер-министр - это олицетворение единства всего Правительства. Он направляет и координирует деятельность министров, исполняющих обязанности в различных сферах; даёт поручения тем министрам, которые исчерпали запас обязанностей [6, ст. 81, разд. 3].

Если говорить об отношениях Парламента и Правительства, здесь также следует отметить доминирующую роль Парламента. Здесь имеет место быть такое понятие как "вотум недоверия". Парламент может лишить доверия Премьер-министра или любого из членов Правительства, тем самым ограничив Правительство в полномочиях, и министерства не смогут нормально функционировать [6, ст. 84, разд. 3]. Парламент также имеет право привлечь Премьер-министра и других членов правительства к административной и уголовной ответственности, подвергнуть членов Правительства преследованию, и только он имеет право его приостановить [6, ст. 86, разд. 3].

Правосудие в Греции осуществляется судами. Судьи в своих решениях независимы. При исполнении своих обязанностей судьи подчиняются только Конституции и закону [6, ст. 87, разд. 5]. В Греческой республике наблюдается демократизация судебной системы. Об этом свидетельствует наличие такого органа как Высший дисциплинарный совет, который состоит из председателя совета, его заместителей, членов Ареопага, членов Контрольного совета и двух штатных профессоров-юристов юридических факультетов университетов страны. Высший дисциплинарный совет регламентирует деятельность судебных чиновников, следит за исполнением их обязанностей и соблюдением дисциплины [6, ст. 92, разд. 5]. Судебные решения должны быть тщательно обоснованы и публично озвучены, на основе законов, не противоречащих Конституции [6, ст. 93, разд. 5].

Одним из важнейших органов является Контрольный совет, основная функция которого - контроль за расходами государства, а также поставленных под его контроль законами органов местного самоуправления или иных юридических лиц публичного права [6, ст. 98, разд. 5].

Местное управление осуществляется также на принципах демократии и в соответствии с децентрализацией власти: на местах есть свои органы местного управления [6, ст. 100, разд. 6].

Нельзя не отметить того, что даже в Конституции Греции закреплено положение о том, что доминирующей в государстве религией признаётся Христианство. Греция является светским государством, где государство отделено от религии[6, ст. 3, разд. 2]. Но основной религией греков является православие. Также можно говорить о том, что в Греции человеческое достоинство и общественное благо является высшей ценностью [6, ст. 4, разд. 2]. Огромное количество статей посвящено личным и социальным правам человека. Остаётся лишь надеяться на то, что эти права не только записаны, но и существуют в реальной действительности.

Делая вывод из всего вышеперечисленного, можно говорить о том, что Греция действительно явилась первым источником демократической формы правления. Зарождение в Древней Греции таких органов как Ареопаг (Совет старейшин), Гелиэя (суд присяжных), Эклессия (Народное собрание) способствовало развитию прямой демократии, эталонной для современного мира. Многие учёные и исследователи идеализируют древнегреческую демократию, хотя, разумеется, в ней тоже присутствовали недостатки. Хоть в Афинах и была демократия, но тем не менее и рабство никуда не уходило - оно находилось на этапе расцвета, а у власти могли находится афинские граждане, вовсе не просвещённые в проблемы политики, главным условием было материальное положение и статус в обществе. Ведь непосредственная демократия, эталонная на сегодняшний день, представляла собой голосование тысяч людей на площади, где люди в принципе друг друга и услышать не могли. Но, тем не менее, именно демократия античной Греции внесла бесценный вклад в становление современной Греческой республики, государственный строй которой и на сегодняшний день остаётся примером для подражания.

На основе анализа Конституции, можно говорить о том, что в Греции сложилась стройная система управления, основанная на принципе разделения властей. Высшим законодательным органом власти является парламент; высшим исполнительным - Правительство; правосудие у греков осуществляется судами. Греция является парламентской республикой. Отчётливо видно, что в стране работает система сдержек и противовесов, что позволяет Президенту не сосредотачивать всю полноту власти в своих руках, а быть ограниченным при помощи Парламента, который обладает широкими полномочиями. Основной закон государства Греции - Конституция - демократична по своему содержанию и достаточно проста по структуре. Нельзя не отметить её сходства с Конституцией Республики Беларусь. Однако главной отличительной их чертой является всё же то, что в Греции роль Парламента доминирующая, нежели в Республике Беларусь.

В Греции государство отделено от церкви, а наиболее распространённой религией является православие.

Таким образом, можно говорить о том, что и на сегодняшний день Греция не утратила своего исторического наследия и идёт по тому же демократическому пути, который служит образцом для многих стран мира.