Высшие органы Индийского союза

курсовая работа

2.1 Исполнительная власть союза

Президент.

Главой исполнительной власти является Президент. В настоящий момент президентом Индии является Пранаб Кумар Мукерджи. Он 13 президент Индии, занимает свою должность с 25 июля 2012 года.

Конституция наделяет президента огромной исполнительной властью, но все равно он должен советоваться с правительством.

Президент Индии избирается путем косвенных выборов, то есть коллегией выборщиков в соответствии с системой пропорционального представительства на основе единственного передаваемого голоса. Сущность этой системы заключается в том, что лицо, голосующее за кандидата, одновременно указывает других кандидатов (в порядке предпочтительности) на тот случай, если основной (первый) кандидат окажется забаллотированным. На избирательном бюллетене выбор кандидата отмечается цифрами 1, 2, 3 п т.д., в зависимости от числа имеющихся кандидатов. Бюллетень не является недействительным, если отмечены не все кандидаты, по он становится недействительным, если по отмечен первый выбор.http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-3/140.htm

В конституции написано, что президент избирается членами коллегии выборщиков, состоящей из:

а) выборных членов обеих Палат Парламента и

b) выборных членов Законодательных Собраний Штатов. Конституция Индии, 1949 г. М: Конституции зарубежных государств: учебное пособие/сост. Проф. В.В. маклаков. - Волтерс Клувер, 2003. - стр. 464

При выборах президента должно соблюдаться, единообразие представительства различных штатов в соответствии с численностью населения и общим числом выборных членов законодательного собрания каждого штата. Кроме того, должен быть обеспечен паритет между штатами в целом и Союзом это подтверждает статья 55 Конституции. Это второе условие направлено на то, чтобы обеспечить положение, при котором общее число голосов, которыми располагают штаты в коллегии выборщиков, образованной для выборов президента, соответствовало численности населения страны в целом. Таким образом, президент является в равной степени представителем как всей страны, так и населения различных штатов. Басу Дурга Дас Основые конституционного права Индии: с англ./под общ. ред. М.М. Сайфулина. - М. Прогресс, 1986. - стр. 271-272

К президенту Индии предъявляются следующие пассивные цензы: он должен быть гражданином Индии, 35 лет. Президент не должен обладать квалификациями для избрании в члены Народной Палаты, не должен быть членом Правительства Индии, либо Правительства любого штата, а также любых местных органов или иных властей.

Срок полномочий президента составляет 5 лет со дня вступления в нее, но он может быть переизбран.

Срок полномочий президента может окончиться ранее истечения пяти лет, в случае, если он:

1) откажется от своей должности, представив собственноручно написанное заявление на имя вице-президента Индии;

2) будет отстранен от должности за нарушение конституции в порядке импичмента (ст. 56).

Процедура импичмента. Импичмент является юридической процедурой, осуществляемой парламентом. Любая из палат парламента может предъявить, президенту обвинение и нарушении конституции перед другой палатой, которая либо сама расследует обвинение, либо отдает распоряжение о его расследовании.

Подобное обвинение может быть предъявлено палатой, только если резолюция, содержащая предложение предъявит, такое обвинение, внесена спустя 14 дней после письменного уведомления, подписанного не менее чем 1/4 частью общего числа членов данной палаты, и такая резолюции принята большинством не менее 2/3 голосов общего числа членов палаты.

Президент имеет право присутствовать и быть представленным на таком расследовании. Если в результате расследования большинством не менее 2/з общего числа членов палаты, перед которой было предъявлено обвинение, принята резолюция, провозглашающая, что обвинение, предъявленное президенту, подтвердилось, такая резолюция влечет за собой отстранение президента от должности со для принятия резолюции (ст. 61).

Условия, связанные с должностью президента. Президент не может быть членом какой-либо из палат парламента или какой-либо палаты легислатуры какого-либо штата; если член одной из палат парламента или палаты легислатуры какого-либо штата избран президентом, он считается выбывшим из состава членов этой палаты со дня вступления в должность президента. Президент не может занимать какой-либо оплачиваемой должности (ст. 59, п. 1). Басу Дурга Дас Основые конституционного права Индии: с англ./под общ. ред. М.М. Сайфулина. - М. Прогресс, 1986. - стр. 772-773

Президент является главой государства. По Конституции он представляет республику внутри страны и в международных отношениях, назначает дипломатических представителей, является главнокомандующим. Действуя, как глава государства Президент обладает следующими полномочиями:

- созывает и распускает сессии парламента

- назначает новые выборы

- созывает палаты парламента для совместного заседания с целью урегулировать возникшие между ними разногласия

- назначает премьер-министра, а по его указанию других министров

- вправе объявить чрезвычайное положение

- обладает правом законодательной инициативы (может издавать указы, имеющие силу закона в период между сессиями, если в течении шести недель после созыва палат указы не будут утверждены, они теряют силу).

Учреждается Совет Министров во главе с Премьер-министром для оказания помощи и дачи советов Президенту, который при исполнении своих функций действует в соответствии с таким советом

Вопрос о том, давали ли Министры совет Президенту и какой именно, не может быть предметом рассмотрения какого-либо суда. Конституция Индии, 1949 г. М: Конституции зарубежных государств: учебное пособие/сост. Проф. В.В. маклаков. - Волтерс Клувер, 2003. - стр. 472

Вакансия должности президента может оказаться вакантной и силу следующих причин:

1) по окончании пятилетнего срока его полномочий;

2) смерти;

3) сложении с себя полномочий:

4) отстранения его от должности в порядке импичмента;

5) по другим причинам, то есть в силу аннулирования результатов выборов президента.

Если вакансия должна открыться вследствие окончания полномочий президента, выборы для замещении вакансии должны быть завершены до истечения итого срока. Но для того чтобы избежать междувластия, могущего возникнуть из-за возможной задержки с завершением выборов, предусматривается, что покидающий свой пост президент продолжает занимать своюдолжность независимо от истечения срока ого полномочий до тех пор, пока его преемник не иступит в свою должность (ст. 50, п. 1 «с»).

В случае, когда вакансия открывается по любой иной причине, выборы для замещения вакансии должны быть проведены в возможно короткий срок и ни в коем случае по позднее чем через шесть месяцев после открытия вакансии.

Сразу же после открытия вакансии, например, по случаюсмерти президента, и до тех пор, пока не будет избран новый президент, как это указано выше, в качествепрезидента действует вице-президент (ст. 65. и. 1). Нет необходимости подчеркивать, что новый президент имеет право на полный пятилетний срок полномочий со дня своеговступления в должность. Басу Дурга Дас Основые конституционного права Индии: с англ./под общ. ред. М.М. Сайфулина. - М. Прогресс, 1986. - стр. 274

Вице-президент.

Он избирается на пять лет, но иным путем, чем президент.

Тайным голосованием специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов обеих палат Парламента, созванных на совместное заседание, в

соответствии с системой пропорционального представительства на основе "единственного передаваемого голоса" Конституция Индии, 1949 г. М: Конституции зарубежных государств: учебное пособие/сост. Проф. В.В. маклаков. - Волтерс Клувер, 2003. - стр. 468. Вице-президент не может занимать платную должность в органах правительства Федерации или штата. Вице-президентом может стать гражданин старше 35 лет, обладающий квалификацией, необходимой для избрания в качестве члена Совета штатов, поскольку он выступает, прежде всего, в качестве председателя этой палаты Парламента. Вице-президент по должности является председателем Совета штатов Парламента и замещает президента в периоды его отсутствия, болезни или в случае вакантности места президента до избрания нового главы государства.

Правительство.

Высшая исполнительная власть практически сосредоточена в руках Правительства - Совета министров и персонально Премьер-министра. По конституционному обычаю Президент назначает Премьером лидера парламентской фракции той партии, которая пользуется поддержкой большинства в Народной палате. Правительство является коллегиальным органом, включающим помимо Премьер-министра министров, назначаемых по представлению Премьера Президентом страны.

Премьер-министр формирует правительство. Он распределяет министерские портфели и определяет функции и полномочия министров (ч. 1 ст. 75). Формируя правительство, премьер-министр стремится к тому, чтобы в нем были представлены основные национальности, религиозные общины, касты, крупнейшие штаты и т. д. В случае необходимости формирования коалиционного правительства необходимо учитывать специфику партнеров ведущей партии по коалиции. Несмотря на кажущуюся пестроту состава правительства, большинство его членов являются представителями имущих классов и принадлежат к высшим кастам индийского общества.

Премьер-министр может с одобрения президента изменять состав правительства и увольнять министров.

Конституция не устанавливает число членов Совета министров. Правительство в Индии, как и в Великобритании, включает большую группу лиц (в том числе государственных министров, парламентских секретарей - заместителей министров, представляющих их в парламенте, младших министров - иных заместителей министров) иногда 60 человек, но правительство очень редко собирается на заседания в полном составе.

Существует три категории министров: министры кабинета, или члены кабинета; государственные министры; заместители министров.

Конституция не разделяет членов Совета министров на категории. Это произошло -- и здесь сказалось влияние английской традиции -- неформальным путем. Что касается Союза, то там такое деление санкционировано в настоящее время в законодательном порядке.

Категории различных министров определяются премьер-ер-министром, по совету которого президент назначает министров (ст. 75, п. 1) и распределяет между ними портфели (ст. 77). Хотя Совет министров несет коллективную ответственность перед Народной палатой (ст. 75, п. 3) в ст. 78, подпункт «с» вменяет в обязанность премьер-министру, если того потребует президент, поставить на рассмотрение Совета министров любой вопрос, решение по которому было вынесено каким-либо министром, но который не обсуждался в Совете министров, на практике Совет министров редко собирается в полном составе. Политику правительства определяет кабинет как внутренний орган, действующий в рамках Совета министров.

В то время как министры -- члены кабинета -- участвуют в заседаниях кабинета по принадлежащему им праву, государственные министры, как не являющиеся членами кабинета, могут присутствовать на его заседаниях, только если их туда пригласили. Заместители министра оказывают помощь министрам, возглавляющим соответствующие ведомства или министерства, но не принимают участия в обсуждениях.

Министры могут выбираться из числа членов той или другой палаты, причем министр, являющийся членом одной из палат, имеет право выступать в другой палате и принимать участие в ее работе, хотя он и не. обладает правом голоса в палате, членом которой не состоит (ст. 88).

Конституция Индии не содержит положения, запрещающего назначение министром какого-либо лица, не входящего в состав парламента. Однако такое лицо поможет находиться в должности министра свыше 6 месяцев, если за это время оно не займет места в одной из палат парламента в результате выборов или назначения. Ст. 75, п. 5, гласит:

«Министр, который в течение шести месяцев появляется членом одной из палат парламента, по истечении этого периода перестает быть министром».

Ответственность министров перед парламентом.

Что касается ответственности министров перед парламентом, то можно утверждать, что индийская конституция в основном следует английскому образцу, за исключением юридической ответственности отдельных министров за действия, совершенные президентом или от его имени.

Коллективная ответственность. Принцип коллективной ответственности закреплен в п. 3 ст. 75:

«Совет министров несет коллективную ответственность перед Народной палатой».

Таким образом, на основании предусмотренной конституцией обязанности правительство как орган должно уйти в отставку, как только оно теряет доверие Народной палаты парламента. Совет министров несет коллективную ответственность именно перед Народной палатой, и в данном случае не имеет значения то обстоятельство, что некоторые министры могут быть членами Совета штатов.

Индивидуальная ответственность перед президентом.

Принцип индивидуальной ответственности перед главой государства сформулирован в п. 2 ст. 75:

«Министры занимают свои должности, пока это угодно президенту».

Итак, министры несут не только коллективную ответственность перед легислатурой, но и индивидуальную ответственность перед главой исполнительной власти и могут быть отстранены от должности, даже если они пользуются доверием легислатуры. Но поскольку в вопросе отстранения от должности отдельных министров требуется совет премьер-министра, то можно предположить, что принадлежащее президенту право на самом деле так же, как и в Англии, не что иное, как право, которое премьер- министр может использовать в отношении своих коллег. Иными словами, он может избавиться от неугодного ему министра, даже если этот министр продолжает располагать довернем большинства членов Народной палаты.

Юридическая ответственность.

Индийская конституция не предусматривает в прямо выраженной форме, что президент может действовать только при посредстве министров. Она предоставляет ему право издавать правила, касающиеся порядка удостоверения его приказов и т. д.; в то же время согласно конституции суды не вправе расследовать вопрос о том, какой совет был дан министрами исполнительной власти. Поэтому, если акт президента в соответствии с установленными им правилами удостоверяй секретарем правительства Индии, на министра не может быть возложена юридическая ответственность за этот акт даже в том случае, когда он был совершен по совету данного министра. Басу Дурга Дас Основые конституционного права Индии: с англ./под общ. ред. М.М. Сайфулина. - М. Прогресс, 1986. - стр. 303-306

Конституция не раскрывает полностью перечень полномочий Совета Министров. Кабинет решает все важные вопросы государственной политики, управляет страной. Правительство направляет законодательную деятельность Парламента, ведь от него исходят указы президента. За этими указами надзирает специальный комитет парламента, все нормативные акты должны быть положены на стол парламента.

Решения на заседаниях правительства принимаются без голосования. На этих заседаниях обычно рассматриваются важные вопросы, а текущая работа осуществляется через различные комитеты,например, по бюджету, политике и т.д.

Генеральный атторней.

Должность генерального атторнея -- одна из тех должностей, которые согласно Конституции имеют особое значение. Он является первым юристом индийского правительства, и в качестве такового в его обязанности входит:

1) давать советы по правовым вопросам и выполнять такие обязанности правового характера, которые президент может время от времени передавать или поручать ему;

2) выполнять функции, возложенные на него конституцией или любым другим действующим законом.

Хотя генеральный атторней Индии не является членом кабинета, он наделен правом выступать в обеих палатах парламента или в любой его комиссии, хотя он и лишен права голоса (ст. 88).

Контролер и генеральный аудитор Индии.

Другая весьма важная должность в правительство Индии -- это должность контролера и генерального аудитора, который контролирует всю финансовую систему страны (ст. 148) на уровне как Союза, так и штатов.

Должность генерального аудитора существовала в Индии еще в те времена, когда действовал Закон об управлении Индией 1935 г. Этот закон обеспечивал независимость генерального аудитора, предусматривая, что он может быть отстранен от должности в том же порядке и по тем же основаниям, что и судья федерального суда. Положения Конституции,касающиеся должности контролера и генерального аудитора, в значительной степени повторяют положения об этой должности, содержавшиеся в Законе об управлении Индией 1935 г.

Независимость контролера и генерального аудитора призвана обеспечить следующие положенияКонституции:

а) Хотя контролер и генеральный аудитор назначается президентом, он может быть отстранен от должности только обеими палатами парламента, но причине «доказанного недостойного поведении» либо «неспособности».

Таким образом, он представляет собой исключение из общего правила, согласно которому все лица, находящиеся па гражданской службе Союза, занимают своп должности, пока это угодно президенту (ст. 310, и. 1).

б) Жалованье и условия службы контролёра и генерального аудитора постоянны.

Срок пребывания в должности контролера и генерального аудитора составляет 6 лет со дня его вступления в эту должность. Он должен освободить должность по достижении 65 лет, если достигнет такого возраста до истечения шестилетнего срока; он может в любое время отказаться от своей должности, представив собственноручно написанное заявление на имя президента Индии; он может быть отстранен от должности в порядке импичмента.

После того как контролер и генеральный аудитор оставляет свою должность, он не может занимать какую- либо другую должность в правительственных органах. Таким образом, исключаются мотивы, которые могли бы побудить его проявлять угодничество в отношении исполнительной власти Союза или какого-либо штата.

Жалованье контролера и генерального аудитора и лиц служащих в ого ведомстве, а также административные расходы, связанные с его должностью, покрываются из государственных доходов Индии и вследствие итого по- подлежат утверждению путем голосования (ст. 148).

Обязанности н полномочия. Контролер и генеральный аудитор исполняет такие обязанности в отношении финансовых отчетов Союза и штатов, которые могут быть предписаны парламентом, т.е. составляет финансовые отчеты. Обязанности контролера и генерального аудитора, предусмотренные законом, сводятся к следующему:

а) проведение ревизий и представление докладов о всех расходах, покрываемых из средств Консолидированного фонда Индии, каждого штата и каждой Союзной территории, имеющей Законодательное собрание;

б) проведение ревизий и представление докладов о всех расходах, покрываемых из средств фондов не предвиденных расходов;

в) проведение ревизий и представление докладов по торговым счетам. Басу Дурга Дас Основые конституционного права Индии: с англ./под общ. ред. М.М. Сайфулина. - М. Прогресс, 1986. - стр. 313-316

Делись добром ;)