Совершение нотариального действия от имени иностранных граждан

контрольная работа

2. Международные договоры и соглашения

Согласно ч. 1 ст. 104 Основ нотариус уполномочен применять нормы иностранного права в соответствии с законодательством РФ и международными договорами. Эта норма направлена на то, чтобы обеспечить соответствие между законодательством РФ и имеющимися в законе и международных договорах нормами о выборе права (коллизионными нормами). Коллизионные нормы указывают, право какого государства должен применять нотариус при совершении конкретного нотариального действия.

Нотариус при совершении нотариальных действий должен применять нормы иностранного права в соответствии с их толкованием и той практикой их применения, которые сложились в иностранном государстве. Однако для него является обязательным требование законодательства о том, что иностранный закон не должен противоречить международным договорам РФ, иначе он не подлежит применению.

Законодательством о нотариате не регулируется вопрос о порядке установления содержания иностранной правовой нормы. На практике нотариус прежде, чем совершить нотариальное действие (например, оформление документов для действия за границей), должен ознакомиться с нормами иностранного права, то есть обязанность установления содержания иностранного закона лежит на нотариусе.

Международные договоры, заключенные Российской Федерацией (а ранее СССР) с иностранными государствами, содержат большое количество норм о нотариальных действиях. В некоторых договорах имеются сходные правила, но очень часто между разными договорами имеются различия. Таким образом, правила международных договоров РФ о нотариальных действиях могут быть охарактеризованы лишь в общих чертах.

Соответствующие договоры РФ являются двусторонними и, как правило, бывают двух видов: это либо договоры об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, либо консульские договоры (или консульские конвенции).

При характеристике международных договоров, прежде всего, следует отметить правила, дающие консулам одной стороны право совершать нотариальные действия на территории другой стороны. При этом консулам предоставляется право совершать нотариальные действия, содержание, а также порядок и условия, совершения которых точно поименованы в договорах. По сравнению с перечнем, содержащимся в ст. 38 и 39 Основ, иностранные консулы обладают по международным договорам более узкой компетенцией, чем российские консулы. Консулам всех стран предоставлено право удостоверять завещания от имени граждан своего государства, а также сделки, если они касаются интересов граждан или подлежат исполнению на территории государства, назначившего консула, и не противоречат законам России.

Поэтому в определенных случаях иностранные граждане для оформления документов, предназначенных для действия за границей, могут обратиться как к российскому нотариусу, так и к консулу своей страны.

Кроме того, во многих международных договорах содержатся различные дополнительные условия, при которых консул вправе совершать разрешенное нотариальное действие. Эти условия могут относиться к гражданству лиц, ходатайствующих о совершении нотариального действия: согласно одним договорам консулы удостоверяют сделки только для граждан своей страны (например, США), по другим договорам -- для граждан страны, назначившей консула, и граждан страны пребывания (например, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Ливия), а по третьим -- и для граждан третьих государств (например, Бенин, Мали, Финляндия). Также дополнительные условия могут касаться объекта нотариального действия:

в некоторых договорах говорится, что консул составляет и удостоверяет акты и сделки, если они не касаются установления или передачи прав на недвижимое имущество (Бенин);

в других говорится, что сделки должны относиться исключительно к имуществу или правам государства пребывания (Мали):

в третьих -- сделки должны касаться исключительно интересов на территории представляемого государства (Ливия). В международных консульских договорах (конвенциях) встречается и целый ряд других условиях, относящихся к месту совершения нотариального действия, соответствию совершаемых нотариальных действий законодательству страны пребывания и др.

Что касается видов нотариальных действий, то чаще всего в международных договорах говорится о праве консула свидетельствовать верность переводов документов, верность копий документов и выписок из них, а также о праве легализовывать документы.

В ряде международных договоров Российской Федерации консулам дано право удостоверять не только завещания, но и другие сделки. Однако при этом довольно часто делаются различные оговорки: о гражданстве участников сделки, о месте нахождения ее объекта и т.п.).

Значительное внимание в международных договорах уделяется регулированию деятельности консула при принятии мер к охране наследственного имущества. Права консулов в различных договорах имеют различный характер и объем: от права просить о принятии мер к охране наследственного имущества до права принимать меры к охране наследства, открывшегося после смерти гражданина представляемого государства (например, ст. 36 конвенции с Японией и ст. 34 конвенции с Бенином).

В некоторых договорах упоминается право консула получать, заверять или составлять любые декларации либо другие документы, предусмотренные законодательством представляемого государства в отношении морских судов, выдавать свидетельства на право плавания под флагом представляемого государства для приобретенного или построенного судна (например, ст. 38 конвенции с Мали, ст. 39 конвенции с Бенином).

Кроме того, в консульских конвенциях может содержаться такое право консула, как принятие на хранение имущества и документов от граждан представляемого государства или для этих граждан.

Важное практическое значение имеют нормы международных договоров, заключенных Российской Федерацией, об освобождении от консульской легализации. В одних договорах указывается, что документы, передаваемые одной стороной другой стороне в связи с оказанием правовой помощи, принимаются без легализации (Финляндия), в других -- что принимаются без легализации документы, которые составлены или засвидетельствованы по установленной форме (Вьетнам). В ряде договоров могут устанавливаться особые правила о компетентности, в частности, правила о том, кто может вести дела о наследстве (например, ст. 38 Договора об оказании правовой помощи с Вьетнамом).

С ч. 1 ст. 109 Основ внутренне связана ч. 2 этой же статьи. В международном договоре, в котором участвует РФ, может быть предусмотрено, что учреждения юстиции договаривающихся сторон совершают определенный вид нотариального действия. Обычно в международных договорах речь идет о нотариальных действиях, которые известны законодательству обеих сторон, и в этом случае ни для одной из них не возникает препятствий при осуществлении соответствующих норм договора. Однако в международном договоре может говориться о нотариальном действии, которое существует только в одном договаривающемся государстве. Так, международным договором может предусматриваться совершение нотариальных действий, не известных российскому нотариусу, например, вскрытие и оглашение завещания, составленного по форме, установленной иностранным законодательством. В этом случая нотариус оглашает содержание завещания и составляет протокол о его состоянии и содержании. В протоколе указываются дата и место его составления, дата удостоверения завещания, имя лица, представившего завещание, состояние документа. Протокол подписывается нотариусом и лицом, представившим завещание. Этим же лицом подписывается каждая страница завещания. Если же завещание хранилось у нотариуса в запечатанном виде, все вышеуказанные действия нотариус производит единолично. К протоколу о состоянии и содержании завещания прилагается засвидетельствованная его копия, а в зависимости от требований международного договора -- могут прилагаться копия протокола и подлинник завещания. Указанные документы могут быть выданы заинтересованному лицу или высланы компетентному должностному лицу иностранного государства по правилам исполнения поручения.

Часть 2 ст. 109 Основ устанавливает, что вышеуказанные действия в Российской Федерации совершаются нотариусами. Следовательно, они не могут выполняться другими органами и должностными лицами, обладающими правом совершения нотариальных действий. Порядок, совершения нотариальных действий, не известных в Российской Федерации, устанавливается Министерством юстиции РФ, так как российское законодательство не может содержать норм, исчерпывающе регулирующих порядок совершения всех известных в мире нотариальных действий.

Для развития сотрудничества с органами юстиции иностранных государств важную роль играет положение от. 107 Основ, которая устанавливает, что порядок сношения нотариусов с иностранными органами юстиции определяется законодательством Российской Федерации и международными договорами. В договорах об оказании правовой помощи говорится о том, что учреждения юстиции одной стороны оказывают правовую помощь по гражданским, семейным и уголовным делам учреждениям юстиции другой стороны, а также другим учреждениям по указанным выше делам. Как правило, объем правовой помощи, которую могут оказывать друг другу нотариусы договаривающихся государств, во всех договорах одинаков: это -- выполнение просьб о вручении документов, о допросе свидетелей, о проведении экспертизы, о составлении и пересылке документов.

В различных международных договорах порядок сношений нотариусов с иностранными органами юстиции устанавливается по-разному; они осуществляются или в дипломатическом порядке (например, Финляндия и Греция), или через министерства юстиции (например, Германия и Вьетнам).

Форма и содержание поручения во всех договорах одинаковые. В поручении указывается: наименование запрашиваемого учреждения; наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь; имена и фамилии лиц, имеющих отношение к делу; их гражданство, занятие и место жительство и/или местопребывание; имена и фамилии представителей вышеупомянутых лиц; наименование вручаемого документа; содержание поручения; а также другие сведения, необходимые для его исполнения. Поручение подписывается компетентным лицом и скрепляется печатью. Для вручения все документы, подготавливаемые нотариусами по поручению органов иностранных государств, направляются в Министерство иностранных дел Российской Федерации через органы юстиции. Если нотариусу поступило письменное обращение от граждан и должностных лиц по вопросам справочного характера, то он может подготовить ответ и направить его адресату самостоятельно.

Делись добром ;)