Сущность европейской интеграции. История создания Европейского союза

курсовая работа

1.2 Предпосылки и история создания Европейского союза

Сама идея создания так называемой "объединенной Европы" часто и не раз выдвигалась в прошлом, особенно в контексте кровопролитных конфликтов, имевших место в истории европейского региона.

Подобного рода проекты предлагались англичанами У. Пенном и Дж. Беллером, французами Ш. де Сен-Пьером и В. Гюго, великим немецким философом Э. Кантом и многими другими.

В ХХ веке, а именно, в межвоенный период, идея паневропеизма ассоциируется, в первую очередь, с именем австрийского графа Р. Куденхове-Калерги, который являлся автором книги "Пан-Европа", а также с министром иностранных дел Франции А. Брианом. Однако попытки объединения европейских стран в единый союз в те годы не увенчались успехом. Объединение Европы началось с целью предотвращения войны, а также сотрудничества европейских народов между собой после второй мировой войны.

Документы, которые были подписаны в Потсдаме и Ялте казалось бы создавали, некоторые предпосылки для подобного сотрудничества. Однако, после войны противостояние двух мощных систем послужило причиной того, что данное сотрудничество было "помножено на ноль". На смену антигитлеровской коалиции пришла Европа, которая была разделена на 2 враждующих лагеря. Таким образом, началась следующая в Европейской истории война, продолжительностью в тридцать лет - так называемая "Холодная война".

В этой обстановке интеграционные процессы пошли различными путями:

- в Западной Европе подобные процессы послужили следствием создания различных объединений западноевропейских государств, часто под эгидой США;

- в Восточной Европе в ответ образовывались также и свои объединения под руководством Советского союза.

Противостояние между этими двумя огромными лагерями привели к созданию мощных военно-политических организаций, например, Западноевропейский союз (основанный на Брюссельском пакте 1947 года), вошедший в НАТО в 1949 г.;

- в Восточной Европе образовалась военно-политическая организация Варшавского договора. В целях экономической интеграции был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Разные методы и способы интеграции основывались на различных принципах, что и сыграло определяющую роль в судьбе интеграционных объединений как Запада, так и Востока. На Востоке Европы ни организация Варшавского договора, ни Совет экономической взаимопомощи не смогли выдержать проверку временем. Вряд ли можно сказать что сам интеграционный процесс на Востоке происходил естественным путём, поскольку это скорее было прямым принуждением, нередко с применением военной силы. Все эти интеграционные объединения канули в лету вместе с крушением тоталитаризма.

Совершенно по-другому проистекал процесс интеграции на Западе европейского континента.

Стержнем интеграции здесь выступал союз однородных по своей социально-экономической и культурной природе стран, в основу которых была заложена система демократических ценностей и мощных правовых институтов, позволивших создать довольно прочные и консолидированные европейские сообщества.

Таким образом, страны Запада пошли по такому пути: те, кто не признает демократических ценностей, тот остается на обочине интеграционных процессов, а для того, чтобы интегрироваться, нужно доказать, что страна живет ценностями и нормами, соответствующими Европейскому праву.

Тем временем, движение за объединение Европы все продолжало активно разрастаться. В различной литературе очень часто вспоминают У. Черчилля с его выступлением с идеей создания Соединенных Штатов Европы. Несколько более конкретные интеграционные предложения поступали от таких французских деятелей как Жан Мане и Роберт Шумана и др.

В условиях такого многообразия подходов к идее паневропеизма была созвана первая международная конференция, в рамках которой должен был быть разработан первый нормативно-правовой акт. Из-за противоречий на конференции осталось всего лишь 6 участников, таких ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург подписавшие вскоре, 8 апреля 1951 г. в Париже договор о Европейском Объединении Угля и Стали (ЕОУС).

Цель данного объединения, чисто формально, казалась скромной, поскольку всего лишь создавалось узкофункциональное сообщество, целью которого было создание общего рынка угля и стали для шести государств. Данное объединение, соответственно, наделялось необходимыми для этого полномочиями. С созданием ЕОУС предусмотрено было также решение некоторых вопросов, общих для шести стран, связанных с активизацией тяжелой промышленности. В любом случае, значение данного договора далеко выходит за его формальные рамки, ведь существенным являлось то, что на основе ЕОУС отрабатывались те принципы и начала, были заложены в основу европейской интеграции.

Таким образом, договор о Европейском Объединении Угля и Стали предусматривал создание 4-х институтов:

- верховный руководящий орган (где были бы представлены все страны-члены, при этом, их представители выступали бы независимо от своих правительств);

- специальный совет министров;

- парламентская ассамблея;

- суд.

Ведущее место в данной системе занимал верховный руководящий орган, который инициировал и принимал обязательные в юридическом плане решения. Совет министров обеспечивал тесную связь верховного руководящего органа с правительствами стран. Парламентская ассамблея включала в себя делегации национальных парламентов, ей присущи были консультативные функции. Суд, в свою очередь, осуществлял контроль за выполнением нормативно-правовых актов данного объединения.

В 1956 г. произошла встреча руководителей стран, входящих в состав объединения ЕОУС в Венеции. После этого начались переговоры о создании Европейского экономического сообщества.

В 1957 году было подписано 2 основополагающих акта, которые были призваны сыграть колоссальную роль в развитии интеграции. Таким образом, в этом году в Риме произошла торжественная процедура подписания:

1) Договора о создании Европейского экономического сообщества (то есть договора об общем рынке);

2) Договора о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Эти оба договора вступили в силу с 1 января 1958 г.

Сложно недооценить значение этих актов для развития процессов интеграции в Европе. Евратом по своему функциональному назначению напоминал Европейское Объединение Угля и Стали, поскольку регулировал относительно узкую, однако чрезвычайно важную отрасль международного сотрудничества.

Создание Европейского экономического сообщества имело уже чрезвычайно важное не только лишь энергетическое, но также и политико-правовое значение, поскольку здесь уже речь шла о создании универсального интеграционного объединения. В состав ЕЭС вошли страны со значительным уровнем экономического развития.

Таким образом, при помощи создания ЕЭС выдвигалась задача формирования общего рынка товаров, услуг, труда и капиталов, который имел бы за основу модель таможенного союза. В процессе построения общего рынка должен был быть заложен фундамент для обеспечения экономической интеграции государств, сформирована основа для будущего валютного и экономического сообщества, а также создан механизм для координации интеграционных процессов. Простыми словами, предусматривалось поэтапное построение общего рынка.

Договор о создании Европейского экономического сообщество также предусматривал:

- создание материальных ресурсов, которые были бы необходимы для нормального функционирования сообществ;

- создание нормативно правовой базы.

Таким образом, была создана универсальная и обширная, наднациональная организация, которая были присущи черты государственной и международной организации.

К началу 70-х г. уже стало понятно, что основные требования, которые были связаны с формированием общего рынка и созданием единого таможенного союза были в целом выполнены. Таким образом, на повестку дня стал вопрос о том, чтобы наметить дальнейшие векторы сотрудничества. Однако внезапно сообщества столкнулись с проблемой острого мирового финансово-экономического кризиса начала 70-х годов. В таких условиях основные усилия европейских стран были сосредоточены на преодолении именно макроэкономических диспропорций.

В начале 80-х г. возник вопрос о планировании дальнейшего, более тесного и всеобъемлющего процесса интеграции. Была сформирована специальная комиссия, подготовившая сборник предложений и проектов на тему перехода от общего к единому внутреннему рынку. Суть таких предложений и их основная цель - это ликвидация барьеров и препятствий на пути либерализации движения факторов производства.

В 1973 году произошло первое расширение Европейского экономического сообщества до девяти участников, поскольку добавились Великобритания, Ирландия, а также Дания.

В 1981 году в Европейское экономическое сообщество интегрировалась Греция. По сравнению с наиболее развитыми в экономическом плане странами ЕЭС экономика Греции находилась на качественно гораздо более низком уровне.

В 1986 году с присоединением Португалии, а также Испании произошло очередное расширение Европейского экономического сообщества, обусловившее резкое обострение диспропорций.

В подобных условиях следовало бы урегулировать ряд количественных, качественных, технических и других диспропорций.

Появилась объективная необходимость в решении ряда проблем институционального характера, к примеру, в расширении юрисдикции Европейских сообществ.

Для решения подобных задач было решено созвать межправительственную конференцию, подготовившую к подписанию следующий документ, под названием Единый европейский акт (ЕЕА), являющийся учредительным договором, который содержал поправки и изменения, вносившиеся в действующие акты европейских сообществ. Принят он был в 1986 г. Благодаря данному документу была четко сформулирована трехэтапная программа построения единого внутреннего рынка. Данный процесс было запланировано завершить к началу 1992 г.

Если проанализировать экономические положения нового документа, то следует обратить внимание на то, что они должны были обеспечивать переход к новому этапу интеграции, то есть, к единому валютному и экономическому союзу (ЕВС).

Хотя ЕЕА и не решал всех вопросов создания валютного, экономического, а также политического союзов, однако он предусматривал созыв международной конференции во исполнение ЕЕА. По результатам данной конференции был подготовлен договор о Европейском Союзе (ЕС), который был подписан 7 февраля 1992 г. в Маастрихте двенадцатью странами. Договор получил соответственное название "Маастрихтский договор".

Этот договор обладал чрезвычайно большим значением, поскольку им фактически было оформлено и положено начало существованию Европейского Союза. Согласно Маастрихтскому договору, Европейский Союз основывается на Европейских сообществах.

Также в данном договоре регламентировались еще две новые важные сферы сотрудничества стран-членов ЕС:

1) сотрудничество в сфере выработки и проведения единой внешней политики, а также политики безопасности;

2) сотрудничество в сфере внутренних дел и юстиции.

В сфере социально-экономического развития Маастрихтским договором определялась задача создания экономического и валютного союза (ЭВС). В экономической сфере - это возрастание экономического единения, сплоченности и сотрудничества. В валютной сфере основной задачей было создание единого валютного союза.

Валютный союз следовало создать не позднее 1 января 1999 г. с введением единой для всех стран валюты (евро). Однако, к примеру, Греция требованиям валютного союза не отвечала, а Англия, Дания и Ирландия сразу выразили не совсем позитивное отношение к единому валютному рынку и даже с течением времени не вошли в него).

Не менее важной проблемой, возникшей с созданием ЕС была проблема значительной разнородности членов союза.

Хотя многими был раскритикован Маастрихтский договор за то, что им был создан Европейский союз посредством нагромождения все новых неопределенных структур, европейская интеграция сделала чрезвычайно большой шаг вперед.

Маастрихтский договор содержит ряд важных пунктов, которые касались порядка функционирования институтов. Так, им была предусмотрена единая институциональная система союза, уточнены вопросы гражданства и т. п.

Следующее - третье расширение ЕС, как, впрочем, и каждое из предыдущих, привнесло в данный союз свою динамику, а также перемены в приоритетах. Появление трёх новых членов Союза в 1995 г. (Австрия, Швеция, а также Финляндия) значительно изменило его политическую конфигурацию.

Хотя перечисленные страны по своим социально-экономическим параметрам являются относительно близкими к "ядру" ЕС, однако, их вхождение в союз вновь со всей остротой поставило вопрос сбалансированности между развитием интеграции "вширь" и "вглубь", то есть между углублением объединительных процессов, а также расширением географических границ интеграционной зоны.

В 1996 г. был подготовлен следующий учредительный документ, подписанный в июле 1997 г. в Амстердаме и получивший название "Амстердамский договор".

Амстердамский договор предусматривал некоторые изменения в ЕС:

Количество депутатов в Европарламенте не должно быть больше 700. Были внесены изменения в саму процедуру принятия решений, которая, в свою очередь была заметно упрощена, что также имело немаловажное значение.

Была уточнена система институтов и структура валютного союза, Европейский центральный банк получил право издания нормативно-правовых актов. Что касается прав и свобод граждан, то союз превращается в "пространство свободы, безопасности и справедливости, в рамках которого принимаются меры по повышенной защите прав, свобод и интересов граждан".

Сейчас Европейский союз является экономическим и политическим объединением 28 наиболее развитых европейских государств.

При помощи стандартизированной системы законов, которые действуют во всех странах европейского союза, создан был общий рынок, который гарантировал бы свободное движение товаров, капитала, рабочей силы.

Предусматривалась отмена паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую включаются как страны-члены европейского союза, так и другие европейские страны.

Европейский союз принимает законы (постановления, директивы, законодательные акты) в сфере внутренних дел и правосудия, вырабатывает общую политику в сфере торговли, рыболовства, сельского хозяйства, а также регионального развития. Восемнадцать стран - членов Евросоюза ввели в обращение единую денежную единицу - евро, образовав таким образом, еврозону.

Являясь субъектом международного права, Евросоюз обладает полномочиями на участие в заключении международных договоров и в международных отношениях.

В ЕС сформирована политика безопасности и общая внешняя политика, которая предусматривала проведение согласованной внешней политики. По всему миру были учреждены постоянно действующие дипломатические миссии Евросоюза, также функционируют представительства ЕС в Организации Объединённых Наций, Большой восьмёрке, ВТО, а также в Группе двадцати.

ЕС является уникальным международным образованием, которое в себе сочетает признаки международной организации и надгосударства, однако, формально Союз не является ни тем, ни другим.

В различных сферах важнейшие решения принимаются наднациональными и независимыми от национальных правительств институтами, а в других же -- осуществляются путем переговоров между странами-членами.

Основные институты ЕС включают в себя:

- Совет Европейского союза;

- Европейскую комиссию;

- Европейский совет;

- Европейскую счётную палату;

- Суд Европейского союза;

- Европейский центральный банк;

- Европейский парламент, избирающийся каждые пять лет гражданами ЕС.

Перечислим ключевые события в истории европейской интеграции:

· 1951 --Парижский договора, которым было создано ЕОУС (Европейского объединения угля и стали).

· 1957 -- подписание Римского договора о создании Евратома и Европейского экономического сообщества.

· 1965 -- подписание договора о слиянии, в соответствии с которым был создан единый Совет и Комиссия для трёх европейских сообществ ЕЭС, ЕОУС, а также Евроатома.

· 1973 -- первое расширение Европейского экономического сообщества, ознаменовавшееся присоединением Ирландии, Дания, Великобритания.

· 1978 -- начало создания Европейской валютной системы.

· 1979 -- первые выборы в Европарламент.

· 1981 -- присоединение Греции в ЕЭС.

· 1985 --Шенгенское соглашение.

· 1986 -- третье расширение Европейского экономического сообщества (присоединились Португалия, а также Испания).

· 1986 -- Единый европейский акт, который внес существенные изменения в учредительные договора с ЕС.

· 1992 -- Маастрихтский договор, согласно которому на базе ЕЭС был создан Евросоюз.

· 1995 -- присоединение к ЕС Швеции, Финляндии, Австрии.

· 1999 -- начало обращения (в безналичных расчетах) евро, которая в наличном обращении с 2002 года.

· 2004 -- самое большое расширение ЕС (Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Кипр, Мальта).

· 2007 -- был подписан Лиссабонский договор с целю реформирования системы управления ЕС.

· 2007 -- присоединение Болгарии и Румынии.

· 2013 -- на данный момент последнее, шестое расширение (Хорватия).

Делись добром ;)