logo
PR-проект по формированию позитивного имиджа государственного служащего в Республике Татарстан

Глава 2. Анализ формирование имиджа государственного служащего в РТ

2.1 Имидж государственного служащего (чиновника) в глазах граждан

Имидж государственного служащего тождественно равен его личности.

Личность государственного служащего Государственная служба Российской Федерации: Основы упр. персоналом / Под общ. ред. В.П.Иванова. - М.: Известия, 2003. - 410 с. - 157-00. - психолого-акмеологический или профессиональный «портрет», объединяющий потребность самовыражения, самореализации и совокупность ее психолого-акмеологических и профессиональных характеристик, полученных на основе комплексных исследований, имеющих проективно-диагностическую, обучающую и развивающую направленность, включенных в контекст социальных, профессиональных, гуманистических задач и целей деятельности.

Имидж российского чиновничества в глазах соотечественников просто ужасен, особенно в сравнении с тем, как они представляют образ чиновника в Западной Европе. Если ведущие качества западноевропейского чиновника с точки зрения российской общественности - компетентность, деловитость, культура и образованность, ответственность и надежность, творческий потенциал и неподкупность (среди восьми доминирующих качеств нет ни одного отрицательного), то портрет его российского коллеги прямо противоположен: безразличие к людям, продажность, равнодушие к интересам страны, безответственность и некомпетентность Емельянов А.Л. Уровни профессионализма в управленческой деятельности / А. Л. Емельянов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004.- № 5. - С. 67-77. Создается замкнутый круг: с одной стороны, власть, чиновники игнорируют интересы и права граждан, с другой - большинство граждан платят им той же монетой. Мало того, что они рисуют крайне негативный образ родной бюрократии, они еще стремятся обходить стороной легальные или легитимные способы решения своих насущных проблем. Если есть возможность не общаться с госчиновником, она используется на 100%. «И только когда такой возможности нет, наш человек обращается в государственный аппарат», - отмечает Михаил Горшков (директор центра комплексных социальных исследований РАН) Горшкова Л. Оценка управленческого персонала: параметры и методы / Л. Горшкова // Человек и труд. - 2003. - № 3. - С. 79-82..

Расходятся мнения по поводу причин неэффективной деятельности бюрократии. Рядовые граждане уверены, что основная причина заключаются в безнаказанности. Далее следует недобросовестность и низкий моральный уровень. Чиновники, в свою очередь, на первое место ставят несовершенство законов, на второе - большую загруженность работой, и на третье - низкий уровень собственной зарплаты. При этом, - вот парадокс, - по всем аспектам удовлетворенности жизни чиновники в несколько раз опережают основную массу населения. Они удовлетворены уровнем жизни, возможностью одеваться, питаться, содержательно использовать свой досуг, выезжать на отдых. Это, кстати, приводит к тому, что молодые люди считают, что идти в чиновники престижно, а так как зарплата там «невысока», то волей неволей «придется брать взятки», и мне кажется, что это один из самых драматических и печальных моментов этой статьи.

Неэффективность чиновников рождает недоверие общества. Недоверие общества рождает определенный образ чиновничества. Люди, рвущиеся на чиновничьи должности - это люди, которые обладают набором личностных качеств, соответствующих этому образу: «Я должен быть готов на все, чтобы удержаться на нагретом месте», «маленькая зарплата означает возможность - и даже необходимость - дополнительного дохода» (каким являются взятки), «я должен сделать все, чтобы избежать ответственности, если же это невозможно, я должен сделать все, чтобы откусить как можно больший кусок пирога, пока гром не грянул». Изменить существующий порядок вещей можно, только полностью сменив систему рекрутинга (набора) на ответственные должности. В Китае и по сей день существуют многоуровневые экзамены, которые должен сдавать человек, претендующий на чиновничью должность. Может быть, законодателям стоит задуматься об этом. Социологические исследования в системе государственной службы, 2002-2004: Информационно-аналитические материалы кафедры гос. службы и кадровой политики РАГС при Президенте РФ. /М., 2004