Сущность и содержание изменения финансового законодательства в 2011 году
2.1 Налоги и сборы. Общие положения
· Дополнены полномочия Минфина России (п. 1 ст. 1 Федерального закона №227-ФЗ от 18 июля 2011 г.).
С 1 января 2012 года Минфин России вправе давать письменные разъяснения налоговым ведомствам.
Ранее не было предусмотрено таких полномочий.
· Введена новая гл. 3.1 Налогового кодекса РФ об институте консолидированных групп налогоплательщиков (п. 1 ст. 1 Федерального закона №321-ФЗ от 16 ноября 2011 г.).
Организации, которые уплачивают налог на прибыль, вправе объединиться в консолидированную группу налогоплательщиков на основании специального договора в целях расчёта и уплаты налога на прибыль с учётом совокупного финансового результата их хозяйственной деятельности. Создать консолидированную группу налогоплательщиков можно уже с 1 января 2012 года.
Ранее понятия "Консолидированная группа налогоплательщиков" в налоговом законодательстве не содержалось.
· Введена новая гл. 14.1 Налогового кодекса РФ (п. 5 ст. 1 Федерального закона №227-ФЗ от 18 июля 2011 г.) в отношении взаимозависимых лиц.
Расширен перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми, они приведены в ст. 105.1 Налогового кодекса РФ. По иным основаниям стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми самостоятельно или по решению суда.
Ранее: Взаимозависимости лиц была посвящена ст. 20 Налогового кодекса РФ. Продавец и покупатель могут быть признаны взаимозависимыми и по иным основаниям, но только на основании решения суда.
· Введена новая гл. 14.2 Налогового кодекса РФ (п. 5 ст. 1 Федерального закона №227-ФЗ от 18 июля 2011 г.) в отношении определения рыночной цены для целей налогообложения.
Рыночная цена для целей налогообложения (при соблюдении определенных условий) определяется в соответствии с положениями ст. 105.3 Налогового кодекса РФ.
Ранее: Понятие рыночной цены предусматривалось ст. 40 Налогового кодекса РФ.
· Введена новая гл. 14.3 Налогового кодекса РФ (п. 5 ст. 1 Федерального закона №227-ФЗ от 18 июля 2011 г.) в отношении методов определения рыночной цены для целей налогообложения.
Установлены методы определения рыночной цены для целей налогообложения (которыми может пользоваться в т. ч. ФНС России в ходе проверок): - метод сопоставимых рыночных цен; - метод цены последующей реализации; - затратный метод; - метод сопоставимой рентабельности; - метод распределения прибыли.
Допускается использование комбинации двух и более указанных выше методов.
Ранее: Существовало три метода определения рыночной цены (которыми могли пользоваться в т.ч. налоговые инспекторы в ходе проверок): метод сопоставления рыночных цен, метод последующей реализации и затратный метод. Каждый последующий метод можно было применять только при невозможности использовать предыдущий.
· Введена новая гл. 14.4 Налогового кодекса РФ (п. 5 ст. 1 Федерального закона №227-ФЗ от 18 июля 2011 г.) в отношении контролируемых сделок.
Введено понятие "контролируемые сделки". Контролируемыми являются сделки, цены по которым ФНС России вправе проверить на соответствие рыночным. Они перечислены в ст. 105.14 Налогового кодекса РФ.
Ранее: Порядок признания сделок контролируемыми в Налоговом кодексе не был установлен. На соответствие уровню рыночных цен могли быть проверены любые сделки (при соблюдении определенных условий).
· Введена новая гл. 14.5 Налогового кодекса РФ (п. 5 ст. 1 Федерального закона №227-ФЗ от 18 июля 2011 г.) в отношении нового вида проверок, которые проводит ФНС России.
ФНС России вправе проводить проверки соответствия цены по контролируемой сделке уровню рыночных цен. Проверять соответствие цен рыночным в рамках выездной или камеральной проверки нельзя.
Ранее: Специального вида проверок в отношении соответствия цен, применяемых сторонами сделки, рыночному уровню предусмотрено не было. Контроль проводился в общем порядке (налоговыми инспекциями) в рамках предусмотренных законодательством видов проверок.
· Введена новая гл. 14.6 Налогового кодекса РФ (п. 5 ст. 1 Федерального закона №227-ФЗ от 18 июля 2011 г.) в отношении заключения соглашения о ценообразовании.
Организации - крупнейшие налогоплательщики вправе заключить с ФНС России соглашение о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в целях признания цен в контролируемых сделках рыночными.
Ранее: В Налоговом кодексе РФ не содержалось положений о возможности заключения соглашения о ценообразовании.