logo
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Введение

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой важную сферу жизнедеятельности человеческого общества. Без его эффективного функционирования невозможно обеспечение нормальных условий существования. Система ЖКХ должна работать слаженно, постоянно и с учетом требований населения, оплачивающего соответствующие услуги.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, на сегодняшний день жилищно-коммунальное хозяйство все еще остается сферой, которую мало затронули рыночные преобразования. Финансирование текущих расходов коммунальных предприятий более чем на 45% осуществляется за счет бюджетных дотаций, производство коммунальных услуг полностью сосредоточено в локальных монополиях, отсутствует конкуренция и стимулы к сокращению затрат и потерь, не часто удается привлечь в отрасль частный бизнес и частные инвестиции.

Проводимые в России реформы оказали значительное влияние на развитие и функционирование коммунального хозяйства. Претерпели изменение основные цели и приоритеты развития предприятий этой отрасли. Принципиально изменились функции государства в управлении коммунальным хозяйством, что проявилось в отказе от бюджетного финансирования и переходу к выработке и проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства, направленной на переход к 100% оплате коммунальных услуг населением, стимулирование внедрения новых технологий и поддержку структурных изменений в коммунальном хозяйстве. Однако до сих пор не выявлены приоритеты реформирования коммунального хозяйства и не учитывается специфика отрасли - ее социальная значимость.

По анализу специалистов главная проблема реформы ЖКХ заключается в том, что простые люди с трудом понимают, о чем идет речь. Поэтому сегодня необходимо разъяснять людям основы жилищного законодательства и отвечать на все их вопросы. Однако сделать это не просто. Это связано с тем, что все люди сталкиваются с ежедневными коммунальными проблемами и не понимают, от чего они возникают. И самое главное не знают, как эти проблемы решить.

Удовлетворение запросов всех слоев населения и социальных групп, а значит, и успех реформы ЖКХ, невозможны без взаимного диалога населения, органов власти и представителей бизнеса. В основе этого диалога должны лежать знания современного законодательства, анализ имеющегося опыта по реформированию ЖКХ и уважение к правам и обязанностям всех участников процесса реформирования.

Неоднократный перенос сроков реформирования коммунального хозяйства, также свидетельствует о значительных недоработках в планировании процесса реформирования. Не созданы условия, в которых коммунальное хозяйство смогло бы эффективно функционировать и выполнять свою главную роль - это обеспечение социально-экономической безопасности государства. Эффективное функционирование коммунального хозяйства, также невозможно без прогнозирования и разработки вариантов своего будущего развития, нацеленных на обеспечение стратегических интересов. Одним из основных вопросов при разработке стратегии развития коммунального хозяйства является определение эффективной стратегии развития на разных уровнях (страны, региона, муниципального образования и предприятия) при обеспечении социальной безопасности населения. Решение вопросов, - связанных с разработкой стратегии развития, сталкивается с проблемой определения эффекта от ее реализации, как для предприятий коммунального хозяйства, так и для всего народного хозяйства страны.

Сегодня ЖКХ - это новый перспективный рынок. Ниша, которая до недавнего времени не использовалась для коммерческих инвестиций. При соответствующем нормативно-правовом обеспечении отрасль способна стать одной из самых стабильных, с низким уровнем риска и относительно высокой рентабельностью. В связи с реализацией реформы ЖКХ появилась надежда на позитивные перемены.

Вступление в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации коренным образом изменило систему правоотношений между органами власти, населением и поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Ранее все ответственные решения, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, принимали органы власти. Сегодня появились такие институты как институт собственников помещений, управляющих компаний. Возникли и новые экономические взаимоотношения между ними.

Проблемы функционирования и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, а так же выход из кризисного состояния коммунального хозяйства нашли отражение в работах многих отечественных ученых А.А. Аболина, Н.В. Абросимова, А.А. Адейкина, Б.Н. Андрушкива, В.В. Бузырева, И.В. Бычковского, А.К. Зайцева, В.Н. Кириченко, И.Г. Минц, М.Н. Назаренко, Р.И. Орловой, А.З. Пронина , B.C. Чекалина, Л.Н. Чернышева, С.В. Щепиной, и др. Аналогичные проблемы рассматриваются так же в работах зарубежных специалистов - П.Ф. Друкера, У. Кинга, Д. Клиланда, А.А. Томсона, А.Дж. Стрикленда, Я. Корнай, О. Уильямсона и др.

Объектом исследования выступают общественные отношения в области жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью работы - рассмотрение основных направлений повышения эффективности реформ в области жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Поставленная цель работы предопределила ряд взаимосвязанных задач:

1. Рассмотреть историю возникновения и развития организации жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований в РФ;

2. Выявить современное состояние и причины неудачи реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ;

3. Раскрыть проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ;

4. Исследовать перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Теоретической и методологической базой исследования послужили основные положения экономической теории, принятые законы и постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ, публикации отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.